Российский газопровод в обход Украины расколол ЕС
Газпром продолжает всеми силами пытаться лишить Украину транзита газа. А лоббизм Германии и неспособность ЕС противостоять этому лишь играют на руку российскому монополисту.
10 октября, ответственная за конкуренцию еврокомиссар Маргрет Вестагер заявила, что у Евросоюза нет юридических возможностей остановить проект газопровода Nord Stream 2 (Северный поток 2), который планирует построить российский Газпром в обход Украины.
Несмотря на заявление председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера о том, что Северный поток не является проектом европейского интереса, Вестагер констатировала: "Я считаю, мы признали, что у нас нет правовых средств, чтобы предотвратить проект".
Северный поток 2 – российский газопровод, который строит компания Nord Stream 2 AG. Единственным акционером последней является Газпром. Длина газопровода составит 1,2 тыс. км, а общая мощность с уже существующим Северным потоком – 55 млрд куб. м. газа.
Северный поток 2 проляжет вдоль газопровода Северный поток по дну Балтийского моря до немецкого города Грайфсваль, чтобы минимизировать прокачку газа через Украину.
Вопрос реализации Северного потока 2 фактически расколол позицию Евросоюза на два лагеря. С одной стороны, страны готовые поддержать проект – Германия и Австрия, с другой – противники реализации – Литва и Польша, хотя строительство газопровода не цепляет их интересы ни как подрядчиков, ни как покупателей газа.
"ЕС не хочет на политическом уровне противостоять экономическим интересам негосударственных компаний, которые будут участвовать в реализации проекта", - отмечает глава правления альянса Новая энергия Украины Валерий Боровик.
Таким образом, Евросоюз не хочет брать на себя ответственность за Северный поток 2 и пытается переложить данный вопрос на национальные правительства и группы компаний, которые занимаются строительством газопровода.
А это играет на руку Газпрома, добавляет руководитель Центра глобалистики Стратегия ХХI Михаил Гончар. То есть, хотя Еврокомиссия и не будет поддерживать проект, сопротивления со стороны ЕС также не будет. Для России это будет означать только одно – можно строить.
Реализация Северного потока 2 принесет Украине значительное сокращение транзита газа в Европу и огромные денежные потери. По расчетам Гончара, в условиях нынешнего объема транзита и тарифов, Украина потеряет около $2 млрд валютной выручки в год.
В 2016 году Украина увеличила транзит природного газа на 22,5% в сравнении с 2015 годом – до 82 млрд куб. м. А за 9 месяцев этого года транзит вырос еще на 23,4% в сравнении с январем-сентябрем 2016-го – до 70 млрд куб. м.
К тому же, украинская газотранспортная система (ГТС) при объемах транзита около 60 млрд куб. м. газа и текущих ставках на транспортировку окажется на грани рентабельности, добавляет сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

По его мнению, нужно уже продумывать, что делать с ГТС после 2019 года, когда закончится контракт на транзит с Газпромом и пересматривать схему транзита и внутренней транспортировки газа, иначе содержать трубу будет просто бесперспективно.
Но Газпром еще могут заставить заплатить за отказ транспортировать энергоносители через Украину. По словам главного коммерческого директора группы Нафтогаз Юрия Витренко, сейчас компания добивается того, чтобы российский монополист платил по более высокому тарифу, который включает ускоренную амортизацию из-за возможного сокращения транзита после 2019-го.
К тому же, добавляет Витренко, сейчас ведутся переговоры для привлечения иностранного партнера к управлению украинской ГТС, что покажет надежность и привлекательность маршрута транспортировки газа через Украину.
Впрочем, такие шаги Украины вряд ли остановят Газпром. А с учетом того, что еще один российский газопровод в обход Украины – Турецкий поток – построен уже практически на четверть, реализация Северного потока 2 и расширенные все той же Еврокомиссией объемы транзита через газопровод OPAL, могут привести к 2022 году к практически полной потере прокачки газа через Украину.
По сути, кроме Нафтогаза в Украине никто системно не противостоит проектам России, сетует Гончар.
"Министерство иностранных дел и правительство в целом должны призвать Еврокомиссию к консультациям на основе Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Там прописано, что Еврокомиссия должна консультироваться с нами в вопросе проектов, которые наносят ущерб Украине", - объясняет он.
Боровик напоминает, что на стороне Украины сейчас Литва и Польша, но Германия пытается вывести этот вопрос из политического аспекта обсуждения в ЕС. Нужно усилить политическое давление, добавляет он. В ином случае России удастся построить свою бизнес-политическую игру, в которую уже направляются Германия и ЕС.