Хорошие деньги. Как и кому Минцифры выделит полмиллиарда на сельский интернет — интервью

28 апреля 2021, 11:30
NV Премиум

В 2020 году правительство выделило 500 млн грн территориальным общинам «на интернет». Планируется, что за эти средства в селах появятся оптоволоконные линии к социальным объектам. Как организована раздача этих средств и есть ли кому их получать?

Интернет-субвенцию придумали для того, чтобы подключить к оптическому интернету социальные учреждения в селах, где сейчас такого доступа просто не существует. Подключение социальных объектов в дальних селах — способ правительства привлечь провайдера в те населенные пункты, куда он не дошел из-за экономической составляющей (когда создание сети просто не окупится абонентами), и дать возможность подключиться к фиксированному ШПД всем желающим. Планировалось, что в 2021 году на реализацию этого проекта из бюджета выделят 850 млн грн, однако в процессе утверждения сумму урезали до 500 млн. За эти средства, говорят в Минцифры, можно подключить 3000 сел и дать возможность доступа к оптике миллиону украинцам (за 850 млн планировали подключить 5000 сел). Сами же операторы и провайдеры телекоммуникаций реагируют на инициативу неоднозначно.

Видео дня

В интервью НВ Бизнес руководитель экспертной группы по развитию фиксированного интернета Минцифры Андрей Набок рассказал о том, какие общины имеют шанс получить оптику в этом году, что делать тем, кто не получит субвенцию в этом году, и почему операторам нужно серьезно задуматься над участием в проекте.

Общины, тендеры и бюджеты

— 28 апреля истекает срок подачи предварительных заявок от общин на подключение, однако само постановление Кабмина, регулирующее этот вопрос, до сих пор не принято.

— Это субвенция, государственная программа, и так уж сложилось, что все государственные программы, особенно в таких размерах, проходят достаточно длительный этап согласования. Сейчас субвенция находится на рассмотрении секретариата Кабмина, и надеемся на утверждение правительством в ближайшее время.

Заявки в пределах субвенции — очень сложная для сбора информация, и необходимо прилагать много усилий для коммуникации между территориальными общинами. Каждая вторая община подает некорректные заявки, мы их отрабатываем, коммуницируем с региональными СDTO — они взяли на себя значительную часть работы, но, к сожалению, не во всех регионах администрации активно включились в процесс. В Минцифры есть небольшая команда, которая напрямую коммуницирует с общинами, дает разъяснения и пр.

— А средства в бюджете есть?

— Да. Казначейство расписало все помесячно с марта. То есть, можно сказать, что средства уже накапливаются. Непосредственно тендеры, по нашим подсчетам, смогут начаться только в июле этого года, ведь, кроме постановления, нужно принять и распоряжение о распределении средств — отдельный акт, который, кроме утверждения правительством, должен быть согласован Бюджетным комитетом парламента. Мы рассчитываем, что комитет согласует это распоряжение в начале июня, в июне общины внесут изменения в годовые планы закупок, и после этого начнут осуществляться собственно закупки.

— Как действовать после одобрения правительством постановления?

— После принятия постановления Кабмина у общин есть 10 рабочих дней для того, чтобы отправить официальные заявки. С учетом майских праздников — это 14 или более календарных дней. Срок небольшой, но, если учесть, что подача предварительных заявок продолжалась 1,5 месяца, у общин было время, дабы собрать информацию, поэтому десятидневный срок — это срок для подачи уже собранной уточненной) ранее информации.

— Что делать общинам, которые не подавали предварительную заявку, но решили сейчас подключиться к процессу?

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

— Они смогут подключиться даже после официального утверждения постановления, но очень большая вероятность того, что с такой заявкой могут возникнуть проблемы. Хотя заявка, на первый взгляд, простая, но, как показывает практика, очень много заявок поступают с неточностями, ошибками (порой фундаментальными). Такая община может столкнуться с тем, что у нас просто не хватит времени обработать заявку и указать на неточности, чтобы можно было успеть вновь представить ее.

— Оценивает ли ваша команда при Минцифры шансы общин на субвенцию и возвращает ли заявки еще на предварительном этапе (например, когда получены данные о подключении к оптике, или стоимость будет значительно больше запланированной)?

— Во-первых, если действительно в селе есть «оптика», то в этом году община не получит финансирования на такое село. Наша приоритетная задача в этом году — покрыть ШПД к Интернету те села, где его нет.

Во-вторых, если в населенном пункте нет оптики, до получения ответа «мы вас не сможем профинансировать», должна последовать много этапов. Сначала мы выясняем, если речь идет о значительной сумме, почему именно такая. Зачастую оказывается, что общинам операторы, работающие, например, в райцентрах, предоставляют какие-то заоблачные расчеты — в таком случае мы советуем обращаться к локальным операторам (нередко даже предоставляем контакты 3−5 таких провайдеров). Если все равно общине не удается, мы звоним 4−5 различным операторам и предлагаем связаться с главой общины для просчета стоимости услуг.

КОНТЕКСТ. Формула. Совместно с профильным постановлением КМУ — «Некоторые вопросы предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий, направленных на повышение доступности широкополосного доступа в Интернет в сельской местности» — правительство также утверждает Порядок и условия предоставления субвенции. Согласно опубликованному проекту Порядка, если сумма на интернетизацию превышает выделенную в бюджете, комиссия Минцифры определит приоритетность населенных пунктов для проведения в них оптики. Предусмотрено 2 формулы — для населенных пунктов, являющихся административными центрами территориальных общин, и для остальных. Общее количество баллов претендента будет определяться как сумма количества школ, домов-интернатов, ПТУ, ЦПАУ, учреждений первичной и вторичной медпомощи, пожарно-спасательных подразделений, полицейских станций, библиотек, художественных школ, домов культуры, дошкольных и внешкольных учебных заведений и коэффициента населения (численность населения умножено на 0,005). В формулу для административных центров добавляется общей сумме) единица.

— Уже сейчас очевидно, что заявок от общин гораздо больше, чем средств. Как быть с общинами — кандидатами, не прошедшими отбор по формуле, но желающими получить субвенцию?

— Мы подали бюджетную декларацию на следующий год, где заложена такая же субвенцию. Соответственно, общины, в этом году не попадут в перечень, а будут перенесены на следующий год. Приоритетность той или иной общины определяется по формуле: чем меньше сумма и больший социальный эффект, тем выше шансы у общины.

Отмечу, что те общины, расположенные недалеко от линии фронта, требуют большего финансирования, чем общины в других регионах — около линии разграничения операторы, например, не хотят использовать подвес на электроопорах (вследствие военных рисков), а решают кабель закапывать в землю. Соответственно, там значительно большие суммы, и мы понимаем, что не сможем удовлетворить их. Если, например, из Черниговской области поступает заявка на 50 тыс. гривен для села с населением в 600 жителей, со школой, и приходит заявка от общины вблизи линии разграничения на 500 тыс. или более, где проживает в три раза меньше населения, очевидно, последняя заявка не будет, согласно формуле, удовлетворена. Однако для таких общин существует вариант софинансирования из местного (территориальной общины) бюджета: если общине нужна солидная сумма, они делают запрос на меньшую сумму касательно реализации, а остальную компенсируют собственными силами.

— Какую сумму планируете расходовать на эту субвенцию в следующем году?

— Мы подаем 950 миллионов гривен. Кроме того, с 1 января вступает в силу закон об электронных коммуникациях, согласно которому предусмотрена универсальная электронная коммуникационная услуга. Соответственно, мы пока (на этапе подачи бюджетной декларации) не выработали окончательного решения о форме финансирования такого проекта. Когда будет утверждаться бюджет, у нас уже тогда появится способность оценить, какую бюджетную программу необходимо утвердить для универсальной услуги, нужна ли эта программа Минсоцполитики… Если эта бюджетная программа будет именно в рамках Минцифры, то при необходимости мы сможем перераспределить бюджетный ресурс.

Но, опять-таки, 950 млн — относительно небольшая сумма, особенно учитывая необходимость подключения в Донецкой и Луганской областях, в областях с незначительной плотностью населения. Чем больше у нас будет бюджет, тем быстрее все покроем.

— Получатели субвенции должны будут принять меры для создания локальных сетей в социальных учреждениях. Кто будет проверять создание «локалок», предъявляются ли какие-то требования к ним?

— За счет субвенции общины могут закупать исключительно услуги по доступу к Интернету. Формулировки, касающиеся создания локальных сетей, носят рекомендательный характер. Локальные сети общины могут закупать исключительно за собственные средства без привлечения средств субвенции. После принятия постановления мы разработаем и утвердим рекомендации по построению локальных сетей (показатели, оборудование и т. д.). Контролировать эти ресурсы (по локальным сетям) мы не можем, потому что деньги не наши и, соответственно, контроль — обязанность уже соответствующих местных аудиторов.

Мы также учли случаи, когда в некоторых местных бюджетах нет достаточного количества ресурсов для построения полноценных локальных сетей. Для этого мы предвидели, что в рамках закупки за субвенцию оператор должен установить двухдиапазонный Wi-Fi-роутер (который будет работать в двух частотных диапазонах — 2,4 ГГц и 5ГГц). Таким образом соцучреждения получат базовую локальную сеть — для небольшой сельской школы на первое время этого вполне хватает. Если же этого недостаточно, территориальной общине необходимо предусмотреть финансирование для полноценной локальной сети в школе.

— В первом проекте постановления Кабмина была норма о том, что тендерную документацию общины должны согласовывать с Минцифры. Это тоже рекомендация?

— Этот пункт изменен: не «согласовывать», а уведомлять Минцифры. Накануне объявления тендера общины должны нас проинформировать, а затем, когда нужно подписать договор с подрядчиком, территориальные общины отправляют его к нам на согласование, где мы проверяем, соответствует ли он типичному договору, и все необходимые показатели соответствуют ли условиям предоставления субвенции. После согласования оператору предоставляется 30% авансового платежа и он приступает к работе.

— Зачем информировать Минцифры перед объявлением тендера?

— Дело в том, что мы получали запросы от многих операторов, которые жаловались, что в системе ProZorro крайне сложно отслеживать тендеры для общин. Когда нас уведомлять заблаговременно об объявлении тендера, мы создадим «единое окно», благодаря которому любой оператор сможет узнать, где будет объявлена закупка, чтобы предварительно к ней подготовиться.

— Среди прочего, в проекте постановления предусмотрено, что Комиссия может частично согласовать запросы общины о субвенции. Что это значит?

— Если мы получаем запросы по ряду населенных пунктов и видим, что часть из них уже имеет доступ к оптической сети, или видим, что цена на услуги завышена, Комиссия уполномочена удовлетворить запрос частично. Например, если заявка на 10 сел, а в 2 из них оптика есть, мы откажем 2 селам, а по другим — согласуем. Если завышена цена — аналогичный подход. Отказ в удовлетворении запроса — крайний случай (когда во всех селах завышенные суммы подключения, когда предоставлена некорректная информация о наличии оптики).

— После административно-территориальной реформы некоторые районы фактически сохранились, превратившись в одну территориальную общину с десятками сел и огромной территорией. Как им корректно подавать заявку и можно ли тендер разделить на несколько лотов?

— Если мы говорим о заявке, то общине нужно консолидировать все данные по территории и подать одну заявку. Если же говорить о тендере и различных лотах, мы рекомендуем общинам объявлять тендер, в котором каждое село — отдельный лот, чтобы в одном тендере могли принимать участие несколько операторов. Если же от подключения одного населенного пункта зависит подключение другого (географически), такие населенные пункты будут включены в один лот. Такие случаи, как показывают наши расчеты, точно будут и причем немало. Дело в том, что может произойти так, что успешно состоится тендер по селу, расположенному дальше от существующих сетей оператора, а провалится тендер по ближайшему населенному пункту, в итоге возникнет сложность. Поэтому мы рекомендуем общинам такие лоты объединять.

— Именно поэтому вы и запрашиваете у общин информацию перед объявлением тендера?

— Совершенно верно. Мы хотим проверять, сколько лотов они сделали. Если это большая община и там один лот — скорее всего, это риск и игра под одного оператора. Если же тендер разделен на много лотов, у нас есть неделя, чтобы пересмотреть их и предоставить свои замечания: какие населенные пункты «зависимы» друг от друга и как их лучше объединить в один лот. Эти семь дней, пока община официально не объявила тендер — время для коммуникации с общиной и решения возможных проблем.

— Как общине «заставить» оператора зайти в отдаленные населенные пункты?

— Во-первых, как я уже упоминал, с первого января 2022 года вводится понятие универсальной электронной коммуникационной услуги. Если сейчас оператор не проявляет интереса к закупке, то в следующем году, согласно закону, правительство в любом случае должно найти механизм для обеспечения доступа к универсальной услуге для всех граждан. Если в этом году в рамках субвенции будут такие села, которые просто неинтересны операторам, правительство утвердит механизм, согласно которому в таких селах будет построена телекоммуникационная инфраструктура, и у людей появится доступ к ШПД.

— Каким образом?

— Сначала объявляется конкурс и, если он не состоится, назначается оператор, который должен обеспечить такую универсальную услугу. Сейчас этих механизмов нет (но это прописано в законе), поэтому я не могу комментировать деталей, но есть короткий месседж к тем операторам, которые пока не намерены участвовать в субвенции: в рамках реализации субвенции, а в дальнейшем и универсальной услуги, в общину может зайти конкурент и, соответственно, этот конкурент попутно может зайти фактически за государственные деньги в те населенные пункты, где уже присутствует другой оператор. То есть на такой территории возникнет конкуренция фактически за государственные деньги. Чтобы минимизировать такие риски, операторам все-таки больше надо интересоваться нашим проектом и принимать в нем участие. Разумеется, у разных операторов разные финансовые запросы, но я бы не советовал им терять возможность. Особенно в этом году.

КОНТЕКСТ. Универсальная электронная коммуникационная услуга (УЭКУ). Закон Украины Об электронных коммуникациях вступает в силу 1 января 2022 года. Среди прочего, он содержит норму об универсальной электронной коммуникационной услуге (универсальная услуга), которая определяется как электронная коммуникационная услуга установленного качества, доступная всем конечным пользователям на всей территории Украины по доступной цене. На Кабинет Министров возлагается обеспечение и контроль предоставления универсальных электронных коммуникационных услуг на всей территории страны. Операторы (поставщики электронных коммуникационных сетей и/или услуг) имеют право назначать для предоставления универсальной услуги (услуг) на определенных территориях, предназначенных на обеспечение доступа к универсальным услугам и на получение компенсации убытков (если таковы имеются) от развертывания сетей для обеспечения такого доступа. В свою очередь, «центральный орган исполнительной власти в сферах электронных коммуникаций и радиочастотного спектра» (сейчас такого не существует — НВ Бизнес) разрабатывает порядок выплаты компенсаций за счет государственных средств убытков операторам, понесшим из-за выполнения обязательства по развертыванию сетей для доступа к УЭКУ.

— С датами тендеров все понятно. Когда, собственно, в селах появится Интернет?

— Зависит от того, как будет проходить закупка. Если будет полная процедура закупки, то это — к концу лета (по закону продолжительность процедуры — 45 дней). Если же это допороговая закупка (до 50 тыс. гривен — есть и такие случаи), первыми подключены к субвенции села у нас будут не в конце лета, а уже в июле. Если же на «полный» тендер подается всего один участник, торги по закону, отменяются, но здесь даже быстрее: если за 15 дней на повторный тендер подается снова 1 участник, и снова закупка отменяется, община вправе заключить прямой договор. Соответственно, вся процедура занимает 30−35 дней вместо 45.

Основной «бум» подключений предполагается осенью. Понятное дело, операторы не сразу смогут развернуть сети (это сотни и тысячи километров кабеля, развитие инфраструктуры) и, согласно условиям договора, у них есть 90 дней.

Операторы, сети, закон о доступе и откаты

— Но за это время оператору нужно получить ряд разрешений, утвердить технические условия, договориться о стоимости подвеса на опоры облэнерго. Сейчас этот процесс, грубо говоря, отработан достаточно непрозрачно, сложно и дорого. Будет ли каким-то образом отслеживать этот процесс Минцифры?

Показать ещё новости
Радіо NV
X