Почти невозможная миссия. Что происходит с украинскими стартапами во время коронакризиса

25 августа 2020, 11:41
НВ Премиум

Украинский фонд стартапов делится тем, что нужно знать IT-предпринимателям, чтобы привлечь инвестиции во время пандемии и экономического кризиса

Когда мы запускали Украинский фонд стартапов в конце прошлого года мало кто из участников программы знал, чем нас встретит 2020 год. Эпидемия, закрытие границ и обвал экономик в двух полушариях — кризис не пощадил никого. Привлечь деньги сложно. Привлечь деньги на ранних стадиях еще сложнее. А если в этот бульон добавить рецессию планетарных масштабов получится практически невозможная миссия. Или нет?

Видео дня

У страха глаза велики, поэтому мы решили собрать больше мнений и оценок о состоянии украинских и не только стартапов от игроков соответствующей экосистемы. Как себя чувствует инновационный бизнес в это непростое время и какие прогнозы на ближайший год? В первой части этого рассказа ответят пять экспертов Фонда, каждый из которых занимается инвестициями в стартапы прямо сейчас.

Виктория Тигипко, основательница и управляющий партнер венчурного фонда TA Ventures, президент клуба частных инвесторов ICLUB Global

Мы пристально следим за ситуацией со стартапами, так как уже почти десять лет инвестируем в перспективные проекты в Украине и мире. Но впервые за десять лет вижу нечто подобное. Пандемии случались и раньше, но никогда с подобными жесткими локдаунами. Как это все ударило по стартапам? Наши исследования обнадеживают — все не так плохо, как кажется:

 — M&A активность (слияние и поглощение) не снизилась;

 — Европейские страны и Штаты сразу запустили программы поддержки своих стартапов. В первую очередь это гранты и беспроцентные кредиты. Более 50% стартапов воспользовались такими программами;

 — 60% стартапов снизили расходы;

 — 94% стартапов не собираются останавливать свою деятельность по результатам опросов;

— 40% стартапов в поисках инвестиций;

 — у европейских фондов есть капитал. Более того в 2019—2020 годах они привлекли 20 млрд евро;

На основе анализа предыдущих кризисов, кризиса 2007−2009 года, видно, что экономические кризисы слабо влияют на стартапы. При этом стартапы на стадии seed восстанавливаются быстрее остальных.

Александр Цимерман, управляющий партнер венчурного фонда Solid5

Есть такая старая фраза: the rich get richer and the poor get poorer. Стартапы, которые поднимали раунды А, B и C продолжили их поднимать и сейчас. Более того к ним увеличилось внимание, поскольку если до недавних событий был большой интерес именно к стадиям pre-seed и seed, то есть к более рискованным стартапам, то сегодня венчурные фонды переключились и предпочитаю более безопасные как отрасли, так и стартапы в целом. Соответственно все те стартапы, которые находятся на ранних стадиях должны серьезно дисконтировать свои валюации (оценка бизнеса). Это общая картина, которая включает Европу, Штаты и Украину в том числе, которую мы наблюдаем прямо сейчас.

Те, кто не поймет, что сегодня их самый лучший и перспективный в мире стартап должен снизить аппетиты валюации, чтобы привлечь инвестицию и остаться на плаву в ближайшие несколько лет — просто не выживут. Рынки ведут себя сейчас довольно хаотично и чтобы оправиться от пандемии развитым странам понадобиться минимум года три, а всем остальным и того больше. Соответственно развитие и возможность привлечь инвестиции, а также продажи очень сильно пострадает в ближайшие несколько лет. Стартапам надо изменить свое видение и начать очень серьезно снижать расходы, потому что скорее всего получить высокие доходы в ближайшем будущем не получится.

Катерина Дегтяр, Startup Grind Kyiv Chapter Director

Пандемия по сути ударила сильно в тех сферах и странах, где есть много — мультипликаторов, именно они дают большую и динамичную переоценку стоимости. Как правило, это страны с развитой экономикой, понятной финансовой системой, немалым накопленным капиталом, и с привязкой стоимости активов к — фондовой бирже. Как быстро падал индекс Доу-Джонс весной? А теперь вопрос — как много украинских компаний прошли IPO и торгуются на бирже? Единицы. Как много украинских стартапов поднимали Round A до пандемии в действительно зарубежных венчурных фондах? Единицы. Преференции, в среднем сроке, в выборе крупными венчурными фондами и другими источниками финансирования оптимальных стартапов для инвестирования — на базе новых мультипликаторов и их понимания — могут поменяться как географически, так и по индустриям, технологиям, и другим параметрам.

Кризис это всегда — возможность. Не чудо-чудесное и не бесплатная манна с неба. Работать, творить, хорошо продавать, и быть лучше каждый день — нужно всегда. Пока идет поиск нового общепринятого понимания мультипликаторов, оценки рисков, оценки ликвидности, — принятие решений про новые инвестиции приостановлено многими фондами. И стартапам нужно планировать 1−1,5 года работы без внешнего финансирования. В начале 2020 могли быть активными те фонды, которые подняли инвестиции у своих инвесторов еще в 2019. Сейчас же, акцент смещен в сторону поддержки своего портфеля уже проинвестированных стартапов, чем в пользу поиска новых. Не будем забывать про корпорации, как инвестора или покупателя услуг. Знакомый мне стартап сейчас получил предложение продать как whitelabel свой сервис мобильному оператору из соседней юго-восточной страны. Работаем-дальше!

Александра Балкова, операционный директор акселерационных программ Startup Wise Guys

С одной стороны, стартапы — наиболее уязвимый бизнес. Не прибыльный, напрямую зависящий от внешнего финансирования. В отличие от корпораций, у стартапа нет запаса прочности, поэтому легко предположить, что большинство стартапов во время кризиса должны умереть. Но важно помнить, что главное преимущество стартапа — скорость реагирования и возможность быстрой смены вектора направления (пивот), чего не может себе позволить взрослый бизнес. Поэтому главным вызовом для украинских стартапов на период кризиса остается фандрайзинг. Пандемия заставила многих бизнес-ангелов отложить инвестирование до лучших времен. Безусловно, это не означает, что стартап совсем не сможет найти деньги: многие венчурные фонды продолжают инвестировать, продолжают набирать программы и инвестировать акселераторы, в том числе Startup Wise Guys, во многих странах открылись новые грантовые программы государственного финансирования, и Украинский Фонд Стартапов, который продолжает инвестировать не смотря на кризис, не исключение.

Однако, до закрытия границ украинские стартапы часто искали финансирование за пределами страны. Сейчас же, инвесторам Европы и Штатов сложнее обращать внимание на сделки в других странах, в частности в Украине, где у фаундеров возможность покинуть страну ограничена. При этом конкуренция за финансирование среди стартапов выросла, поэтому у активных инвесторов есть преимущество выбирать и договариваться со стартапом о более низкой оценке. Учитывая сложности с поиском финансирования за пределами своей страны, украинским стартапам стоит рассчитывать только на себя на ближайшие 3−6 месяцев. Сократить расходы, увеличив runway до 9−12 месяцев, и делать упор на гибкость, возможность адаптироваться к новым трендам рынка и способность быстро принимать решения.

Андрей Заикин, CEO в YEP startup incubator

В первую очередь повторю мысль многих экспертов, кризис только начинается. Несколько месяцев карантина, которые мы уже пережили, это все еще можно считать только начальной фазой. Мы будем проживать этот кризис и чувствовать его последствия еще много месяцев. Очевидно, проблемы возникли у стартапов, которые связаны со сферами, на которые непосредственно повлияла пандемия — туризм, транспорт, оффлайн коммуникации и образование, ивенты … они первыми почувствовали на себе мощное давление этого коронакризиса. В то же время есть много компаний, для которых эта пандемия стала реальной возможностью для масштабирования и диверсификации. Инструменты для совместной работы, онлайн обучение, сервисы видеоконференции, облачные сервисы, курьерские доставки, получили мощный толчок от этого кризиса. И для первых, и для вторых сейчас появляется хороший тренд — стремительный рост заинтересованности потребителей (как B2B, так и в B2C сегментах) к новым технологиям.

Во время пандемии у многих появилось время и, главное, критическая необходимость оптимизировать расходы и повышать эффективность, причем в любых сферах жизнедеятельности. Это должно стать очень мощной возможностью для всех стартапов, которые могут удовлетворить этот спрос и предоставить новые сервисы для жизни и работы в новых реалиях. Cтартапам, которые работают в индустриях с меньшим влиянием коронакризиса, нужно ловить волну и использовать новые возможности. Те компании, которые больше пострадали от пандемии, не имеют другого выбора, кроме как сокращать расходы и одновременно искать варианты для пивотов в сторону новых сервисов или инструментов, в которых нуждается сейчас рынок.

Как видим из первых опросов ситуация безусловно бросает вызовы предпринимателям, но далека от безнадежной. Будем надеяться, что и вторая часть порадует нас своими прогнозами и мы будем готовы сделать уверенные выводы.

Автор — Павел Карташов,

директор Украинского фонда стартапов (USF).

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X