На троих. Как Святослав Нечитайло стал крупнейшим производителем алкоголя в Украине

24 марта 2020, 08:30
Профайл

Святослав Нечитайло с состоянием в $119 млн занимает 54-ю строчку в топ-100 самых богатых украинцев, составленном НВ и Dragon Capital.

За год совладелец Баядера Групп и сети ЭКО-маркет стал богаче на $1 млн, но потерял 13 позиций в рейтинге. Впрочем, если этот факт расстроит мультимиллионера, то у него найдется немало поводов для поднятия настроения.

Видео дня

Например такой: в сотне самых дорогих брендов Украины прочно обосновались Хлібний дар (10 место), Marengo (50-е), Коблево (57-е) и ЭКО-маркет (70-е). И все они имеют прямое отношение к Святославу Нечитайло. А в целом количество брендов, принадлежащих Баядере, переваливает за три десятка.

Есть еще вот такой факт: Наталья Бондарева, его родная тётя с состоянием $86 млн, занимает 74-е место в списке самых богатых украинцев.

В этом нет ничего удивительного, ведь Баядера Групп — семейный бизнес, основанный в 1991 году Святославом Нечитайло, его матерью Ольгой и ее сестрой Натальей. Будущая алкогольная империя выросла из магазина в Горловке.

Святославу тогда было 17 лет, Донецкий национальный университет с дипломом по специальности бухгалтерский учет он закончит в 1996-м. Мать на момент основания компании работала заместителем городского головы Горловки (оставит карьеру чиновника ради бизнеса через год), тётя — бухгалтером в Донбасском ремонтно-строительном управлении (позже перейдет работать в Горловскую налоговую инспекцию и оставит госслужбу только в 2001 году). Изначально Баядера занималась дистрибуцией — компании удалось эффективно наладить поставки товаров во время, когда между предприятиями и странами рвались отлаженные при Союзе экономические связи.

Пройдет более 10 лет — за это время Баядера откроет филиалы в шести регионах, столице — и в итоге вплотную займется раскруткой собственных торговых марок и в ритейле, и в производстве. Нулевые годы — период полномасштабного выхода семейного бизнеса на всеукраинский уровень.

Бренд Хлібний дар был основан в 2002 году, сеть ЭКО-маркет — в 2003-м (первый магазин — в Чернигове). В 2005 году в Черкасской области запущен завод Національна горілчана компанія, а на рынок одна за другой выходят новые бренды водки: Козацька Рада, Rada, Цельсий, Воздух, Перша гільдія, Явора. Такое разнообразие станет залогом успеха: по словам гендиректора Баядера Групп, если бы компания разливала только Хлібний дар, ее мощности были бы загружены лишь на 30−40%, а так среднегодовая загрузка составляет 80%.

В фокусе интересов семейного бизнеса в середине 10-х годов оказалось виноделие. Это направление сегодня представлено винзаводом Коблево с 2,5 тыс. га виноградников и Николаевским коньячным заводом. Их бренды: Koblevo (и коньяк, и вино), Marengo, La Famiglia, Cartaval, Takado.

Не отставала и дистрибуция. Международные партнеры Баядеры — Diageo, Remy Cointreau, Moët Hennessy, Mast-Jägermeister SE (всего свыше 130 торговых марок).

История взлета Баядеры не обошлась без трагедии. В 2012 году после длительной и тяжелой болезни умерла Ольга Нечитайло-Риджок. Семейный бизнес разделили тётя и племянник. Ни до, ни после родственники не отличались особым стремлением к публичности, но в начале 2013-го Наталья Бондарева дала откровенное интервью изданию Коммерсантъ Украина, в котором рассказала: «Группа компаний Баядера принадлежала мне и Ольге в равных долях. Сейчас единственным владельцем осталась я. С самого начала это были два разных бизнеса: у Святослава — ЭКО-маркет, у нас — Баядера… Мы посовещались и приняли решение, что пока он будет заниматься ритейлом, а я — тем, чем раньше занималась Ольга».

И добавит: «Торговлей алкоголем начал заниматься Святослав, когда еще учился на втором курсе Донецкого университета. В нашей семье не было никого, кто был связан с торговлей, а самого Святослава мы видели в науке, а никак не в бизнесе… Святослав — очень опытный управленец, его советы для меня много значат… Наша компания — как раз тот случай, когда семейные узы положительно сказались на развитии бизнеса».

Журналисты спросят, собирается ли Баядера выходить на IPO, и Наталья Бондарева ответит, что, мол, были такие планы, но торопиться не стоит: финансовый рынок слаб, для развития бизнеса есть и другие механизмы.

За прошедшие годы рынок, видимо, сильнее не стал — Баядера Групп на публичное размещение так и не решилась. Да и стоило ли? Позиции группы крепки. По итогам 2018 года (более свежих данных еще нет) Баядера занимает 33% рынка водки — (ее конкуренты из Global Spirits и Nemiroff — 26,5% и 20,5% соответственно), и около 12% на рынке вин, на котором является относительно новым игроком. Продукция компании экспортируется в без малого 50 стран, по объемам экспорта Баядера делит 1−2 места с Nemiroff. Есть собственное производство в Беларуси. А сеть ЭКО-маркет на начало 2020 года насчитывает 149 магазинов в 62 городах, треть из них — в столице.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X