Битва за панель. Почему ОТТ-бизнес дорожает, кабельные провайдеры погибают и как smart-ТВ меняет рынок — интервью с основателем Divan TV

7 июня 2021, 09:30
НВ Премиум

Новые владельцы Volia заплатили за компанию справедливую цену, ведь за несколько лет компания может потерять львиную долю своих ТВ-абонентов, считает основатель венчурного фонда AVentures Capital и OTT-сервиса Divan.TV Андрей Колодюк. По его словам, Volia сделала стратегическую ошибку, не развивая свой ОТТ-продукт и практически потеряла шанс закрепиться на этом рынке.

Интервью с Андреем Колодюком получилось в значительной степени спонтанным — НВ Бизнес попросил его прокомментировать озвученную в СМИ сумму сделки по приобретению оператора Volia. Небольшой комментарий перерос в разговор об отечественном ОТТ-рынке (рынок доставки контента через интернет-сервисы — ред.), потерянных инвестициях, выходе на абонента через премиальную панель smart-телевизора и о том, почему не продаются провайдеры, а в ОТТ другие мультипликаторы для продажи.

Видео дня


Продажа длиной в 7 лет и списание инвестиций

— Наверное, главным событием на телеком-рынке в этом году стало соглашение между Датагруп и Volia. Интерес к нему подогрела и озвученная в СМИ сумма покупки — более 1,5 миллиарда гривен. По вашему мнению, соответствует ли эта сумма сегодняшнему состоянию рынка?

— Думаю, что да: озвученная сумма является реальной суммой покупки. Датагруп купили Volia дешево и они молодцы. Действительно, цена «Воли» озвучивалась выше, но компания стоит ровно столько, сколько за нее дают. Если брать публичную информацию, то, с точки зрения оборота и прибыли компании, оценка этого бизнеса — около 2−2,5 EBITDA.

— Почему такой низкий мультипликатор?

— Да, это в два раза ниже, чем на рынке сегодня. И на это есть две причины. Именно они в прошлые годы и не давали возможности найти покупателей для этой компании лично слышу о продаже Volia уже семь лет). Первая причина — технология построения сети с использованием DOCSIS (cтандарт передачи данных по телевизионному кабелю — НВ Бизнес). Любой покупатель [Воли] понимал и понимает, что нужно существенно инвестировать в технологическую инфраструктуру компании и переходить с DOCSIS на оптоволокно. Иными словами, любой покупатель понимал, что в компанию нужно вложить как минимум от 30 до 50 миллионов долларов США для замены технологической сети.

Кабельный бизнес вообще и Volia в частности за три года может потерять 90% своей стоимости

Вторая причина и проблема началась около трех лет назад — сегодня она понятна всем. Надо понимать, что Volia — компания, которая состоит из двух бизнесов: интернет-доступ и кабельное телевидение. Если посмотреть на кабельный бизнес компании он немалый), то это бизнес, который существует сегодня точки зрения цифр, с точки зрения клиентов), но все понимают, что за три года от него останется, возможно, 10% от нынешнего. И то — только благодаря бандлу с интернет-доступом. Сегодня доступ к интернету для пользователей почти субсидируется при подключении к телевидению. Это нерыночный инструмент — субсидировать Интернет — и долго он работать уже не будет, но, если бы его забрали у клиентов Volia, то этого сегмента бизнеса [у них] уже сегодня бы не было.

Это не только моя оценка, это оценка экспертов рынка: кабельный бизнес вообще и Volia в частности за три года может потерять до 90% своей стоимости. И любой покупатель это тоже понимает и знает, что нужно предпринимать шаги для того, чтобы этот бизнес удержать на плаву и не потерять.

Понятно, что за 7 лет все, кто хотел посмотреть на Volia, уже посмотрел, поэтому, думаю, что [владельцы] просто приняли решение принять то предложение, которое было самым большим на сегодня. [Предыдущие] Владельцы Volia с украинской стороны и с международной) уже очень хотели выйти [из этого бизнеса] и для них продажа компании был списанием части инвестиций — ведь в компанию было вложено, по разным оценкам, от 300 до 400 миллионов долларов. Все понимают, что инвесторы потеряли деньги на этой инвестиции.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X