По китайскому счету. Как Украина стала для AliExpress вторым в мире покупателем по росту заказов

28 декабря 2019, 10:01
Цей матеріал також доступний українською

Украинцы через онлайн-заказы покупают в Китае массу дешевых товаров — от косметики до смартфонов и одежды. И стали второй нацией в мире по росту заказов на гигантском маркетплейсе AliExpress.

32 млн почтовых отправлений из Китая — едва ли не по одному на каждого украинца. Примерно такой результат по итогам года покажет Украина, если продолжит скупаться на китайских сайтах нынешними темпами. Доступные цены и удобство ключевого из них — глобального онлайн-маркетплейса AliExpress, детища Джека Ма, окончательно покорили соотечественников в 2019‑м.

Видео дня

Виолетта Сулак, руководитель отдела маркетинга из Киева, зарегистрировалась на AliExpress лет пять назад. На этом ресурсе она покупает бижутерию, браслеты для часов, одежду, белье, а иногда и кое‑что посерьезней — пуховик или куртку. «Цена на Ali может быть в два-три раза ниже, чем в киевских магазинах. И часто бывают дополнительные скидки и распродажи», — поясняет она. А то, что на доставку товара уходит несколько недель, ее не смущает, — главное, вовремя все заказать. Покупка огорчила Сулак лишь однажды — ожидание не совпало с реальностью. Но теперь она знает: если обратить внимание на отзывы и фото к ним, то подобных неприятностей можно избежать.

Наталия Андросова, менеджер по рекламе из Киева, во избежание неприятных сюрпризов также ориентируется на большое количество отзывов от покупателей и их фото, а еще — рейтинг продавца. Она зарегистрировалась на AliExpress год назад и теперь все чаще заказывает то аксессуары, то одежду. По ее словам, среди коллег в отделе из 20 человек почти треть уже приобщилась к подобному шопингу. «Из дорогих вещей покупала светодиодную лампу для визажиста, которая в Украине стоит 4,5 тыс. грн, а там обошлась в 2,3 тыс. грн — в два раза дешевле», — говорит Андросова. А стекла на экран смартфона стоят примерно 50 грн, притом что в киевских магазинах за такой товар просят 200 грн.

Дешевизна — ключевая причина взрывного роста заказов, сделанных украинцами на площадках онлайн-империи Джека Ма. По данным национального почтового оператора Укрпошта, ключевого доставщика посылок из Поднебесной, за девять месяцев число отправлений из Китая составило около 20 млн. Большая их часть — это товары из интернет-магазинов, рассказывает Александр Перцовский, первый замгендиректора Укрпошты. Львиная доля этого посылочного океана пришлась на AliExpress, число заказов на котором выросло на 70%.

Потребительскую страсть украинцев заметили даже в Китае. Еще бы: по темпам прироста числа заказов Украина для AliExpress — глобальный покупатель № 2.

По общей стоимости проданных на этой площадке товаров наша страна оказалась в первой десятке среди всех государств-клиентов. Впрочем, точные данные китайцы раскрывать не захотели — на запрос НВ в компании не ответили.

Чаще других к услугам AliExpress прибегают жители столицы и Киевской области — они, по данным Укрпошты, формируют 36% посылочного потока, обработанного национальным оператором. Далее идут Харьковская и Днепропетровская области — по 10,8% и 9% соответственно.

По итогам года в Укрпоште ожидают более 30 млн отправлений из Китая, говорит Перцовский. Благодаря резкой прибавке заказов на AliExpress число доставок из Китая у госоператора выросло на треть: теперь на Поднебесную приходится 65−70% в структуре всех импортных посылок Укрпошты.

Восточный гигант стал № 1 в структуре международных отправлений в Украину у еще одного отечественного оператора — Новой Пошты Интернешнл.

Чаще всего украинцы приобретают в Китае телефоны и аксессуары (к последней категории относятся чехлы для смартфонов и стекла для их экранов), электронику и различные автотовары, — это если ориентироваться на заказы, сделанные через Укрпошту.

В целом же на зарубежных площадках онлайн-торговли соотечественники обычно покупают одежду, обувь, электронику, косметику и детские игрушки, рассказывает Юрий Беневитский, директор компании Нова Пошта Интернешнл, входящей в группу Нова Пошта.

По данным опроса компании GfK, проведенного среди тех, кто в течение года покупал товары на зарубежных сайтах, 34% заказывали аксессуары и подарки, 30% — одежду, 16% — косметику и парфюмерию, 15% — обувь. Далее следуют товары для детей, телефоны и смартфоны, ноутбуки, мелкая бытовая техника и электроника, автотовары, а также солнцезащитные очки.

Кроме AliExpress у украинцев популярны такие мировые маркетплейсы и онлайн-магазины, как Amazon, AliBaba и Ebay, рассказывает Александр Соколов, гендиректор компании Pro-Consulting.

В Новой Поште к этому списку добавляют сайт косметики iHerb, торговцев одеждой 6pm и Victoria’s Secret, а также детский магазин Carters.

ЗАГРАНИЦА СТАЛА БЛИЖЕ: Юрий Беневитский из Новой Пош­ты Интернешнл отмечает, что украинцы в этом году получали международные посылки на 25–30% чаще, чем в 2018-м (Фото: НВ)
ЗАГРАНИЦА СТАЛА БЛИЖЕ: Юрий Беневитский из Новой Пош­ты Интернешнл отмечает, что украинцы в этом году получали международные посылки на 25–30% чаще, чем в 2018-м / Фото: НВ

Китай на проводе

A liExpress — это огромный маркетплейс, который работает по всему миру, и один из крупнейших продавцов в сфере трансграничной торговли, рассказывает Юлия Павленко, руководитель департамента международных операций Укрпошты. А еще этот ретейлер — одна из первых иностранных онлайн-платформ, которые начали развиваться в Украине, добавляет Соколов.

Дешевые товары и бесплатная для клиента доставка сделали AliExpress лидером. «Поэтому у них такой бум продаж [со стороны украинцев]», — говорит Павленко. Действительно, по данным Укрпошты, заметная часть посылок из Китая имеет стоимость до $ 2.

Китайский бум начался в 2016‑м, когда Укрпошта наладила сотрудничество с китайской стороной — компанией Сainiao, входящей в структуру группы Alibaba и занимающейся вопросами логистики как для AliExpress, так и для других площадок конгломерата Ма. «Мы запустили специально для AliExpress экономсервисы доставки Super Economy и AliExpress Saver [они предусматривают бесплатную доставку для товаров стоимостью до 2 евро и до 5 евро соответственно]», — рассказывает Перцовский. В структуре товаров китайских продавцов много подобной мелочевки, которая стала еще доступнее для покупателя. «Это и дало огромный прирост в 2019 году», — уточняет Перцовский.

Украинцам по душе и другие условия, которые предлагает китайский сайт. Например, киевский бариста Татьяна Босько, которая покупает в Поднебесной с трехкратной экономией гель-лаки и бижутерию, рада тому обстоятельству, что, если товар не приходит вовремя, китайский продавец возвращает деньги. Такая же история и с поврежденными изделиями: чуть что не так, оплату продавец, как правило, тоже возвращает. У Босько было несколько подобных случаев.

Кроме того, шопинг на зарубежных площадках открывает доступ к намного более широкому ассортименту товаров, чем в Украине. Например, на том же AliExpress огромный выбор китайских брендов техники и электроники. А украинцы их любят: по итогам 2018 года четыре из топ-5 самых продаваемых в стране смартфонов приходились на торговые марки made in China.

Позитивный опыт покупок онлайн приводит к тому, что люди все меньше боятся рассчитываться карточкой в Сети, говорит Беневитский из Новой Пошты Интернешнл. Рост международных доставок в Украину этой компании составляет 25−30% в год. За 11 месяцев 2019‑го Нова Пошта доставила из‑за границы 2,7 млн посылок, и более 60% в количественном исчислении пришлось на Китай.

ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС: За весь 2019 год Укрпошта, по словам ее представителя Александра Перцовского, обработала более 30 млн отправлений из Китая в Украину (Фото: НВ)
ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС: За весь 2019 год Укрпошта, по словам ее представителя Александра Перцовского, обработала более 30 млн отправлений из Китая в Украину / Фото: НВ

В черную-черную пятницу

В начале декабря в столичном аэро­порту Борисполь приземлился грузовой Боинг-747 с почти миллионом посылок на борту — итогом покупательской лихорадки украинцев, клюнувших на скидки в черную пятницу, день распродаж по всему миру. По Украине эти покупки должна была доставлять Укрпошта. Посылок было так много, что сортировать их вышли не только профильные сотрудники почтового оператора, но и 100 человек из центрального офиса, включая топ-менеджеров. По сравнению с прошлым годом число заказов выросло на 40−50%.

У Новой Пошты — схожая ситуация: в этом году в течение пяти дней после черной пятницы количество международных отправлений выросло на 36%, по данным сервиса NP Shopping.

Украинцы изрядно потратились в черную пятницу: по данным ПриватБанка, в ноябре количество транзакций между клиентами финучреждения и площадкой AliExpress составило 2,6 млн на общую сумму 848,5 млн грн — это примерно вдвое больше, чем в другие месяцы года. С начала 2019‑го клиенты банка совершили 16 млн транзакций, заплатив китайским торговцам 4,7 млрд грн.

Все эти цифры — результат в том числе и того, что проникновение интернета в стране за год выросло с 63% до 71%, подсчитали в Интернет-ассоциации Украины. Теперь уже 66% жителей страны регулярно пользуются Всемирной паутиной, из них более трети покупают онлайн, уточняют в компании Gfk. И если пять лет назад среди сетевых покупателей иностранными сайтами пользовались 30%, то теперь — половина.

На онлайн-шопинг украинцы в этом году потратили более $ 3 млрд, подсчитали в компании EVO. Из них на покупки за рубежом более $ 600 млн. В 2016‑м эта сумма была заметно меньше — $ 350−400 млн.

Международный e-commerce в Украине мог бы расти еще быстрее, считает Соколов из Pro-Consulting. Сдерживает местных покупателей новая законодательная норма, запущенная летом: посылки из‑за рубежа не облагаются пошлиной, если товар стоит не более 100 евро. В противном случае нужно платить 30% от суммы, превышающей лимит. При этом, как отмечает Максим Нефьодов, глава Гостаможни, процедура посылочной растаможки сложна и затратна по времени. Поэтому, по его мнению, стоит вернуть прежний лимит в 150 евро.

Павленко из Укрпошты поддерживает эту идею. «Есть смысл развивать трансграничные отправления, потому что это рабочие места почтовых операторов, это загруженные аэропорты, развитие инфраструктуры и так далее», — считает она.

АЗИАТСКИЙ ШОПИНГ: Татьяна Босько из Киева покупает на AliExpress бижутерию и лаки для ногтей, экономя на этом в разы в сравнении с украинскими ценами (Фото: НВ)
АЗИАТСКИЙ ШОПИНГ: Татьяна Босько из Киева покупает на AliExpress бижутерию и лаки для ногтей, экономя на этом в разы в сравнении с украинскими ценами / Фото: НВ

Бог китайской торговли

М аркетплейс AliExpress появился в 2010 году в китайском Ханчжоу. Он входит в группу Alibaba, которую в 1999‑м основал предприниматель и бывший учитель английского языка Джек Ма. В ее состав входит Alibaba.com — первый бизнес группы, который тоже является маркетплейсом, а также крупнейший мировой интернет-магазин Taobao. Помимо этого, у Alibaba есть обычные магазины — Taobao Mall iFengChao площадью 25 тыс. кв. м. Логистический оператор группы — Cainiao.

2018−2019 финансовый год торговец закончил с показателем в 654 млн активных покупателей. Другими словами, почти 10% планеты покупают товары на маркетплейсах группы. Выручка Alibaba за прошлый год увеличилась на 51% — до $ 56 млрд.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X