Замедление роста, возможные увольнения и новые клиенты. Как украинская ІТ-индустрия реагирует на пандемию и карантин

9 апреля 2020, 09:30
НВ Премиум

Месяц назад эксперты оценивали рост украинской IT-отрасли на уровне 25−30% в год. Карантин и мировой коронакризис поставили другие задачи — сохранение команд и заказчиков, у которых есть деньги

Компании по всему миру режут расходы и замораживают инвестпроекты. В это же время цифровая экономика становится частью повседневной жизни сотен миллионов людей — не за несколько лет, а за несколько недель. НВ Бизнес разбирался, готова ли украинская ІТ-отрасль пережить коронакризис без потерь и как карантин повлияет на одну из самых динамичных, высокооплачиваемых и хорошо интегрированных в мировой рынок индустрий в стране.

Видео дня

Тотальная удаленка и сокращение расходов. А что с зарплатами?

С началом карантина в стране крупные ІТ-компании перевели практически весь штат на удаленную работу. Так в ЕPAM Ukraine на данный момент 98% сотрудников работают удаленно, в SoftServe — лишь 200 человек из 7 тысяч сотрудников посещают офис (специалисты, ответственные за поддержку рабочей инфраструктуры и отдельные специалисты проектных команд), 3,5 тысячи сотрудников Ciklum в 12 странах также перешли на удаленный режим работы ещё 13 марта.

В компаниях уверяют: обеспечили сотрудников всей необходимой техникой и делают всё возможное, чтобы ни клиенты, ни сотрудники не чувствовали негативных изменений в связи с переходом на удаленную работу.

Ключевой задачей топ-менеджмент называет поддержку коммуникации с клиентами и сотрудниками.

«Мы продолжаем предоставлять услуги нашим клиентам и усилили коммуникационную составляющую, ведь открытость и коммуникация крайне важны во времена, когда все мы оказались изолированными друг от друга», — говорит Юрий Антонюк, вице-президент, глава EPAM в Центральной и Восточной Европе.

«Для IТ -компаний наибольшей ценностью являются люди. Мы делаем все возможное, чтобы сохранить команду и продолжать обеспечивать нынешние условия для наших работников», — утверждает Ярослав Любинец, председатель Совета директоров SoftServe.

В SoftServe, по словам Любинца, «даже больше чем обычно» фокусируются на высоком уровне удовлетворенности заказчиков, оптимизируют процессы и сокращают операционные расходы.

Над сокращением расходов работают и в EPAM. В частности, ведутся переговоры по получению скидок на арендную плату за офисные помещения, часть из которых законсервирована. Тем не менее, уверяет глава EPAM в Центральной и Восточной Европе, пока кардинальных изменений в условия сотрудничества компании со специалистами не введено.

Ciklum также занимается оптимизацией. В компании объясняют это необходимостью смены способов работы с некоторыми клиентами в связи с пандемией.

«Наши админкоманды занимаются перераспределением наших коллег из одного проекта на другой. Также у работников есть возможность использовать время между проектами для повышения квалификации или освоения новых навыков с помощью внутренних учебных программ», — рассказали в Ciklum.

От вопроса о влиянии кризиса на выплаты сотрудникам собеседники НВ Бизнес в крупных IТ-компаниях тактично ушли.

IТ-предприниматель Александр Кардаков объясняет: зарплаты в IТ-бизнесе прямо пропорциональны объему работы. Практически вся отрасль находится преимущественно на сдельной оплате и поэтому, чем меньше будет новых проектов, тем меньше будет и заработок IТ-специалистов.

Проекты замораживаются: бизнес пытается уцелеть

«Бизнес в сфере IT может успешно зарабатывать в трех основных случаях: развитие новых инвестпроектов, поддержание существующих систем и решение краткосрочных горящих задач для своих клиентов», — говорит Кардаков. По его словам, сегодня большая часть инвестиционных проектов замораживается из-за кризиса, что негативно отражается на всем рынке, не только на IТ-бизнесе.

В то же время, говорит Кардаков, у айтишников стало больше работы по поддержке существующих проектов, однако появились перебои с поставкой компонентов из-за рубежа и сложности с фактическим выполнением работ из-за ограничительных мер карантина.

Глобальная же проблема — у заказчиков просто нет денег.

«Срочных задач, связанных с массовым переходом бизнеса на удаленную работу, более чем достаточно. Но далеко не все способны заплатить за их решение. И, к сожалению, сейчас это действительно глобальная тенденция, которая касается не только локального рынка», — говорит предприниматель. «Да, сейчас в сфере IТ проблем поменьше, чем в сфере массовых услуг (например, в туризме или ресторанном бизнесе). Но надо понимать, что проблемы, к сожалению, обязательно начнутся ближе к концу года. Повторюсь, большая часть текущих инвестиционных проектов, связанных с развитием и автоматизацией бизнеса, уже заморожена. Старые проекты будут завершены, а обсуждение новых не ведется — все пытаются просто уцелеть».

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X