Барьер для общения. Почему украинцы используют сразу несколько сим-карт

28 мая 2020, 19:23
Спецпроект
Украинцы привыкли использовать сразу несколько сим-карт (Фото:depositphotos)

Украинцы привыкли использовать сразу несколько сим-карт (Фото:depositphotos)

По данным национального телеком-регулятора в Украине порядка 54,8 миллиона активных сим-карт отечественных операторов при 37 миллионах населения. Нехитрая математика показывает: многие украинцы привыкли использовать сразу несколько сим-карт. Почему так получилось?

На другие сети — звонить неудобно и дорого

По данным исследования Factum Group, проведенного по заказу lifecell, более 77% украинцев пользуются тарифными планами, в которых предусмотрены безлимитные звонки внутри сети и определенное количество минут на звонки других операторов. При этом 68% абонентов обращают внимание на то, абоненту какого оператора они звонят. 36% - делают это всегда.

Видео дня

Такое внимание к тому, кому звонит абонент, связано, в первую очередь, с экономией. Согласно исследованию, более половины тех, кто обращает внимание на номер собеседника, делают это, чтобы контролировать стоимость звонка или количество минут на сети других операторов. Особенно важна экономия на звонках для людей с небольшим доходом: для старшего поколения и молодежи.

КОНТЕКСТ. Сколько зарабатывают мобильные операторы и сколько украинцы готовы платить за отсутствие барьеров.

В 2019 году средний чек одного абонента Vodafone Украина составил 62,6 гривен в месяц, «Киевстар» — 68 грн, lifecell — 54 грн. По данным исследования Factum Group, проведенного по заказу lifecell, 50% украинцев, которые обращают внимание на оператора, используемого собеседником, готовы платить от 51 до 100 гривен в месяц за тариф с безлимитными звонками на все сети. До 150 гривен в месяц за такой тариф готовы отдавать 23% абонентов, до 200 гривен — 8%. Ещё 16% абонентов считают, что эти тарифы должны стоить до 50 гривен в месяц.

Стоимость минуты разговора напрямую влияет на «разговорчивость» украинцев. Лишь 18% абонентов, обращающих внимание на номер телефона собеседника, всегда готовы свободно разговаривать и не экономить, не смотря на то, каким оператором пользуются. 82% таких абонентов готовы разговаривать сколько угодно, если его собеседник пользуется тем же оператором. Если же собеседник — абонент другого оператора, то в 4% случаев вообще постарается ему не звонить, а в 49% - будет взвешивать все «за» и «против» такого общения.

При этом, если всё-таки приходится звонить на номер «неродного» оператора, 77% будут стараться говорить быстрее, чтобы сэкономить деньги и пакетные минуты.

Несколько сим-карт: дорого и неудобно

Согласно исследованию Factum Group, 33% украинцев, использующих сразу несколько сим-карт, делают это исключительно для того, чтобы иметь возможность безлимитно общаться внутри сети операторов. Ещё 37% абонентов — используют несколько «симок» в том числе и для безлимитного общения в выбранных сетях. Ещё у 30% - свои причины для наличия сим-карт нескольких операторов.

При этом 54% чувствуют неудобства от бОльших затрат на связь из-за использования нескольких сим-карт. Среди людей старшего поколения неудобства ощущает 2/3 абонентов.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Несколько сим-карт — это ещё и больше гаджетов. По данным исследования Factum Group, проведенного по заказу lifecell, порядка 25% абонентов, использующих сим-карты разных операторов, пользуются сразу несколькими гаджетами для связи. 15% абонентов с несколькими сим-картами ощущают в связи с этим дополнительные неудобства.

Кроме дополнительных затрат на обслуживание двух сим-карт операторов, такие абоненты, соответственно, больше тратят на сами мобильные устройства, что не лучшим образом отражается на их благосостоянии.

КОНТЕКСТ. Сколько украинцы тратят на мобильные телефоны.

По информации компании MOYO, в которой проанализировали покупки украинцев, используя данные панельного исследования Point of Sales Tracking GfK Ukraine, в 2018 году в Украине купили 5,4 миллиона смартфонов и 1,5 миллиона кнопочных телефонов, потратив на них более 30 млрд гривен. Украинцы ежедневно покупали почти 19 тысяч мобильных устройств, из которых 14,8 тысяч — смартфоны. Средняя цена смартфона тогда составила 5400 гривен, кнопочного телефона — 620 гривен.

По данным за 2017 год, украинцы потратили на мобильные телефоны более 22 млрд грн, за которые было закуплено около 6 млн телефонов и смартфонов (в среднем по 3700 гривен за единицу).

Так исторически сложилось

79% респондентов исследования Factum Group хотят, чтобы на законодательном уровне цена минуты звонка на сети других операторов была такой же, как сейчас стоимость звонка внутри сети. В то же время, только 13% респондентов, обращающих внимание на номер абонента, готовы жаловаться в государственные структуры на то, что им ограничивают возможности общения с абонентами других операторов.

Причина — не только в традиционном недоверии граждан к государственным институтам. У многих граждан использование нескольких сим-карт — давняя и вынужденная привычка, сформированная во многом благодаря политике мобильных операторов и отсутствию действенного регулирования со стороны государственных органов.

Согласно данным телеком-регулятора за 2019 год, в 19 регионах Украины доля рынка у одного из операторов — более 50%. В некоторых регионах, например — в регионах на западе Украины, один из операторов «контролирует» от 51% до 84% пользователей в зависимости от конкретной области.

Такой «перекос» в сторону отдельных операторов, уверены в lifecell, является причиной и свидетельством существования клубного эффекта.

Клубный эффект — это явление, когда абонент принимает решение оставаться у того или иного оператора (или начать получать услуги), исходя из того, какое количество знакомых пользуется конкретным оператором. Его связывают в первую очередь с ценой на звонки, поскольку абонент, выбирая оператора, выбирает того, абонентам которого ему будет выгоднее звонить. Поскольку звонки внутри сети одного оператора дешевле, чем звонки на сети других операторов, абонент выбирает того поставщика телеком-услуг, которым пользуется круг его знакомых.

Установление завышенных цен на звонки за пределы своей сети крупными операторами в тех областях, где они лидируют, говорят в lifecell, приводит к тому, что абоненты других операторов не получают вызовов из «доминирующей» сети, т. е. не получают полноценную услугу. В результате абоненту в таких регионах экономически целесообразен только один, доминирующий, оператор с максимальной абонбазой.

Если же абоненту нужно звонить и на другого оператора — он вынужден покупать и обслуживать вторую SIM-карту. Так, по отчету НКРСИ за 2018 год, в Киеве, где абонентская база всех операторов сравнима, проникновение SIM-карт превышает 200%. То есть в существующих реалиях существует две бизнес-модели: либо региональное доминирование одного оператора, либо несколько SIM-карт у каждого абонента.

Сегодня, уверены в lifecell, ни разницы между стоимостью звонков в средине и на другие сети, ни клубного эффекта в Украине существовать не должно. В компании обращают внимание на европейский опыт, где монополии на звонки, а, соответственно, и мобильное рабство абонентов, ушли в прошлое.

Шаги к Европе

На европейском рынке мобильной связи общим стандартом становятся anynet-тарифы — когда звонки на все сети включены в тариф без каких-либо надуманных ограничений. Европейские абоненты абсолютно свободны при осуществлении исходящих звонков.

Украине же в этом плане нужно сделать многое — запустить действительно эффективную процедуру переноса номера (MNP) и снизить ставку интерконнекта (MTR).

На европейском рынке мобильной связи общим стандартом становятся anynet-тарифы — когда звонки на все сети включены в тариф без каких-либо надуманных ограничений.

Услуга бесплатного переноса номера (MNP) начала действовать в Украине с 1 мая 2019 и за это время ею успели воспользоваться около 50 тыс. абонентов. Учитывая боле 54,8 миллиона активных сим-карт — показатель, мягко говоря, — средний. Сегодня, говорят в lifecell, многие абоненты просто не могут сменить оператора из-за сложной процедуры перехода и неудобствах, которые испытывает абонент при звонках на перенесенные номера. При этом, насколько известно, у телеком-регулятора уже готовят шаги по упрощению процедуры, понимая, что MNP — один из способов саморегулирования рынка мобильной связи и драйвер борьбы операторов за абонента.

К слову, услуга портации (перехода абонента) от одного оператора мобильной связи к другому с полным сохранением номера была запущена в США в 1999 году, в Австралии и Швеции — в сентябре 2001 года, в Польше — в феврале 2006, Румынии — октябре 2008, Молдове и России — в конце 2013 года. В Украине её запуск планировался ещё в 2013 году, но, во многом благодаря противодействию самих игроков рынка, ввести MNP в промышленную эксплуатацию удалось только к маю 2019-го.

Кроме MNP ключевым для преодоления барьера в общении абонентов эксперты lifecell видят в существенном снижении ставки интерконнекта — цены, которую платит мобильный оператор другому оператору, на сеть которого совершен звонок его абонентом. Ставка интерконнекта фактически определяла стоимость звонка абонента на другие сети, и, как утверждали в lifecell, привела к установлению крупными операторами заградительных тарифов на звонки за пределы своих сетей. По подсчетам, которые неоднократно озвучивались в СМИ, себестоимость такой услуги в Украине составляет около 5−7 копеек за минуту, но до октября 2015 ставка интерконнекта в Украине была зафиксирована на уровне 36 копеек в минуту и лишь к 2019 году снизилась к 12 копейкам/минута.

Однако даже 12 копеек, говорят в lifecell, слишком много: соотношение MTR к ARPU в Украине в три раза выше, чем в большинстве европейских стран.

При этом, доля MTR в доходах операторов — ничтожна, ведь общие доходы от предоставления услуг другим операторам и провайдерам (частью которых является MTR) — это лишь 12,9% в структуре доходов мобильных игроков.

Снижение MTR позитивно повлияет на крушение барьеров для общения и стимулирует появление на украинском рынке мобильной связи anynet-тарифов, при которых принадлежность собеседника к тому или иному оператору не будет играть никакой роли.

Сегодня НКРЗИ приняла решение о снижении ставки MTR до 8 копеек за минуту, однако достаточно ли этого, чтобы преодолеть барьеры и внедрить европейский подход звонков на все сети — вопрос пока без ответа.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X