Нацбанк в тумане. Эксперты указывают, чем заняться центральному банку

Изменится ли политика НБУ с новым главой
Фото: zn.ua

Изменится ли политика НБУ с новым главой

Рынок в ожидании главы НБУ и новых шагов центрального банка в среднесрочной перспективе

Депутаты Верховной Рады обратились к президенту Украины Петру Порошенко с просьбой не откладывать увольнение с должности главы Национального банка Валерии Гонтаревой. И как можно быстрее определиться с новым руководителем центрального банка.

Пока президент вычисляет требования политических сил и настроение профессионального сообщества. НВ Бизнес спросил у экспертов, кого они видят в кресле главы НБУ и какой должна быть дальнейшая политика Нацбанка.

 

Елена Коробкова, исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины

Если бы я была президентом, могла бы кого-то выбирать. Когда президент даст кандидатуры, тогда можно будет комментировать, насколько это сильный человек. Могу сказать, и.о. главы НБУ Яков Смолий – это хорошая кандидатура. Во-первых, его все знают как хорошего специалиста с большим багажом знаний и опыта. Он знает, что нужно сделать, он знает, как нужно сделать, он знает, как это довести до конца. В целом, мы видим главой Нацбанка технократа, который будет флагманом всех реформ, который будет за новшества и поддерживать ту стратегию, ту политику, которые уже ведет НБУ, которые начала Валерия Алексеевна.

В первую очередь, это валютная либерализация, это свобода капиталов, открытые рынки. Нужно отменить декрет 1993-го года, потому что он уже морально устарел. И с учетом развития технологий, мы должны сделать новый закон о рынкке капитала. Чтобы у нас была свободная возможность капиталу из страны в страну ходить на понятных и правильных условиях.

Есть чек-поинты миссии МВФ, согласно которым, можно валютную либерализацию проводить, когда соответствующие законы приняты. Соответственно, нужно принять ряд законов, которые позволят в полной мере сделать валютную либерализацию. Мы общаемся с МВФ, и они уже ждут и готовы рассматривать новый закон, который позволит открыть нам рынки капитала.

Второе – это уменьшение отчетности для банков. Каждый банк в среднем сдает 5 тысяч отчетов. Вопрос в том, чтобы не было дублирования одного отчета другим.

И третье – необходимо решить проблему с негативно классифицированными активами. Безнадежную задолженность можно списывать, но этого недостаточно. Сейчас мы совместно с ЕБРР и НБУ пишем новый законопроект относительно создания агентства, негативный опыт бэд-банка, который у нас уже был.

Что касается банковского рынка, то, в первую очередь, нужно закончить стресс-тесты для малых банков. По результатам будет понятно, какой уровень капитализации им нужен и какие у них бизнес-модели. Будет понятно, какую нишу они займут на рынке и куда они будут двигаться.

 

Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии

При выборе главы НБУ я вижу три основных критерия, которых стоило бы придерживаться. Первое – чтобы человек не был политически ангажированным, чтобы не была связан ни с каким политическим группировкам или бизнесом, который имеет влияние на политику.

Вторая характеристика – человек должен разбираться в обязанностях и работе НБУ, иметь опыт в банковской системе или в макроэкономической политике. Поскольку те, кто имеет опыт в макроэкономической политике, в большей степени являются политизированными, соответственно, лучше искать среди банкиров.

Третья характеристика: стоит понимать, что Национальный банк является крупным коллективом, поэтому кандидат должен иметь успешный управленческий опыт. Соответственно, если мы говорим о макроэкономистах, то многие из этих людей никогда никем не руководили. Именно поэтому, опять же, должны рассматриваться кандидаты среди банкиров.

Основной вызов, который стоит перед Нацбанком в настоящее время – отбиваться от попыток посягнуть на независимость НБУ. Это касается проведения денежной политики, то есть установление процентных ставок, недопущение политического вмешательства, недопущение попыток выдавать дешевые кредиты отдельным «приоритетным» отраслям.

Важно и сохранение независимости в осуществлении банковского надзора. То есть не допустить снова ситуацию, когда олигархи или просто крупные бизнесмены смогут в любой момент создать банк, набрать деньги граждан под большие проценты, направить их на финансирование собственного бизнеса, потом не возвратить средства и спихнуть эти долги государству.

С другой стороны, хочу увидеть со стороны НБУ попытки достичь новых результатов, активного продвижения стратегии реформы финансового сектора, которая осталась в наследство от Гонтаревой.

Также рассчитываю на завершение валютной либерализации. Речь идет не только об отмене жестких норм, которые были введены в 2014-2015 годах. Но и о смене парадигмы валютной политики путем принятия закона о валютном рынке, который урегулирует порядок осуществления валютных операций во внешнеэкономической деятельности и контроль над движением капитала.

Очень важно, чтобы НБУ мог выступить в роли лоббиста и довести до конца законодательную защиту прав кредиторов. Без этого мы не можем ожидать восстановления кредитования даже при тех низких процентных стаках, которые уже достигнуты. Украинская судебная система является глубоко коррумпированной и существующее законодательство не позволяет в полной мере защищать права кредитов в таких условиях.

 

Тамаш Хак-Ковач, председатель правления ОТП Банка

Я лично никого не жду. Самое главное, чтобы сохранилась институция и независимость этой институции. Основная заслуга Гонтаревой, что при ее руководстве создалась институция, которая не зависит от одного человека.

Говорят, что будет представитель банковского сектора. Я не считаю, что если человек является хорошим коммерческим банкиром, то он будет хорошим центральным банкиром. Это разные профессии. С другой стороны, если это будет представитель банковского бизнеса, то есть большая надежда, что он сохранит команду НБУ и продолжит реформы. Главное помнить, что присутствие независимого человека усиливает независимость институции.

Задачи не меняются. Отстоять и сохранить независимость Национального банка перед политикой, завершить реформу банковского надзора, усовершенствовать денежно-кредитную политику.

Национальный банк начал работать в режиме инфляционного таргетирования. Это очень длительный процесс. Поэтому я считаю, что акцент должен сместиться с банковского надзора на денежно-кредитную политику.

Программа реформы банковского сектора уже есть и важно просто не сбиться с этого пути. Я не думаю, что банки должны работать легче или свободнее. Банки должны работать под надзором Национального банка. Потому что есть асимметрия – банкир может анализировать финансовое состояние заемщика, но вкладчик не может анализировать финансовое состояние банка. Поэтому нужен надежный надзор, чтобы восстанавливать доверие к банковской системе.

Осталась задача усовершенствовать нормы финансового мониторинга. И не завершена докапитализация мелких банков, не определена бизнес-модель этих. Банк не должен существовать на рынке, если не понятно, чем он будет заниматься, нет бизнес-модели, нет цели.

Журнал Новое Время №38

— Российское ГРУ становится монстром с мега-бюжетом;
— Звездный финансист отрицает новый глобальный кризис;
— Поднятые со дна корабли раскрывают тайны истории.

Читать журнал онлайн
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: