Честолюбивый мороженщик. Как Петр Рудь завоевывал рынок холодных сладостей и зарабатывал миллионы
Петр Рудь, собственник одноименной торговой марки и совладелец Житомирского маслозавода занимает 97-е место в рейтинге богатейших украинцев, составленном НВ и Dragon Capital.
Его состояние оценивается в $53 млн, за год увеличившись на 24%. По итогам 2018 года, по данным того же рейтинга, Рудь занимал 100-е место в списке украинских мультимиллионеров. Растет не только состояние главного украинского мороженщика, но и стоимость его бренда. ТМ Рудь НВ и Dragon Capital оценивают в $7 млн (87-е место в топ-100 самых дорогих брендов Украины и +12,9% за год).
Самый богатый человек Житомирской области (публикации в СМИ о Руде не оставляют сомнений, он гордится этим фактом) родился в 1956 году, окончил ПТУ, отслужил в армии, работал на нефтебазе в Коростене, сделал карьеру на Коростенском молокозаводе, который и возглавил в 1987 году. Дипломом о высшем образовании (Украинская сельхозакадемия в Киеве) обзавелся только в 34 года. А в 1992-м стал директором Житомирского маслозавода. На данный момент владеет более 50% предприятия, второй крупный собственник — дочь Оксана.
В то самое время, когда индустрия производства советского мороженого, о котором так любят проливать слезы ностальгирующие по СССР, фактически развалилась. Как доказал Рудь, для производства пломбиров вовсе не обязательно наличие генсеков и руководящей партии.
В начале 90-х Рудь объезжал частные хозяйства и то, что осталось от колхозов-совхозов, на собственной Волге, договариваясь о поставках молока.
А потом рискнул — закупил холодильные ванны, которые предоставил потенциальным поставщикам — бесплатно, но под гарантии бесперебойного получения продуктов. Но само молоко в рознице стоило копейки (и торговые наценки на него все еще регулировались государством), и Рудь рискнул еще раз — переключился на мороженое. Украинский рынок тогда был забит импортом, в основном польским, и Рудь пошел в атаку: закупил шведскую упаковочную линию Tetra Pak (одну из первых в Украине), потом датскую Straightline и… вышел на рынок Чехии, едва ли не случайно найдя партнера по организации поставок на одной из выставок.
Рудь, как говорится, поймал волну. Начал выпускать мороженое с наполнителями, начал откровенно играть на той самой ностальгии, выпуская такие бренды, как 100% мороженое, запустил линейку детского мороженого.
Когда в 2000-х емкость и перспективы рынка оценили и освоили конкуренты, Житомир ответил выпуском мягкого мороженого (продажи которого не так зависели от сезона), сливочного масла (покупателей на которое искали в первую очередь в секторе КаБаРе), органического мороженого, замороженных полуфабрикатов и сухого молока (которое экспортировали даже в Японию). Вопрос сезонной зависимости был решен. Продукция под брендом Рудь занимает от 20% до 30% украинского рынка мороженого (разница объясняется оценками самой компании и аналитиков).
Еще раньше были решены и вопросы честолюбия. В 1998 году маслозавод включил в свое название фамилию директора, а сам Петр Рудь собрал коллекцию орденов За заслуги всех трех степеней и стал почетным гражданином Житомира. Не особо усердствовал, разве что, в публичной политике — депутат горсовета, облсовета (в последний раз избирался от БПП) и единственная его попытка попасть в Верховную Раду датирована аж 1998 годом (и то по спискам уже давно забытой Аграрной партии на заведомо непроходном 88-м месте).

Но в центре Житомира есть памятник мороженому весом 14 тонн. И вес самого Рудя в городе никто и не оспаривает.