Операция конфискация: на что потратит Украина деньги Януковича

12 мая 2017, 17:33
И почему изъятие этих средств пока еще не гарантирует их использование

В конце апреля государственный Ощадбанк завершил конфискацию $1,5 млрд экс-президента Украины Виктора Януковича и его окружения. Уже в начале мая президент Петр Порошенко заявил о том, что $1,1 млрд конфискованных средств были зачислены на счета Государственного казначейства Украины, и что еще $200 млн в ценных бумагах будут переданы Минфину. Предполагается, что на эту сумму будет снижен внутренний долг государства.

Видео дня

По оценкам нынешнего главы государства, финализиация этой операции даст возможность инвестировать возвращенные средства в украинскую армию, укрепить обороноспособность страны и помочь самым незащищенным слоям населения, а также пополнить золотовалютные резервы.

Последнее, якобы должно помочь укрепить финансово-банковскую систему и добавить стабильности национальной денежной единице.

НВ Бизнес спросил отраслевых специалистов о том, насколько реальны шансы использовать эти деньги, и если это удастся, на что их рациональней всего потратить.

Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии

Насколько я понимаю, с тех $1,5 млрд $1,3 были в Ощадбанке. И это решение этих денег не касалось. А с $1,3 млрд $1,1 млрд уже были физическими средствами. Разумеется, не бумажными, но это были ценные бумаги, срок погашения которых наступил. Соответственно, эти деньги были на счету Ощадбанка. Я думаю, что та легкость, с которой эти деньги были переведены в казначейство, скорее всего, говорит о том, что Ощадбанк знал и резервировал деньги под возможную выплату по этим обязательствам, которые были у него на счетах. Возможно, произошло какое-то замещение гривней из Нацбанка. Я думаю, что все же, если не будет юридического провала со стороны правоохранительных органов, можно будет с большой вероятностью надеяться на то, что эти средства останутся в Украине. Стоит понимать, что это одноразовая выгода. Это не налоги, поступления от которых растут, например, из-за экономического роста или роста доходов граждан. Это одноразовая выгода, как приватизация или продажа частот мобильной связи третьего поколения. В любом случае, нельзя за счет этих денег повышать зарплату учителям или врачам. Нельзя за счет этих денег финансировать какие-то расходы капитальные, которые затем будут требовать постоянной поддержки. На мой взгляд, лучшим вариантом в нынешней ситуации для Украины - направить эти деньги на уменьшение внешнего долга. Потому что мы сегодня находимся в ситуации, когда внешний долг как доля украинского ВВП является рекордно высоким за всю историю независимости Украины. В 2018-2019 годах, когда у нас будут президентские и парламентские выборы, у нас будет очень большой навес по этим выплатам. После реструктуризации долга, которая была проведена в конце 2014 года, надо будет либо выкупать наш долг с рынка, либо сохранять эти деньги и потом рассчитаться с внешним долгом. Соответственно, уменьшить свою задолженность перед нашими кредиторами. Прежде всего частными кредиторами, где есть высокая ставка за обслуживание этого долга

Ростислав Кравец, старший партнер юрфирмы Кравец и партнеры

На мой взгляд, вернуть нельзя ничего. Даже те полтора миллиарда долларов, которые на сегодняшний день якобы изъяли, фактически это долговые обязательства, которые были определенным образом оформлены. И рассчитаться по внешним долгам этими полтора миллиардами долларов просто физически невозможно. Их просто нет. Существуют некие проводки в бухгалтерском учете банка. Мы понимаем, что если на сегодняшний день полтора миллиардов долларов изъять у Ощадбанка, он просто окажется банкротом. Поэтому не стоит питать каких-то иллюзий. И подобные дифирамбы, которые заявлены о каких-то сумасшедших суммах кражи, вызывают удивление. Прошло уже три года и за три года ровным счетом ничего не сделано для возврата средств. Не предоставлены нашим иностранным партнерам какие-то документы. И постоянно заявлять о том, что мы что-то вернем, выглядит крайне неуверенно и непонятно. И опять же непонятно, почему дело рассматривал Краматорский суд. Видимо, в Краматорске самые продвинутые следователи у нас. Я думал, что это дело должен рассмотреть Винницкий суд, потому что в Виннице у нас самые продвинутые следователи по таким громким делам. А здесь почему-то решили поручить краматорским следователям, привязали к Краматорскому суду и провели какое-то тихое судебное заседание. И теперь друг друга хвалят. На мой взгляд, это может обернуться большой катастрофой для Украины. Вместо каких-то эфемерных записей в балансах могут с Украины взыскать вполне реальные полтора миллиарда долларов эти иностранные компании, которые размещали на своих счетах в Ощадбанке эти средства.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Показать ещё новости
Радіо NV
X