Направлений может быть еще как минимум 50, – коммерческий директор Ryanair
Он заверил, что вместо вытеснения с рынка местных авиаперевозчиков ирландская компания отдает предпочтение сотрудничеству с ними. О'Брайен объяснил, почему Ryanair выбрал аэропорты Киева и Львова на старте своей деятельности в Украине, а также анонсировал, что его компания может значительно расширить количество направлений.
- В течение многих лет в Украине было убеждение, что отечественный рынок не достаточно большой для вашей компании, но вот Ryanair здесь. Почему вы решили прийти сюда?
Я должен вас исправить. Мы считаем украинский рынок большим. Это самая большая страна в этой части Европы, больше, чем Польша, где Ryanair сейчас является крупнейшей авиакомпанией. И я считаю, вполне возможно, что со временем мы и здесь займем такую же позицию.
На наш взгляд, здесь есть возможности. Украина стала центром развития, например, для IT-индустрии.
- Впрочем, количество рейсов между Украиной и Европой достаточно маленькое. Маршрутов, которые соединяют Киев с ЕС меньше, чем во втором аэропорту Вроцлава.
Здесь много возможностей, большой потенциал. Я думаю, что правительство хорошо сделало, что сохранило в Киеве два конкурирующих аэропорта. И таким образом есть достаточная пропускная способность для того, чтобы обеспечить рост. И я думаю, что в конце концов, сейчас – самое время!
- Многие украинцы ожидают, что после прихода вашей компании цены упадут в разы. Насколько это справедливое ожидание? И сможем ли мы летать в ЕС за 30-40 евро?
Я надеюсь, что вы сможете летать даже дешевле. Наше сегодняшнее предложение – это 19,99 евро. Цены Ryanair самые низкие в Европе. Если проверить годовую отчетность, не полагаясь лишь на мои слова, то вы увидите, что лучшие предложения наших конкурентов на 25% дороже, чем наши.
- Специалисты говорят, что вы можете "убить" наши местные компании. Насколько серьезна эта угроза?
Авиаперевозчиков никогда не "убивают", они "совершают самоубийство". Все зависит от авиакомпании.
Я не буду комментировать ситуацию с Международными авиалиниями Украины (МАУ), но это не национальная компания, это – частный перевозчик. Авиакомпания Авиалинии Украины была вашим национальным перевозчиком. Но сейчас её нет.
Разные компании выбирают разное поведение. Возьмем, к примеру, Air Lingus. Это крупнейшая после Ryanair компания. Она успешная и достигла этого благодаря тому, что признала реальные факты и снизила стоимость перелетов из-за повышения своей эффективности.
Другие компании, например Air Bulgaria, которая просто жалуется на жизнь и не оплачивает счета, – не имеет будущего.

- Как по мне, МАУ, с точки зрения внешнего наблюдателя – это хорошо управляемый бизнес. Но они будут вынуждены снизить стоимость билетов.
И мы бы хотели сотрудничать с ними. Возможно, изучить варианты сотрудничества. Ведь у МАУ есть много рейсов на восток. А у Ryanair есть направления на Запад.
- Вы выбрали Киев и Львов. Почему эти два аэропорта? Почему не Харьков и Одессу?
Ну, мы не можем делать все и сразу. Сейчас, вместе с Украиной, у нас 34 страны в нашей сети, это 200 аэропортов. И все они хотят больше. Поэтому, прежде чем мы будем думать о новых направлениях, мы должны сосредоточиться на уже существующих. В прошлом месяце мы объявили 19 новых рейсов в Израиль. Это направление развивается. Сейчас на выходных очень загруженные маршруты в Испанию. И Израиль здесь видит большие возможности для роста.
Поэтому конкуренция очень высокая. Между Украиной и другими странами. Между аэропортами в Украине. И даже между аэропортами в Киеве.
- А не рассматриваете ли вы возможность работы на украинском внутреннем рынке?
Для того, чтобы работать на украинском внутреннем рынке, нам необходимо иметь базу в Украине. Но мы этого пока не планировали. Хотя у нас был неформальный разговор на эту тему с Министерством инфраструктуры.
- В некоторых странах авиаперевозчикам предлагают доплаты, чтобы поощрить их летать на неприбыльных направлениях. Предлагали ли вам подобную поддержку?
Мы имеем дело с аэропортами. И они сами устанавливают свои цены. Одни делают это лучше других. Я не буду раскрывать детали сделок. Но каждое направление потенциально может быть прибыльным, если цены будут правильные. Я имею в виду аэропортовые сборы. На некоторых маршрутах цены должны быть очень низкими, но для этого и сборы должны быть очень низкими. Чтобы обслуживать рейсы Ryanair, аэропорты по всей Европе соревнуются в низких аэропортовых сборах.
Даже Франкфуртский аэропорт уменьшил свою стоимость для того, чтобы Ryanair летал во Франкфурт.
- Что вы думаете про украинский рынок. Насколько высока здесь конкуренция и за счет чего вы будете конкурировать?
О конкуренции мы много не думаем. Мы предлагаем отличный сервис. Современные безопасные самолеты. И наши цены на 25% ниже, чем у наших ближайших конкурентов. Какой бы ни была битва – мы победим.
- В Европе часто цены бывают очень низкими, иногда всего лишь 10 евро. Как такое возможно?
Благодаря чрезвычайной эффективности. Благодаря продаже мест в самолете за 10 евро, если без этого они будут пустые. Ведь в любом случае надо платить за самолет. Следовательно, лучше посадить кого-то в пустое кресло. А пассажир может купить чашку кофе или сэндвич. Мы продаем замечательный кофе. Вот как это возможно.
- А что еще, кроме низких цен, вы будете делать для того, чтобы конкурировать здесь?
Замечательный сервис, на современном Боинге 737. А через два года в нашем флоте появится еще и 737 Макс. У нас замечательное приложение для мобильных телефонов. Над его созданием трудились украинские программисты. Это позволит нам сделать взаимодействие с нашими клиентами еще более тесным.
- Лоукосты быстро приходят и так же быстро уходят. Что может заставить вас уйти из нашей страны?
Я думаю, что это несправедливое наблюдение. Только какие-то внешние факторы могут привести к тому, что Ryanair уйдет из Украины. Например, в прошлом году мы уменьшили нашу деятельность в Норвегии на 60%. На этот шаг мы пошли после того, как норвежское правительство ввело налог в 8 евро. Если билет Ryanair в среднем стоит 40 евро, то налог в 8 евро – это очень серьезно. И что было совсем удивительно, что этот налог в Норвегии ввели по экологическим соображениям. Это в стране, которая получает доходы в основном от продажи нефти.
Вот такие факторы могут заставить нас пересмотреть нашу работу в стране. В основном это – политические или фискальные решения. Или решение аэропортов-монополистов. Вот почему очень важно, чтобы у вас оставалось два аэропорта-конкурента в Киеве.
- И последний вопрос. Почему вы выбрали именно эти направления для полетов из Украины? Например, Манчестер?
Это не так далеко, как может казаться с точки зрения на существующие маршруты. Я прилетел из Дублина и это заняло меньше трех с половиной часов. Это намного дольше, чем в среднем на наших рейсах. Но это не так плохо. Существует сообщение между Манчестером и Украиной. Лондон – это очевидное направление. В Нидерланды летать нелогично.
Но это первые направления. Потенциально может быть еще пятьдесят.