Фишинг, предоплата и сторонние ссылки. Какими способами мошенники обманывают украинцев в интернете — исследование

6 октября 2021, 16:00

По данным исследования OLX, мошенники чаще всего пытаются обмануть украинцев в интернете через фишинг, предложения продать товар по предоплате или сообщений в мессенджеры. При этом, в Киберполицию идет жаловаться только каждый десятый украинец.

Жители украинских сел и поселков городского типа чаще чем горожане сталкиваются с попытками мошенников продать им несуществующий товар по предоплате. Об этом говорится в исследовании аналитической службы OLX.

Видео дня

С такими попытками мошенников сталкиваются 2\3 жителей пгт и сел, в то время как жители городов в 1,5 раза чаще получают от мошенников фишинговые ссылки. А вот жители райцентров на треть чаще других сталкиваются с поддельными квитанциями об оплате.

Как отмечают авторы исследования, жители сел хуже, чем горожане знакомы с базовыми правилами кибербезопасности. В частности, только 33% опрошенных жителей сел не обсуждают сделку за пределами платформы и не открывают ссылки от незнакомых людей. Среди горожан таких чуть больше — 42%.

Отмечается, что киевлян чаще всего пытаются обмануть с помощью фишинга (36% случаев), а жителей Днепра, Одессы, Харькова и Львов в половине случаев пытаются убедить несуществующий товар по предоплате.

Чаще всего на интернет-мошенников жалуются в Киберполицию жители Львовской области, а реже всего — жители Одесской. Отмечается, что после встречи с мошенниками большинство украинцев все же стараются решить ситуацию самостоятельно — в полицию обращается только каждый десятый пострадавший. При этом, женщины вдвое чаще мужчин обращаются в банк, чтобы заблокировать свою карту.

Отмечается, что 80% случаев онлайн-мошенничества происходят в мессенджерах Viber, Telegram и WhatsApp. Эта тенденция наблюдается во всех возрастных группах. Вредоносные ссылки от мошенников в различных мессенджерах получают 78% мужчин и 88% женщин.

При этом, пенсионерам в три раза чаще присылают мошеннические SMS и в семь раз чаще— электронные письма о «выигрыше в лотерею», «новых условиях тарифа» или «правилах карантина».

«Украинцы в возрасте 65 лет и старше вдвое чаще ведутся на схему с подставным курьером и в полтора раза чаще других сталкиваются с мошенничеством с использованием фейковых скриншотов об оплате», — отметил руководитель отдела бизнес-аналитики OLX Украина Виктор Нобиуз.

Как отмечают авторы исследования, молодежь чуть лучше знакома с базовыми правилами кибербезопасности, однако «общий уровень навыков поведения в онлайне остается невысоким».

Примерно 65% несовершеннолетних и 48% пенсионеров узнают о кибербезопасности из соцсетей, а 38% и 23% - от друзей и родственников.

Напомним, что в 2021 году количество регулярных интернет-покупателей в Украине выросло до 42%, хотя еще в третьем квартале 2020-го составляло 33%. Всего онлайн покупают около 11 млн украинцев.

OLX — один из крупнейших онлайн-бизнесов в Украине. База площадки насчитывает почти 13 млн объявлений.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Редактор: Люба Балашова
Показать ещё новости
Радіо NV
X