Продлевать будете? Кто выпал из санкционного списка Зеленского и как сказались санкции на бизнесе российских сервисов и соцсетей в Украине

18 мая 2020, 10:40
Сюжет
НВ Премиум
Цей матеріал також доступний українською

Президент Зеленский 14 мая продлил санкции в отношении более чем 600 физических и юридических лиц в связи с российской агрессией. Среди них — российские соцсети, разработчики и поставщики ПО.

Как санкции повлияли на аудиторию российских веб-ресурсов, бизнес поставщиков программных продуктов из РФ в Украине и кому удалось выпасть из санкционного списка.

Видео дня

Как теряли аудиторию российские соцсети и сервисы

15 мая 2017 года Петр Порошенко ввел в действие решение СНБО о запрете на работу в Украине Яндекс, Mail.Ru Group, ВКонтакте и Одноклассники сроком на три года. Причиной такого решения стало использование этих компаний и соцсетей спецслужбами РФ для информационной войны. Указ обязал отечественных интернет-провайдеров блокировать доступ к российским подсанкционным интернет-ресурсам. Но полностью избавиться от них Украина так и не смогла.

По данным исследования Opinion Software Media, которое проводится Factum Group Ukraine по заказу Интернет Ассоциации Украины, за месяц до введения санкций, в апреле 2017 года, ныне запрещенные российские соцсети и сервисы входили в топ-10 доменов по охвату и среднедневной доле. Более того, домен vkontakte (vk.com) входил в топ-3 самых популярных в Украине, борясь за первенство с Google и Youtube. Yandex, Одноклассники (ok.ru) и mail.ru занимали с четвертого по шестое место соответственно в топ-25 сайтов по среднедневной доле и охвату.

Слайд исследования интернет-аудитории за апрель 2017 (Фото: inau.ua)

Слайд исследования интернет-аудитории за апрель 2017 / Фото: inau.ua

КОНТЕКСТ. Охват и среднедневная доля.

Согласно глоссарию сферы интернет-рекламы, охват — количество пользователей, посетивших сайт в течение определенного периода, в процентном выражении (вся демографическая группа принимается за 100%). В исследовании Factum Group Ukraine под охватом подразумевается месячный охват — доля людей среди целевой аудитории, посетивших ресурс хотя бы один раз в месяц.

Среднедневная доля — среднее значение дневной доли аудитории за месяц.

По состоянию на апрель 2017 ВКонтакте был несомненным фаворитом среди социальных сетей в Украине с охватом в 62% пользователей. Вторыми в рейтинге были «Одноклассники» с 45%, а «замыкал тройку лидеров» Facebook с охватом 39% интернет-пользователей. Twitter и Instagram имели охват в 14% и 18% аудитории соответственно.

В то же время Yandex с охватом в 59% занимал второе место среди интернет-сервисов, уступая по охвату лишь Google с 68% аудитории, а mail.ru выступал безусловным лидером среди интернет-порталов (охват — 55%), более чем в два раза обгоняя ближайшего преследователя — ukr.net — с охватом 23%. Среди почтовых сервисов, популярных тогда в Украине, mail.ru делил первое место с gmail.com (по 28% охвата), а Yandex лишь немного уступал почтовику ukr.net — 17% против 18% соответственно.

После введения санкций, уже в июне 2017 года, согласно исследованию, российские социальные сети и сервисы начали стремительно терять аудиторию: соцсеть ВКонтакте потеряла около половины охвата, сократив этот показатель до 36% (против 62% в апреле), а «Одноклассники» с 45% опустились до 24%. Обе соцсети уступили Facebook, который начал активно наращивать аудиторию в Украине. «Почтовик» mail.ru в июне уступил позиции сервисам от gmail.com и ukr.net, получив лишь 12% охвата, а показатели охвата почтового сервиса от Yandex упали практически вдвое — до 9%. Ранее получавший охват в 55% аудитории портал mail.ru в июне потерял лидерство, сократив аудиторию до 19%, а к концу 2019 на долю mail.ru будет приходиться всего 5%.

Слайд исследования интернет-аудитории Украины (июнь 2017) (Фото: inau.ua)

Слайд исследования интернет-аудитории Украины (июнь 2017) / Фото: inau.ua

По состоянию на декабрь 2019 года (последние на данный момент опубликованные данные Opinion Software Media), vkontakte (vk.com), «Одноклассники» (ok.ru), mail.ru и Yandex всё ещё входят в топ-25 самых популярных доменов среди украинцев как по охвату, так и по среднедневной доле. В декабре прошлого года охват украинской аудитории доменов соцсети «ВКонтакте» был зафиксирован на уровне 22%, «Одноклассники» — 15%, Yandex — 21%, mail.ru — 15%.

Почтовые сервисы от Yandex и mail.ru имели соответственно 3% и 1% охвата, проиграв гонку Google и Укрнет (35% и 25% соответственно). Среди социальных сетей vkontakte (vk.com) на конец прошлого года имел охват в 25%, Одноклассники — 18%.

Среди поисковых интернет-сервисов 21% охвата имел Yandex, 15% — поиск от mail.ru, но догнать Google им как минимум сложно, — у этого поисковика охват аудитории — 85%.

Слайд исследования интернет-аудитории Украины (декабрь 2019) (Фото: inau.ua)

Слайд исследования интернет-аудитории Украины (декабрь 2019) / Фото: inau.ua

По данным PlusOne, в марте 2020-го аудитория Facebook в Украине насчитывала около 14 млн пользователей, Instagram — 11,5 миллионов.

Указ Порошенко ограничил, но не лишил украинцев доступа к российским соцсетям и сервисам — те, кто не смог перейти на новую площадку, быстро освоили методы обхода блокировок. Для многих таких пользователей май 2017 стал датой, когда они познакомились с VPN

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X