Регуляторы или технологии? Кто убьет клубный эффект на телеком-рынке и умрет ли он сам

1 мая 2020, 08:00
НВ Премиум

Планируется, что уже в ближайшее время будет пересмотрена и, вероятно, снижена ставка интерконнекта на рынке мобильной связи Украины. НВ Бизнес разбирался в истории этой конфликтной темы, аргументах регулятора и мобильных операторов большой тройки.

Одним из основных месседжей, который в течение длительного времени продвигает третий, самый маленький из большой тройки мобильных операторов, — lifеcell — существование на отечественном рынке мобильной связи так называемого клубного эффекта, который не позволяет украино-турецкому оператору полноценно работать на рынке.

Видео дня

— Действительно, на западе страны люди пользуются в основном Киевстаром, а на востоке — Vodafone. И есть Антимонопольный комитет Украины, предпочитающий не видеть этой ситуации закрытого клуба и созданной абсолютно неконкурентной среды. Но мы верим, что технологии, креативность и инновации меняют положение вещей, — рассказывал СЕО lifecell Исмет Языджи в интервью журналу НВ.

Упоминание об Антимонопольном комитете не случайно — lifecell несколько лет пытался доказать в АМКУ и суде, что Киевстар и Vodafone Украина являются монополистами на рынке мобильной связи Украины. Желто-синий оператор заявлял, что в тех областях, где лидируют эти компании, они устанавливали заградительные тарифы на звонки за пределы своих сетей. Полученную таким образом денежную выгоду, по мнению юристов lifecell, лидеры рынка использовали для перекрестного субсидирования в тех регионах, где их рыночные позиции не так сильны.

В то же время в Киевстар и Vodafone Украина отрицают существование «ситуации закрытого клуба», аргументируя свои позиции решением АМКУ, который признал рынок мобильной связи высококонкурентным, — и развитием технологий, которые нивелируют влияние «голоса» на выбор абонента.

«Никакого „клубного эффекта“ уже много лет не существует на рынке мобильной связи. Данный эффект имел место на стадии развития рынка, в эру развития интернета и цифровых технологий. Сейчас рынок характеризуется значительной эффективной и развитой конкуренцией, что подтвердил АМКУ своими рекомендациями от 26 марта. К такому же выводу пришел и комитет в своем решении по периоду 2012−2015 (от 4 октября 2018)», — объясняют в Vodafone Украина.

Существует ли клубный эффект на украинском рынке мобильной связи, как и стоит ли с ним бороться?

Что такое клубный эффект

«Клубный эффект — это явление, когда абонент принимает решение оставаться у того или иного оператора (или начать получать услуги), исходя из того, какое количество знакомых пользуется конкретным оператором», — объясняет управляющий партнер консалтинговой группы E&C Анатолий Фроленков.

Фроленков объясняет: клубный эффект связан в первую очередь с ценой на звонки, поскольку абонент, выбирая оператора, выбирает того, абонентам которого ему будет выгоднее звонить. Поскольку звонки внутри сети одного оператора дешевле, чем звонки на сети других операторов, абонент выбирает того поставщика телеком-услуг, которым пользуется круг его знакомых. Благодаря этому и возникает явление, когда в пределах одного населенного пункта, региона или социальной группы существенно преобладает использование одного из мобильных операторов.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

«Маркетологи также отмечают влияние на формирование клубного эффекта непосредственно имиджа оператора — когда абонент, выбирая поставщика услуг связи, сознательно или бессознательно указывает таким образом на свою „принадлежность к клубу“. Например, Киевстар в свое время ассоциировался как мега качественный, надежный и дорогой оператор, Лайф — как дисканутер т.д.», — объясняет Фроленков.

Телеком-эксперт Роман Химич объясняет, что клубный эффект как результат замыкания трафика внутри сети и доминирования общения внутри сети, в Украине обусловлен, в первую очередь, практикой так называемых «нулевых тарифов», бесплатных звонков внутри сети.

«Тарифы на звонки внутри сети всегда были ниже, хотя бы в силу отсутствия расходов на интерконнект (ставка, которую операторы платят за взаимодействие своих сетей — авт.). Однако в результате появления нулевых тарифов разница стала не просто драматической, а радикальной. Был преодолен психологический барьер для общения по мобильному телефону. Болтать сколько влезет стало по-настоящему комфортно», — объясняет эксперт.

Химич говорит, что впервые нулевые тарифы появились в 2006 году у двух аутсайдеров — Украинские радиосистемы (ТМ Beeline) и Астелит (ТМ life :)).

«Это был результат их отчаянной борьбы за место под солнцем на рынке, где абсолютно доминировали два игрока. Эта борьба не имела шансов в силу неблагоприятного стечения обстоятельств. Регулирование рынка носило хаотичный и непоследовательный характер. Менеджмент и акционеры игроков второго плана также без надобности усложняли себе жизнь», — говорит Роман Химич. «В 2007 на рынке начались ценовые войны и довольно быстро нулевые тарифы стали стандартом де-факто. С тех пор бесплатные (нетарифицированные отдельно) звонки внутри сети являются, по сути, стандартом в Украине».

В то же время, звонить абонентам других операторов пользователю было просто невыгодно из-за высокой стоимости таких звонков.

Как ставка интерконнекта способствовала клубному эффекту

Ставка интерконнекта — это цена, которую платит мобильный оператор другому оператору, на сеть которого совершен звонок его абонентом. Ставка интерконнекта фактически определяла стоимость звонка абонента на другие сети, и, как утверждали в lifecell, привела к установлению крупными операторами заградительных тарифов на звонки за пределы своих сетей.

По подсчетам, которые неоднократно озвучивались в СМИ том числе и главой телеком-регулятора (НКРСИ) Александром Животовским) себестоимость такой услуги в Украине составляет около 5−7 копеек за минуту. К октябрю 2015 ставка интерконнтекта в Украине была зафиксирована на уровне 36 копеек в минуту. Тогда Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере связи и информатизации, снизила ее до 23 копеек, чтобы преодолеть масштабную концентрацию трафика внутри операторских сетей и активизировать рынок:

«Анализ рынка телекоммуникаций свидетельствует о наличии значительной концентрации трафика (более 90%) внутри сетей операторов, что создает препятствия дальнейшему развитию рынка и противоречит тенденциям, которые наблюдаются на основных мировых рынках», — объясняли тогда свое решение в Нацкомиссии.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X