Оценку достижениям Украины, ее зависимости от Газпрома и отношению Обамы к Киеву дает американский профессор Андерс Аслунд
На днях Украину посетил доктор Андерс Аслунд, один из опытнейших экспертов по экономике постсоветских государств, старший советник одного из самых авторитетных американских институтов Atlantic Council. После встреч с украинскими президентом и премьером профессор Аслунд встретился с представителями международных компаний, работающих в Украине, по просьбе US-Ukraine Business Council, советником которой он также является, и KPMG в Украине. За полтора часа американский профессор изложил собственное видение того, что успела, а чего нет Украина в прошлом году, и куда она движется:
Вчера мне посчастливилось встретиться с президентом Петром Порошенко, премьер-министром Арсением Яценюком, еще несколькими людьми, так что я получил лучшее понимание текущей ситуации.
Я хотел бы поговорить с вами о том, чего уже удалось достичь стране за прошлый 2015 год.
Как по мне, Украина достигла немало, но в чем-то немного запаздывает. Хотя я бы не согласился, что не сделано ничего. Неправильно говорить и о том, что реформы слишком медленные. Просто какие-то реформы идут неплохо, но некоторые остановились.
Вы, наверное, заметили, что в феврале промышленное производство выросло на 7,6% по сравнению с таким же периодом прошлого года. Возможно, это кратковременный скачок, а возможно что-то лучше.
Что же было достигнуто? Во-первых, отмечу плавающий обменный курс и то, что удалось сбалансировать текущие счета по сравнению с тем, какими они были в 2014 году.
Энергетическая реформа довольно успешная. В прошлом году удалось на 20% уменьшить потребление природного газа, и в этом году надеемся на похожий результат.
Затем – бюджетное выравнивание. Было закрыто 65 из 180 банков. Собственно так и надо было делать, хотя их владельцы не согласны, но то уже другое дело. Зато мы видим рост прозрачности, транспарентности.
Далее. Идет значительная дерегуляция, хотя она еще не завершена до конца. Электронные закупки – значительное достижение. Ну и финансирование и реструктуризация долга МВФ.
Относительно финансовой стабильности. Была одобрена программа сотрудничества с МВФ. На текущий момент выделено $6,7 млрд. Есть задержки, хотя это не является чем-то исключительным. Если мы здесь посмотрим на достижения, то нельзя не согласиться с тем, что они значительны в части бюджетного выравнивания. 53% ВВП расходы бюджета в 2014 году – это очень высокие по Европейским меркам показатели. Через такое бюджетное выравнивание в свое время прошли страны Балтии. Бюджетный дефицит уменьшился с 10% до чуть более 2% ВВП. Это огромное достижение. Ну и реструктуризация долга позволила отсрочить обслуживание $15 млрд. Иначе говоря, у Украины теперь есть 4 года на восстановление.
Нельзя не сказать о значительных сдвигах в налоговой реформе. Уменьшена ставка налога на фонд заработной платы.
Вторая значительная реформа – это, как я уже говорил, реформа в сфере энергетики. Цены для домохозяйств выросли вчетверо. В то же время уменьшились мировые цены на газ. Поэтому можно говорить что цена на газ еще не на желаемом уровне, но на очень близком к нему. Можно сказать,что правительство лишило известных людей больших денег – Курченко, Коломойского, Фирташа. Не думаю, что это им понравилось. Одновременно государство обеспечило компенсации большому количеству хозяйств. И наконец, следует сказать, что закупки газа в РФ уменьшились до 6 млрд кубометров. То есть Украина может вообще скоро отказаться от закупки газа в России.

Еще один большой успех отмечу в сфере монетарной политики. Бизнесменам и населению это не очень нравится. Плавающий курс привел к девальвации, но главное,что наконец сбалансированны счета, а резервы Украины с несчастных $5 млрд выросли до $15,5 млрд. Конечно, этого недостаточно. МВФ требует большего. Но это заметный шаг вперед. Ну и я уже говорил, что 65 банков было ликвидировано, на очереди другие, которые причастны к отмыванию или имеют слишком большой кредитный портфель.
Дерегуляция – здесь успехи не настолько большие, но транспарентность увеличилась. Удалось открыть реестры владельцев. Система электронных закупок ProZorro – настоящий прорыв. Надеемся, что она позволит сэкономить до 2% ВВП.
Отменили 15 тыс. старых Гостов, но осталось еще 25 тыс. Я слышал, что бизнесмены жалуются на то, что бюрократическая машина все так же мешает работать. То же можно сказать про различные контролирующие органы, инспекции, которые еще остаются в действии. Ну и мы все знаем, где ничего не происходило-в прокуратуре и судах. Это крупнейшие недостатки.
Далее, я уже говорил, предстоит завершить энергетическую реформу. Затем на очереди приватизация. В Украине 3 тысячи госпредприятий. Во Франции – 50. Это страшное несоответствие Европейским практикам. Далее должна начаться реформа госслужбы с 1 апреля, реформа бюджетного процесса (пока Минфин ничего не менял), дальнейшая дерегуляция, реформа школьного образования, чтобы уладить все то, что произошло при Табачнике.
Теперь о главных недостатках. Я уже отметил, что судебная реформа не движется. Как банк может взыскать долги, если не может обратиться в суд? Банки не могут взыскать долги с крупных заемщиков, потому что те имеют политическое влияние, а судебная система не работает. Что делать? Я поддерживаю люстрацию. Просто надо уволить 18 тыс. прокуроров и 10 тыс. судей, нанять новых людей, найти их, есть огромное количество квалифицированных юристов в Украине – пусть они приходят. Конечно, при условии внедрения надлежащей платы и условий работы. Я считаю, что Венецианская комиссия здесь играет вредную роль, считая, что неидеальное люстрационное законодательство не имеет права на существование. Хотя как по мне, скорость и темпы здесь важнее, чем совершенство.
Далее. Энергетическая реформа. Необходимо создание рынка для всех форм энергоносителей. Реформа рынка предусмотрена, но не внедрена из-за отсутствия подзаконных актов. Их надо утверждать в Совете, чтобы позволить затем стимулировать надлежащее производство электроэнергии частными компаниями. В прошлом году это никак не работало. Должна произойти либерализация, что позволит прекратить закупки газа в России и перестать смотреть на газ как на оружие России и способ подкупа ею украинских политиков. Этому следует положить конец.
Приватизация. В прошлом году приватизации не было и, видимо, правильно. Теперь я рад отметить, что правительство предложило парламенту Закон о приватизации, предусматривающий приватизацию 450 компаний в этом году. Как по мне, все малые государственные предприятия должны быть просто ликвидированы. Их надо приватизировать, чтобы уничтожить источник коррупции. Все они контролируются коррумпированными чиновниками. Самое лучшее – это избавиться от того, что не является важным, на аукционах. А 100 лучших предприятий, преимущественно в сфере транспорта и энергетики, заслуживают пристального внимания. Сначала надо улучшить их управление, а затем обеспечить прозрачную приватизацию. Все это поможет уничтожить коррупцию, стимулировать экономику ну и в конце концов дать государству дополнительные поступления.
Какие я еще вижу светлые стороны. Первое то, что Россия пытается если не выйти с ситуации в Донбассе, то по крайней мере заморозить ее.
Далее, мы видим значительное давление со стороны гражданского общества и бизнес-сообщества, направленные на сокращение коррупции. И если говорить об экономике, то я надеюсь, что где-то в третьем квартале при условии достижения политической стабильности инфляция сократится до 10% где-то на июль. Процентные ставки станут более приемлемыми, и после рекапитализации банков экономика получит возможности для восстановления.
Точных прогнозов никто не дает. Сейчас говорят об 1-2% в этом году. Это означает, что дно пройдено. Вспомните Ирландию, которая после глубокого кризиса достигла в прошлом году 8% роста.
Поэтому я оптимистично рассматриваю украинскую экономику при условии, что правительство в ближайшие дни примет соответствующие решения. Но даже если не все из них удастся реализовать, все равно не стоит говорить о сокращении возможностей.
О сценарии выхода из политического кризиса.
Первый сценарий – изменения в самом правительстве.
Второй – технократическое правительство с Натальей Яресько во главе, не так давно вероятность этого сценария была выше, чем сегодня.
И третий – правительство под председательством Владимира Гройсмана. Его вероятность на сегодня высока .
Но любое правительство будет вынуждено взяться за имплементацию всего, что подготовлено в законодательном плане – реформу госслужбы, реформу энергетического рынка, приватизацию. Есть целая горсть реформ, просто нужно правительство, которое обеспечит себе поддержку и заставит по крайней мере полгода работать. Нужны просто добрые честные администраторы.
Так или иначе, мы имеем в виду достижение политической стабильности. Польша и три Балтийские страны в первые 10 лет независимости едва ли не раз в два года меняли правительства. Если есть коррупция, то политическая нестабильность понятна.
Возможны и досрочные выборы. Вопрос случится ли это осенью или в следующем году. Я бы сказал, что если и так, то по крайней мере следующего года – чтобы можно было хоть какие-то реформы, какие-то решения воплотить в жизнь. Плюс 1 января вступит в силу новый Закон о финансировании политических партий, что позволит партиям в меньшей степени зависеть от богатых бизнесменов.
Все в руках украинского правительства. Украина уже выполнила все условия МВФ в бюджетной части, поэтому следует подождать, пока появится новое правительство и начнется борьба с коррупцией – тогда можно надеяться на новые поступления от МВФ. То есть все в руках украинского правительства.
Если посмотреть на уровень жизни, то имеем падение ВВП на 6% в 2014 году и на 9,9 % в 2015 году. Реальная картина еще драматичнее, потому что большая часть экономики в тени. Конечно, главная причина падения – война с Россией. Донбасс отвечал за 7% ВВП, теперь их нет, экономика упала и на контролируемой Украиной территории. 6% ВВП исчезло вместе с экспортом в Россию, который остановился. Плюс в 2014 году Украина не получила прямых иностранных инвестиций, которые традиционно составляли 3-4% ВВП. Иначе говоря, уровень жизни снизился, в первую очередь, из-за войны на востоке. Но никого не должно удивлять то, что люди недовольны властью. Черчилль проиграл выборы лейбористам на фоне войны. Каждое правительство проиграет выборы в такой ситуации, потому что главный вопрос, который звучит сейчас: кто отвечает за коррупцию? Конечно же, тот кто у власти, потому и кричат: выбираем новое правительство.
О том, есть ли у Украины поддержка в Вашингтоне
В Вашингтоне, скажем, глубочайшим образом интересуются Украиной обе партии в Конгрессе. В прошлом году в Конгрессе приняли два акта по Украине – это уникальный случай. Госдепартамент и Пентагон поддерживают Украину, Минфин США настаивает на сохранении санкций. Вице-президент США Джозеф Байден очень предан Украине. Единственное что президент... Многие в США настаивали на том, что Украине нужно предоставить вооружение – но президент выступал против. Даже тот законопроект о выделении $300 млн Украине одобрили только потому, что по закону Обама не мог наложить на него вето.
Это первый американский президент с 1971 года, который так и не приехал и уже не приедет в Украину. Итак, поддержка Украины в Вашингтоне полная –кроме президента. Каждый раз, когда он встречается с Путиным – лучше бы они встречались реже – они говорят про Сирию и Украину. Я бы не преувеличивал его отношение к Украине.
Думаю, что на президентской кампании, которая идет в США сейчас, есть человек, который всегда выступал в поддержку Украины – Хилари Клинтон. Остальные же кандидаты пока не высказывали своей обеспокоенности относительно Украины.
О конкурентных преимуществах Украины
Я обычно подчеркиваю три вещи. Первое – сельское хозяйство. 35% украинского экспорта – это сельскохозяйственная продукция. Украина может удвоить экспорт. Есть все основания для того, чтобы Украина расширила свое экспортное присутствие в мире.
Высокие технологии. Пусть объем пока небольшой, но у Украины есть потенциал.
Интеграция, цепь поставки. Много польских средних и малых предприятий начинают "переносить" свою деятельность в Украину. Украина может быть субпоставщиком на Европейские рынки, как это произошло с Румынией и Болгарией. Это все очевидные возможности
Относительно перерабатывающих отраслей – здесь ситуация хуже. Официальная зарплата в Украине составляет лишь 1/8 от польской. В Украине еще мало квалифицированных работников. Управление хромает, но его можно улучшить.
О Газпроме и зависимость от российского газа
В прошлом году Украина использовала 36 млрд кубометров газа, в этом году эта цифра опустится до 22 млрд. В прошлом году Украина имела 19 млрд кубометров газа собственной добычи. В прошлом году Украина импортировала чуть более 10 млрд кубометров газа из Европы. Половину из него в Statoil – это норвежский газ, а не российский. В Европе существует газовый рынок, существуют неплохие возможности для его транспортировки.
Газпром – одна из крупнейших мировых компаний с худшим менеджментом. Она свела на нет свой рынок в Украине, и в Европе. Вряд ли можно себе представить что-то хуже, чем руководство Газпрома. Газпром то вдруг предлагает Украине снизить цены до $179, а потом,за несколько дней, до $229. Газпром не является партнером, которого можно серьезно воспринимать. Серьезные партнеры так себя не ведут. В Европе никто не воспринимает Газпром как серьезного партнера. В Прибалтике строят собственные терминалы. Кое-кто вообще считает Газмпром преступной организацией. $25 млрд Газпром создавал через трансфертное ценообразование и коррупционные сделки.
Украина сейчас закупает газ в Европе по $200 за тысячу кубов. Зачем тогда иметь дело с Газпромом при таких обстоятельствах?