WhatsApp: как бывший хакер из Фастова продал Цукербергу… мессенджер СПЕЦПРОЕКТ

На создание мессенджера WhatsApp выходца из Украины Яна Кума вдохновил обычный iPhone

На создание мессенджера WhatsApp выходца из Украины Яна Кума вдохновил обычный iPhone

За пять лет программист с украинскими корнями заработал $16 млрд на стремлении американцев всегда быть на связи и алчности Facebook

В рубрике ПРАВИЛА УСПЕШНЫХ совместно с ТМ Балтика мы публикуем истории состоявшихся и амбициозных предпринимателей, сумевших конвертировать свои таланты и стремления в успешные бизнес-проекты. Эта рубрика станет копилкой идей, знаний и опыта, которые будут вас вдохновлять и подталкивать к новым начинаниям и вершинам.


Яна Кума часто называют самым удачливым и богатым программистом постсоветского пространства. Называют заслуженно - уроженец Фастова Киевской области, благодаря продаже своего "детища", мессенджера WhatsApp, социальной сети Facebook стал обладателем $16 млрд. И крупнейшим после Марка Цукерберга индивидуальным акционером Facebook - компании, которая еще несколько лет назад отказала ему в работе.

Кум часто вспоминает бедное детство и вынужденный переезд в неизвестность. После эмиграции в США семья поселилась в Маунтин-Вью – городе в Калифорнии, где сегодня располагаются офисы крупнейших технологических компаний.

16-летний “советский” мальчик так и не сблизился с местными сверстниками, и его единственными друзьями стали книги – книги о работе вычислительных систем. С ними Кум "сдружился" настолько, что эта дружба определила его будущую профессию – писать коды. В 19 лет он начинает заниматься программированием и даже входит в состав одной из хакерских группировок. 

В 1997 году его "взяла на карандаш" компания Yahoo. Работа настолько затягивает парня, что он бросает университет, но – ненадолго: скопив $400 тыс., Кум покидает Yahoo.

Целый год после этого Кум путешествовал по Южной Америке, “исследовал свой внутренний мир” и даже попытался устроиться на работу в Facebook – правда, тщетно. Причем свободное время и отсутствие необходимости зарабатывать на хлеб насущный пробудили в сердце Кума всего лишь одну страсть – к игре в фрисби. Так продолжалось ровно до тех пор, пока в руки будущему миллиардеру не попал iPhone.

По собственному признанию Кума, этот гаджет изменил его жизнь. Он сразу же почувствовал фантастический потенциал устройства – хотя не сразу понял, как реализовать и использовать его в личных целях.

Пять лет назад Ян Кум мечтал изобрести "крутой продукт, которым будет пользоваться каждый". В этому году соцсеть Facebook выложила за разработанный им мессенджер WhatsApp $16 млрд

Долгие месяцы изучения возможностей устройства, разговоры с приятелями и знакомыми из местной диаспоры, которые стали его "фокус-группой", принесли плоды. Кум решает написать приложение, в котором именам людей из списка контактов смартфона присваивались бы отдельные статусы - сообщающие всему списку контактов, чем занят потенциальный собеседник. Например: “Кум разговаривает по телефону”, “мой iPhone скоро разрядится” или “Я в спортзале – ответить не могу”.

В 2009 году это приложение увидело свет, но, к разочарованию Кума, провалилось – его скачала лишь сотня знакомых Кума. WhatsApp спасла новая функция Apple – push-уведомления: теперь всякий раз, когда пользователь менял свой статус (например, на “Не могу говорить – совещание”), сервис оповещал об этом весь список его контактов.

Русские друзья программиста тут же взяли за правило в шутку уведомлять друг друга о «каждом чихе», устанавливая статусы вроде "Проснулся поздно" или "Скучаю". И в какой-то момент WhatsApp превратился в средство общения - его начали использовать, чтобы спросить "Как дела?". И кто-то немедленно отвечал.

Единственным бесплатным текстовым мессенджером на рынке на тот момент был BBM от Research in Motion, работавший только на канадских смартфонах BlackBerry. Были еще G-Talk от Google и Skype, но у WhatsApp на их фоне было конкурентное преимущество – логином сервиса элементарно был ваш телефонный номер.

После обновления приложения за считанные месяцы его скачали 250 тыс. человек. Друг и бывший коллега Кума по Yahoo Брайан Эктон стал партнером в проекте и внес в него $250 тыс. Бизнесмены сняли помещение под офис – несколько комнат на бывшем складе на Эвелин-авеню в Сан-Хосе. Вся остальная часть здания была занята сервисом Evernote.

Зимой сотрудники WhatsApp кутались в теплые одеяла, чтобы согреться, а работать им приходилось за дешевыми столами из Ikea. В офисе не было даже фирменного логотипа сервиса. Однако все это не мешало им усердно работать над усовершенствованием WhatsApp, что вскоре принесло плоды.  

В 2011 году, после того как приложение вошло в топ-20 лучших на App Store, cервис привлек $8 млн от Sequoia Capital. Тогда мессенджер уже зарабатывал на подписке по $1 в год с пользователя. А в 2012-м появились слухи о том, что к мессенджеру приценивается Facebook. Однако владельцы WhatsApp их опровергли. Сам Facebook после этого дважды пытался приобрести мессенджер Snapchat, выделяющийся на фоне остальных своими самоуничтожающимися сообщениями, но безуспешно.

В конце 2013 года Facebook таки сделал официальное предложение Куму и Эктону. Оно оказалось крайне выгодным и 19 февраля 2014 года было объявлено о продаже WhatsApp социальной сети Facebook за $16 млрд. Сам Кум по условиям сделки должен войти в совет директоров Facebook.

Кум так описывает произошедшее у себя в соцсети: “Почти пять лет назад мы начали с простой миссии: построить крутой продукт, которым будет пользоваться каждый. С тех пор ничего не изменилось. Сегодня мы объявляем о партнерстве с Facebook, которое позволит нам продолжать реализовывать эту миссию. Вот что изменится для вас, наши юзеры: ничего”.

Сегодня аудитория WhatsApp составляет 450 млн. пользователей. Ежедневно при помощи WhatsApp пересылается несколько десятков миллиардов сообщений. Кум с Эктоном продолжают управлять компанией. Они твердо уверены – в следующие несколько лет на Земле будет 5 млрд. владельцев смартфонов, которые потенциально будут платить им деньги. Причем, складывается впечатление, что миллиарды пользователей для Кума важнее, чем миллиарды долларов. Сам Кум по-прежнему уверен: главное правило успеха – уметь увидеть тренд даже там, где его на первый взгляд нет. А потом – сосредоточиться на цели, отсекая все лишнее и не видя препятствий.


Следующую статью в рамках совместного спецпроекта ТМ Балтика и сайта НВ ПРАВИЛА УСПЕШНЫХ ищите на nvua.net 27 июня.

А пока вы ждете, ищите уникальные практические рекомендации от успешных украинских бизнесменов в недавно стартовавшем проекте СВЯЗИ РЕШАЮТ: все лето на этой площадке реализовавшие себя предприниматели будут делиться с читателями личными историями успехов и поражений, проводить мастер-классы и на примере когда-то набитых ими шишек постараются помочь избежать “ошибок молодости” тем, кто делает в этом направлении лишь первые шаги.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Правила успешных ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: