Российский след. Как российские металлургические компании наживаются на «отжатых» заводах на неконтролируемых украинских территориях

14 апреля 2017, 07:55
Как стало известно НВ Бизнес, в схему с поставками сырья, необходимого для запуска металлургического производства на временно неконтролируемой Украиной территории, вовлечены российские компании Северсталь и Еврохим

На территорию так называемой «ДНР» зашло уже не менее трех составов с российской железной рудой. В то же время на территории РФ уже появилась первая украденная продукция крупнейшего украинского металлургического холдинга – группы Метинвест. Эксперты уверены, что вовлеченные в эти махинации компании неминуемо окажутся под международными санкциями и могут понести существенные финансовые и репутационные потери.

Видео дня

25 января на 41-м километре перегона «Светланово – Шипилово» около 50 человек в камуфляже при поддержке нескольких народных депутатов Верховной Рады заблокировали движение железнодорожных составов. По их словам, блокада была направлена на прекращение закупок антрацитового угля на неконтролируемых Украиной территориях. Позже участники блокады перекрыли еще три железнодорожных ветки, и в Украине было объявлено чрезвычайное положение в энергетике. В середине марта власти «ДНР» и «ЛНР» в ответ на транспортную и торговую блокаду со стороны Украины заявили о переходе находящихся в «республиках» украинских активов в свое «временное управление», а их законные владельцы фактически потеряли контроль над предприятиями и вынуждены были с них уйти. Осуществлять «временное управление» было поручено ЗАО «Внешторгсервис» – никому не известному предприятию, зарегистрированному в Чеченской республике. По слухам, его владельцем является беглый украинский бизнесмен Сергей Курченко.

На территории «ДНР» находятся Енакиевский металлургический завод (ЕМЗ) и его макеевский филиал (входят в группу «Метинвест» Рината Ахметова и Вадима Новинского), в «ЛНР» – Алчевский меткомбинат (АМК) группы ИСД (считается, что 50% группы держится номинальными владельцами в интересах ВЭБа). И ЕМЗ, и АМК после «национализации» со стороны непризнанных республик остались без железорудного сырья (поступало с ГОКов в Кривом Роге) и были остановлены. При этом 7 апреля глава «ДНР» Александр Захарченко сообщил, что подписаны все необходимые контракты, и «на этой неделе должно прийти первое сырье для ЕМЗ».

В распоряжении НВ Бизнес оказалась накладная на железорудный концентрат, прибывший на станцию «Енакиево» 9 апреля и прошедший таможню «ДНР» 10 апреля (см. фото 1).

фото 1
фото 1 Фото:

Согласно накладной, получателем сырья является филиал №2 «ЕМЗ» ЗАО «Внешторгсервис». Состав пришел с пограничной станции «Квашино-экспортная» Донецкой железной дороги, то есть очевидно, что груз поставлен из России. Общий объем поставленного концентрата – 3,757 тыс. тонн. Из закрытой базы данных ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») НВ Бизнес удалось узнать историю движения некоторых вагонов, значащихся в ведомости ДНР (см. фото 2).

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Фото 2.1
Фото 2.1 Фото:

Фото 2.2
Фото 2.2 Фото:

Так, по крайней мере три из прибывших в Енакиево вагона 31 марта выехали со станции «Ковдор» (Мурманская обл.) на станцию «Череповец-2» (Вологодская обл., обслуживает Череповецкий металлургический комбинат «Северстали»). А уже 3 апреля эти вагоны отправились со станции «Череповец-2» на станцию «Успенская», находящуюся неподалеку от границы с Донецкой областью (см. фото 3-5).

Фото 3
Фото 3 Фото:

Фото 4
Фото 4 Фото:

Фото 5
Фото 5 Фото:

Между российской станцией «Успенская» и украинской станцией «Квашино-экспортная» всего около восьми километров. Примечательно, что 10 апреля ОАО «РЖД» ввело 25%-ную скидку на перевозки железорудного сырья на граничащие с «ДНР» и «ЛНР» железнодорожные станции, сообщал «Интерфакс». В частности, скидка распространяется на перевозку железорудного сырья со станции «Череповец-2» на станцию «Успенская». В «Северстали» введение данной скидки никак не комментируют.

Как пояснил НВ Бизнес собственный источник в СБУ, российскими компаниями используется следующая схема. Химическая компания «Еврохим» Андрея Мельниченко со своего Ковдорского ГОКа в Мурманской области отправляет свой железорудный концентрат компании «Северсталь» Алексея Мордашова на станцию «Череповец-2» в рамках существующего между ними контракта. Однако «Северсталь» не оставляет этот груз себе, а отправляет его со станции «Череповец-2» на последнюю станцию РЖД в Ростовской области, примыкающую к границе с Украиной («Успенская»). Получателем груза, согласно базе РЖД, выступает АО «РЖД Логистика» (его дочерняя структура). В документах фиксируется завершение перевозки, после чего оформляется внутренняя накладная ДНР со штампами на границе о том, что состав проследует на ЕМЗ. Причем в последнем документе владелец груза и грузоотправитель уже не указываются. По словам источника, по такой схеме на неконтролируемые Украиной территории было поставлено уже не менее 11 тыс. тонн российского железорудного концентрата, то есть как минимум три состава.

Однако, пока Енакиевский метзавод еще не запущен, руководство «ДНР», по всей видимости, решило найти другой способ извлечения выгоды из простаивающего предприятия. По данным источника НВ Бизнес, на станции «Таганрог» и «Марцево» Северо-Кавказской железной дороги (обе – в Ростовской обл.) начали поступать уголки производства ЕМЗ. По его сведениям, объемы поступления и товары в пути составляют более 30 тыс. тонн (500-600 вагонов). При этом он утверждает, что экспортом этой продукции из Енакиево и ее импортом в Россию занимаются неизвестные компании, не связанные с собственником ЕМЗ – группой Метинвест. Грузополучателем в накладных обозначен «Начальник станции», данный груз прошел официальное таможенное оформление на Таганрогской таможне и был выпущен в свободное обращение после уплаты импортером необходимых платежей. По словам источника, согласно маркировке и сопроводительным документам, продукция была произведена до потери контроля группой Метинвест над ЕМЗ и впоследствии была похищена, по факту чего в Украине возбуждено уголовное дело.

Как удалось выяснить НВ Бизнес, данный товар размещен импортером на ответственное хранение как минимум на двух складах в Таганроге (см. фото 6 и 7).

Фото 6

Фото 6 Фото:

Фото 7

Фото 7 Фото:

Это ООО «Терминал Таганрог», входящее в группу компаний ООО «Металлсервис» (Москва). «Металлсервис» – крупнейший в Москве и один из крупнейших в России независимых металлотрейдеров с объемами продаж более 2 млн тонн металлопроката в год, сотрудничающий со всеми ведущими металлургическими компаниями России и СНГ. Компания обладает крупнейшим в Москве складским комплексом, а также рядом складов в других городах России, в том числе и в Таганроге. Одним из основных бенефициаров «Металлсервиса» считается Олег Анатольевич Тюрпенко. Связаться с ним не удалось. Согласно базе данных «Интерфакс-Спарк», О.А. Тюрпенко, среди прочего, является членом совета директоров ООО «Металлсервис» (Москва), генеральным директором ООО «Металлсервис-групп» (Москва) и 100%-ным владельцем ООО «Металлсервис-Москва». Второй склад, на котором хранится продукция ЕМЗ, принадлежит ЗАО «ИНТЭК» – местному таганрогскому бизнесу, занимающемуся складскими услугами и строительством.

По итогам общения с рядом менеджеров российских металлургических компаний, НВ Бизнес удалось выяснить, что импортер и связанные с ним лица предпринимают активные усилия для реализации проката ЕМЗ на рынке юга России – данный товар предлагается по ценам на 10-15% ниже рыночных. Кроме того, импортер распространяет информацию о том, что этот товар, как и весь ЕМЗ, был брошен его собственником, а полученные от реализации данного товара деньги он якобы собирается направить на закупку российского сырья, газа и выплаты зарплат работникам ЕМЗ. Ранее в «Метинвесте» говорили, что в связи с потерей контроля над предприятиями в неконтролируемой зоне Группа вынуждена была прекратить все трудовые отношения с их сотрудниками.

Напомним, в СМИ уже неоднократно сообщалось, что руду для метзаводов «ДНР» и «ЛНР» будут поставлять российские производители – «Северсталь» Алексея Мордашова и «Металлоинвест» Алишера Усманова. В «Металлоинвесте» при этом уверяют, что ни сама компания, ни входящие в нее предприятия не ведут переговоров о поставках железорудного сырья на металлургические предприятия «ДНР» и «ЛНР». В «Северстали» также говорят, что не продают и не поставляют продукцию каким-либо компаниям на территориях непризнанных республик.

Глава Федерации металлургов Украины Сергей Беленький уверен, что никто, кроме России, не станет поставлять сырье на металлургические комбинаты в «ДНР» и «ЛНР». «Сложно также представить, кто может вывезти готовую продукцию с неконтролируемых территорий, кроме российских компаний. Те же в свою очередь вынуждены будут фальсифицировать сертификаты продукции для того, чтобы продать ее даже на внутреннем рынке, не говоря уже об их экспорте. В случае, если такая схема будет раскрыта, это приведет к колоссальному ущербу для репутации и финансовым потерям», - считает Беленький.

В самой группе Метинвест уверены, что происхождение сырья можно отследить, а контрабандистам в любом случае придется ответить перед законом. «В любом случае будет известно, откуда это сырье приехало. Произойдет это через структуры Курченко или через какие-то осетинские фирмы – для мирового сообщества абсолютно не важно. Для него будет важно, что один из ведущих представителей бизнес-элиты России поставил контрабандой свой товар на украденные предприятия, четко осознавая, куда он поедет», - говорил генеральный директор Метинвеста Юрий Рыженков в интервью НВ Бизнес на этой неделе. По его словам, все металлургические заводы, как и потребители железной руды, в России и Украине известны. «Говорить о том, что гипотетическое российское добывающее предприятие поставило кому-то железорудное сырье в Южную Осетию или в Ростов, не зная, куда дальше оно пойдет, – это сказка, которая может пройти перед налоговыми органами Российской Федерации, но точно не пройдет перед мировым сообществом», - убежден Рыженков.

Скандалы, из-за которых крупные международные компании несут финансовые и репутационные потери, в мире не редкость. В 2015 году сообщалось, что Volkswagen Group будет вынужден заплатить примерно 14,7 миллиарда долларов в рамках знаменитого «дизельного скандала». Тогда выяснилось, что автоконцерн подделывал результаты тестирования автомобилей с дизельным двигателем на выбросы вредных газов в атмосферу. В США к расследованию действий германского производителя подключились Конгресс и Министерство юстиции, собственные расследования проводили власти Германии и Южной Кореи. Только за один день биржевая капитализация VW обрушилась тогда на 13 миллиардов евро.

Управляющий партнёр юридической фирмы Kinstellar Константин Ликарчук считает, что последствия такого поведения для российских компаний могут быть очень серьезными. «Во-первых, деятельность террористических организаций «ДНР» и «ЛНР» находится под санкциями, и может последовать очень жёсткая реакция со стороны ЕС и США: возможно применение больших штрафов к предприятиям-нарушителям санкционного режима. Размер санкций может исчисляться сотнями миллионов долларов, и в случае продолжения такого поведения компании просто не смогут его себе финансово позволить. Другим аспектом этой ситуации является вероятность начала уголовных производств Службой Безопасности Украины за финансирование терроризма. И это тоже может иметь очень серьёзные последствия как для компаний, так и для их должностных лиц», - считает Ликарчук.

Управляющий партнер АО «Чудовский и партнеры» Игорь Чудовский напоминает, что «серая зона» – всегда большой риск для бизнеса, занимающегося внешнеэкономической деятельностью. «В связи с санкциями в отношении России, экспорт из РФ сейчас находится под пристальным контролем. Ввоз руды из РФ на Донбасс и вывоз металла, при проведении расследования и установления его происхождения, чреваты не только санкциями, но и уголовным преследованием «Северстали» и «Металлоинвеста» с соответствующими последствиями – вплоть до обвала акций этих монстров металлургической отрасли России. В случае объявления делистинга акций международный рынок для этих компаний существенно сократится – в частности, будет наложен запрет торговли через основные биржи США и ЕС», – предупреждает эксперт.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X