
21,2 миллиарда на людях, не умеющих считать. Тигипко, Кацубы, экс-министры и депутаты — кто контролирует рынок онлайн-займов в Украине
Доход компаний, выдающих микрозаймы онлайн, за карантинный 2020 год превысил отметку в 20 млрд грн. За первое полугодие 2021 года десять крупнейших игроков этого рынка получили более 643 млн грн чистой прибыли.
Уанет и эфир украинских телеканалов заполнены рекламой сервисов, которые предлагают быстро и без хлопот одолжить деньги. Поп-звезды и известные актеры рекламируют дорогие покупки и беззаботную жизнь, которые возможны благодаря легко доступным деньгам.
На самом деле речь идет о микрозаймах — до зарплаты или на новый гаджет. Большинство заемщиков полагают, что смогут вернуть всю сумму долга за несколько дней, в течение льготного периода с малым процентом. Однако, многие в итоге залезают в долги на условиях, которые сложно назвать иначе, как попасть на счетчик.
НВ Бизнес изучил рынок микрозаймов онлайн, и тех, кто зарабатывает на людях, которые готовы одалживать любой ценой.
Рынок массовой финансовой неграмотности: десятки тысяч жалоб
«Почему микрокредиты? Во многих случаях это можно объяснить простым удобством — деньги потребителю нужны именно сейчас, и он выбирает быстрый и довольно доступный путь их получения», — говорится о причинах популярности легкодоступных займов в отчете Микрокредиты: опыт потребителей проекта USAID «Трансформация финансового сектора».
Исследователи объясняют: часто, имея острую потребность в денежных средствах, потребитель не имеет ни времени, ни знаний, чтобы разобраться в предоставленной финансовой компанией информации по кредиту. Более того, потребитель часто не способен принять информированное решение, которое будет базироваться на размере процентной ставки и общей стоимости кредита, а также не может определить незаконные или рисковые для него условия в кредитном договоре.
«За период с июля 2020 года до августа 2021 (включительно) в Национальный банк поступило более 20 тысяч обращений, касающихся микрофинансовых компаний. Это почти 60% от всех полученных Национальным банком обращений потребителей. Из них около 10 тысяч касаются правоотношений по кредитам микрофинансовых компаний, а около 9000 — неэтичного поведения при урегулировании просроченной задолженности», — объясняют в Нацбанке.
По данным центробанка, чаще всего потребители обращаются в НБУ по вопросам:
- начисления процентов на просрочку, а также пени и штрафа в течение действия карантина, маскировки пени и штрафа под проценты с целью их начисления в карантин;
- несовершенной идентификации и верификации при онлайн-кредитовании, а, следовательно, выдаче кредитов мошенникам на основании украденных / поддельных документов, взлома личных кабинетов;
- начислении процентов, пени и штрафов военнообязанным.
«Такие обращения учитываются при определении уровня риска нарушения законодательства по защите прав потребителей финансовых услуг, который влияет на частоту проверок финансового учреждения», — говорят в НБУ.

В Нацбанке добавляют, что регулятор предусмотрел «отдельные меры воздействия» на МФО — штрафы за каждый выявленный случай (сокрытие информации об условиях предоставления финансовых услуг в полном объеме, непредоставление по запросу потребителя финансовых услуг проекта договора о финансовых услугах и пр.).