Это бета-версия нового сайта Нового Времени. Присылайте свои замечания по адресу newsite@nv.ua

WhatsApp: как бывший хакер из Фастова продал Цукербергу… мессенджер СПЕЦПРОЕКТ

25 июня 2014, 10:07
611

На создание мессенджера WhatsApp выходца из Украины Яна Кума вдохновил обычный iPhone

За пять лет программист с украинскими корнями заработал $16 млрд на стремлении американцев всегда быть на связи и алчности Facebook

В рубрике ПРАВИЛА УСПЕШНЫХ совместно с ТМ Балтика мы публикуем истории состоявшихся и амбициозных предпринимателей, сумевших конвертировать свои таланты и стремления в успешные бизнес-проекты. Эта рубрика станет копилкой идей, знаний и опыта, которые будут вас вдохновлять и подталкивать к новым начинаниям и вершинам.


Яна Кума часто называют самым удачливым и богатым программистом постсоветского пространства. Называют заслуженно - уроженец Фастова Киевской области, благодаря продаже своего "детища", мессенджера WhatsApp, социальной сети Facebook стал обладателем $16 млрд. И крупнейшим после Марка Цукерберга индивидуальным акционером Facebook - компании, которая еще несколько лет назад отказала ему в работе.

Кум часто вспоминает бедное детство и вынужденный переезд в неизвестность. После эмиграции в США семья поселилась в Маунтин-Вью – городе в Калифорнии, где сегодня располагаются офисы крупнейших технологических компаний.

16-летний “советский” мальчик так и не сблизился с местными сверстниками, и его единственными друзьями стали книги – книги о работе вычислительных систем. С ними Кум "сдружился" настолько, что эта дружба определила его будущую профессию – писать коды. В 19 лет он начинает заниматься программированием и даже входит в состав одной из хакерских группировок. 

В 1997 году его "взяла на карандаш" компания Yahoo. Работа настолько затягивает парня, что он бросает университет, но – ненадолго: скопив $400 тыс., Кум покидает Yahoo.

Целый год после этого Кум путешествовал по Южной Америке, “исследовал свой внутренний мир” и даже попытался устроиться на работу в Facebook – правда, тщетно. Причем свободное время и отсутствие необходимости зарабатывать на хлеб насущный пробудили в сердце Кума всего лишь одну страсть – к игре в фрисби. Так продолжалось ровно до тех пор, пока в руки будущему миллиардеру не попал iPhone.

По собственному признанию Кума, этот гаджет изменил его жизнь. Он сразу же почувствовал фантастический потенциал устройства – хотя не сразу понял, как реализовать и использовать его в личных целях.

Пять лет назад Ян Кум мечтал изобрести "крутой продукт, которым будет пользоваться каждый". В этому году соцсеть Facebook выложила за разработанный им мессенджер WhatsApp $16 млрд

Долгие месяцы изучения возможностей устройства, разговоры с приятелями и знакомыми из местной диаспоры, которые стали его "фокус-группой", принесли плоды. Кум решает написать приложение, в котором именам людей из списка контактов смартфона присваивались бы отдельные статусы - сообщающие всему списку контактов, чем занят потенциальный собеседник. Например: “Кум разговаривает по телефону”, “мой iPhone скоро разрядится” или “Я в спортзале – ответить не могу”.

В 2009 году это приложение увидело свет, но, к разочарованию Кума, провалилось – его скачала лишь сотня знакомых Кума. WhatsApp спасла новая функция Apple – push-уведомления: теперь всякий раз, когда пользователь менял свой статус (например, на “Не могу говорить – совещание”), сервис оповещал об этом весь список его контактов.

Русские друзья программиста тут же взяли за правило в шутку уведомлять друг друга о «каждом чихе», устанавливая статусы вроде "Проснулся поздно" или "Скучаю". И в какой-то момент WhatsApp превратился в средство общения - его начали использовать, чтобы спросить "Как дела?". И кто-то немедленно отвечал.

Единственным бесплатным текстовым мессенджером на рынке на тот момент был BBM от Research in Motion, работавший только на канадских смартфонах BlackBerry. Были еще G-Talk от Google и Skype, но у WhatsApp на их фоне было конкурентное преимущество – логином сервиса элементарно был ваш телефонный номер.

После обновления приложения за считанные месяцы его скачали 250 тыс. человек. Друг и бывший коллега Кума по Yahoo Брайан Эктон стал партнером в проекте и внес в него $250 тыс. Бизнесмены сняли помещение под офис – несколько комнат на бывшем складе на Эвелин-авеню в Сан-Хосе. Вся остальная часть здания была занята сервисом Evernote.

Зимой сотрудники WhatsApp кутались в теплые одеяла, чтобы согреться, а работать им приходилось за дешевыми столами из Ikea. В офисе не было даже фирменного логотипа сервиса. Однако все это не мешало им усердно работать над усовершенствованием WhatsApp, что вскоре принесло плоды.  

В 2011 году, после того как приложение вошло в топ-20 лучших на App Store, cервис привлек $8 млн от Sequoia Capital. Тогда мессенджер уже зарабатывал на подписке по $1 в год с пользователя. А в 2012-м появились слухи о том, что к мессенджеру приценивается Facebook. Однако владельцы WhatsApp их опровергли. Сам Facebook после этого дважды пытался приобрести мессенджер Snapchat, выделяющийся на фоне остальных своими самоуничтожающимися сообщениями, но безуспешно.

В конце 2013 года Facebook таки сделал официальное предложение Куму и Эктону. Оно оказалось крайне выгодным и 19 февраля 2014 года было объявлено о продаже WhatsApp социальной сети Facebook за $16 млрд. Сам Кум по условиям сделки должен войти в совет директоров Facebook.

Кум так описывает произошедшее у себя в соцсети: “Почти пять лет назад мы начали с простой миссии: построить крутой продукт, которым будет пользоваться каждый. С тех пор ничего не изменилось. Сегодня мы объявляем о партнерстве с Facebook, которое позволит нам продолжать реализовывать эту миссию. Вот что изменится для вас, наши юзеры: ничего”.

Сегодня аудитория WhatsApp составляет 450 млн. пользователей. Ежедневно при помощи WhatsApp пересылается несколько десятков миллиардов сообщений. Кум с Эктоном продолжают управлять компанией. Они твердо уверены – в следующие несколько лет на Земле будет 5 млрд. владельцев смартфонов, которые потенциально будут платить им деньги. Причем, складывается впечатление, что миллиарды пользователей для Кума важнее, чем миллиарды долларов. Сам Кум по-прежнему уверен: главное правило успеха – уметь увидеть тренд даже там, где его на первый взгляд нет. А потом – сосредоточиться на цели, отсекая все лишнее и не видя препятствий.


Следующую статью в рамках совместного спецпроекта ТМ Балтика и сайта НВ ПРАВИЛА УСПЕШНЫХ ищите на nvua.net 27 июня.

А пока вы ждете, ищите уникальные практические рекомендации от успешных украинских бизнесменов в недавно стартовавшем проекте СВЯЗИ РЕШАЮТ: все лето на этой площадке реализовавшие себя предприниматели будут делиться с читателями личными историями успехов и поражений, проводить мастер-классы и на примере когда-то набитых ими шишек постараются помочь избежать “ошибок молодости” тем, кто делает в этом направлении лишь первые шаги.

Топ-5 материалов