Свой бизнес: когда война стала учителем

26 февраля 2017, 19:57
Цей матеріал також доступний українською
Как опыт военных действий на востоке Украины сделал из молодого разнорабочего незаурядного изобретателя салфеток для оружия

Во время наибольшего отчаяния американка Джой Маргай изобрела чудо-швабру. А в 2016 году историю одинокой матери, которая благодаря незаурядному интеллекту и способностям не только преодолела бедность, но и сколотила многомиллионное состояние, экранизировали в киноленте Джой.

Видео дня

История эта не уникальна. Для Соединенных Штатов. Американцы на государственном уровне разрабатывают программы поощрения граждан к самозанятости и на создание инновационных продуктов. Ведомство по патентам и товарным знакам США (USPTO) ежегодно выдает более 300 тыс. охранных документов, защищающих права интеллектуальной собственности людей со всего мира. Изобретатели зарабатывают, а государство получает налоги в бюджет от таких предпринимателей.

В Украине документы, удостоверяющие неповторимость изобретения, нужно ждать около года. По сравнению с процедурами в США, это мелочи. В Штатах на патент ждут от 2 до 7 лет. И, несмотря на это, у нас на сегодня являются действующими лишь около 27 тыс. патентов, еще 13 тыс. наших соотечественников зарегистрировали права на свои изобретения за рубежом.

Эти данные свидетельствуют, что интеллектуальный и творческий потенциал, у Украины есть, чего нет – благоприятных условий для воплощения в жизнь уникальных идей.

В прошлом году молодой украинский предприниматель Александр Морозов решил пойти против тренда и пополнить ряды изобретателей. 25-летний житель Винничины запатентовал масляные салфетки для чистки оружия. На сегодня его компания Клин Шот (clean shot – чистый выстрел) не только осуществляет поставки изобретения украинским пограничникам и военным в зону АТО, качеством этого товара довольны и владельцы оружия в Армении и странах Африки.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

"20 января 2015 года, 7:30 утра. Колонна штурмовой роты 13 батальона 95-й отдельной десантно-штурмовой бригады из шести машин прорывается на взлетную полосу Донецкого аэропорта. Подрыв первой машины – раненые, первая помощь. Стрельба: РПГ, СПГ, танк", – вспоминает Александр Морозов времена своей службы в зоне АТО. В течение трех дней до этого рота безуспешно пыталась зайти в ДАП, чтобы вывести "киборгов", которые там еще остались. И все же прорыв осуществлен.

Изнурительные многочасовые бои наглядно демонстрируют ограниченность ресурсов, которые есть у украинских военных в борьбе с врагом. Во время боев, кроме загрязнений, которые возникают в результате интенсивной стрельбы, на оружие еще и налипает грязь. И после штурма оружие становится непригодным для ведения нормального боя, его нужно чистить, а возможности для этого часто просто не существует.

Александр Морозов во время службы на Востоке Украины
Александр Морозов во время службы на Востоке Украины Фото:


В нормальных стандартных условиях, как объясняет доброволец из ДУК Правый сектор Степан, каждый из военных имеет набор для чистки оружия: ершики, латунные и пластмассовые шомполы. Но еще нужно найти смазку. По возможности, используют моторное масло, или выпрашивают у водителей аэрозоль WD-40, в худшем случае – используют остатки переработанного масла. В некачественной консистенции часто содержится вода, которая за два дня может покрыть ржавчиной механизм и детали стрелкового оружия.

Кроме того, еще с советских времен предусмотрена целая процедура чистки оружия, но она несколько далека от суровой реальности. На специальных столах раз в день раскладываются детали, которые военнослужащий должен протереть за 45 минут. "Но так никто не делает. В реальности, когда есть возможность и час времени, сел где-то под деревцем, на футболочку разложил это все и чистишь", – рассказывает Степан.

"Но к тому же ты еще должен побегать за старшиной, подергать его, чтобы дал смазку. Потом бегаешь и ищешь какую-то тряпку, старый носок, рвешь белье эвакуированных товарищей, чтобы автомат привести в порядок", описывает Морозов серые будни украинских военных.

В один из таких дней, когда подразделения противника на 12 часов взяли в кольцо роту, в которой служил Морозов, у него терпение лопнуло: "Как-то пришлось в течение двух недель использовать оружие моего раненого товарища, потому что не имел возможности почистить свой автомат. Просто не было чем. Тогда и пришло в голову, что надо что-то практичное, надежное и такое, что не предполагало бы всех этих процессов, которые не менялись со времен Первой мировой войны".

Везет упорному

Не секрет, что начинать новый бизнес в Украине – задача не из легких. Зарегистрировать предприятие, запатентовать изобретение, наладить производство, выйти на закупщиков, получить пять разрешений на одну лицензию – на все потрачено больше года. И неоднократно молодой предприниматель хотел все свернуть.

Однако для Морозова это была уже не первая "проба пера", и сферы, в которой молодой предприниматель пытался реализоваться, менялись одна за другой. "Вот я учился на ландшафтного дизайнера, а получился ландшафтный десантник. Хотя коммерческая жилка у меня всегда присутствовала", вспоминает изобретатель.

Например, с началом Майдана, когда по телевидению показали сюжет с золотым батоном бывшего президента Виктора Януковича, уже на следующий день Морозов сделал форму и начал отливать копилки в виде золотых батонов, которые поехали на Киев и продавались как сувениры.

Таким образом, он уже знал с чего начинать. Весной 2015-го во время лечения от контузии, за несколько месяцев до демобилизации, Морозов поделился идеей со своим товарищем Артемом Андрийчуком. И пока один занимался поисками материалов, сырья и производства, вложив в тестовую продукцию свои сбережения в 10 тыс. грн, другой – тестировал первые образцы в реальных боевых условиях.

"Все начиналось методом проб и ошибок. Я находил производителей – они отказывались делать небольшие пробные партии. Находил материал, тестировали его – он оказывался неэффективным, или агрессивным, приходилось вносить изменения и в состав салфеток, и в упаковку, – рассказывает Андреев. – Было трудно, порой опускались руки. Не верили, что у нас возможно вывести это все на определенный уровень без "влиятельного дяди в кабинете".

Но вера в себя была всегда. После демобилизации, с октября по декабрь 2015-го, Морозов пошел изучать азы бизнеса в Первый социальный бизнес-инкубатор для переселенцев и участников АТО. "По шаблону написал бизнес-проект под салфетки, выступил с ним в финале, получил грант в размере 100 тыс. грн на развитие дела и начал заниматься бумажными штуками, а-ля создание технических условий, патентование и тому подобное", – вспоминает Морозов. Все грантовые средства пошли на изготовление тиража салфеток в количестве тысячи комплектов и на его дальнейшее распространение.

Учасники первого бизнес-инкубатора

Учасники первого бизнес-инкубатора Фото:


Магазины с молодыми предпринимателями неохотно сотрудничают, поэтому изобретатель обратился к силам социальных сетей, помощи волонтеров и солдат, с которыми познакомился во время службы.

Временем, когда звезды все-таки повернулись к десантнику, стал февраль 2016-го – во время выставки товаров военного назначения, которая проходила под эгидой Укроборонпрома, продукцией нашего героя заинтересовался венчурный фонд научно-технического развития им. ак. В.С. Михалевича, который коммерциализирует проекты, связанные с военными разработками.

"Мы увидели продукцию и я сама предложила Александру сотрудничество. Называйте это профессиональным чутьем, но мне стало очевидным, что это может принести успех", – делится воспоминаниями исполнительный директор Фонда Михалевича и директор компании Клин Шот Ксения Борисюк-Барабаш.

Венчурный фонд помог молодому предпринимателю с маркетингом, оборотными средствами на закупку и расширение деятельности компании. Однако свои инвестиции в фонде разглашать не берутся. "Сейчас наши обязанности распределены таким образом, что я выполняю все функции директора компании, а Александр является ее учредителем и занимается производственной частью процесса", – рассказывает Борисюк-Барабаш.

Меткий выстрел

На сегодня все производство компании Клин Шот находится на аутсорсинге. Единственные в Украине производители масляных салфеток уверены, что собственные мощности и рабочая сила позволили бы снизить себестоимость продукции. Однако пока они не могут позволить такой риск – систематичность поставок салфеток до сих пор не налажена, ведь государство не проявляет особого интереса к условиям, в которых воюют ее граждане против Российской Федерации.

"Сначала товар закупали вообще одни волонтеры", – рассказывает Андреев. Позже удалось заключить соглашение с Государственной пограничной службой – Клин Шот выиграл тендер, который проводился через систему государственных электронных закупок ProZorro. Пробная партия – 1,2 тыс. комплектов по 100 штук в каждом.

На данный момент, по словам Борисюк-Барабаш, компания планирует провести испытания товара в Министерстве обороны, чтобы продукция попала в план закупок. А также ждут утверждения от внутренней службы ВСУ и Национальной гвардии, испытания в которых уже прошли.

"Я не являюсь экспертом по этим салфеткам, но развозил их по фронту ребятам, для испытания в реальных боевых условиях: 72-я бригада, для Правого сектора ребятам и снайперам. Отзывы остались очень положительными", – рассказывает волонтер организации Народный тыл Иван Бордун.

Условия, в которых украинские военные чистят оружие, далеки от прописанных в методичках
Условия, в которых украинские военные чистят оружие, далеки от прописанных в методичках Фото:


До сих пор волонтеры закупали за границей для военных баллончики. Однако спреи американского производства не достаточно удобны, говорят опрошенные бойцы, ведь очень много материала распыляется в воздухе и надо еще искать тряпку. К тому же баллончики не помещаются в карманах, их приходится носить в рюкзаках.

"А с салфетками действительно удобно и быстро, они компактны, в хорошей упаковке, которая мало места занимает. Нам дали две для испытаний: сухую и промасленную. Особенно порадовала сухая, потому что найти чистую тряпку, чтобы протереть оружие от масла, или от грязи – это подвиг", – расхваливает украинский продукт Степан из ПС.

По его подсчетам, салфетки ускоряют процесс чистки в 1,5 раза. "В зависимости от степени загрязнения оружия и от условий, обычным способом, если очень тщательно чистить, то где-то час времени уходит. Здесь у нас получается минут 40", – рассказывает он.

Признание, но не дома

А пока на внутреннем отечественном рынке партнеры разъясняют преимущества своей продукции, по сравнению со старыми совковыми методами, к масляным салфеткам начали проявлять интерес другие государства.

Так, после поста волонтера Романа Синицына в facebook в декабре 2016 года, Клин Шот заключил меморандум о сотрудничестве с Укроборонсервисом, который занимается экспортом украинской военной продукции за рубеж. Это поможет компании попасть в международный каталог военной продукции.

"Мы сделали уже несколько экспортных поставок. За границей как-то легче идет, больше понимают и более лояльно к этому относятся. Уже пошла небольшая партия, 100 комплектов, в страны Африки, по каналам сбыта венчурного фонда. Небольшая партия, тысяча комплектов, отправилась в Армению", – говорит Морозов.

В целом за первый год работы компания реализовала более пяти тысяч комплектов. На текущий год у предпринимателя еще более далеко идущие планы. Хотя делиться планами производства под диктофон предприниматель пока не желает.

В то же время уже сейчас можно говорить, что розничные магазины военной продукции стали относиться к салфеткам для чистки оружия достаточно лояльно и адекватно. "Но для магазинов мы хотим сделать маленькую упаковку, по 10 штучек. Потому что товар новый для многих людей и еще не создана культура его потребления", – рассказывает боец.

Пока один комплект салфеток из 100 штук стоит 250 грн. Однако стоимость постоянно меняется. Так, за прошлый год предприниматель должен был трижды пересмотреть цену только из-за девальвации национальной валюты. "Потому что закупаем материалы через украинских дистрибьюторов, то есть это иностранное сырье, которое мы закупаем за доллары. И из-за этого себестоимость постоянно растет", – говорит Морозов.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X