МВФ остается основным драйвером реформ в Украине – мнения экспертов

7 апреля 2017, 08:30
Украина получила четвертый транш кредита от Международного валютного фонда в размере $1 млрд

Финпомощь от МВФ поступила в различных валютах: 367 млн специальных прав заимствования (СПЗ), 200 млн фунтов стерлингов, 146 млн евро и 92 млн долл. Как следствие, международные резервы Украины выросли до $16,7 млрд.

Видео дня

С начала реализации программы сотрудничества Украина-МВФ (EFF) государство получило финансирование на сумму $8,5 млрд, $5,9 млрд из которых осели в золото-валютных резервах.

В Национальном банке ожидают еще три транша до конца 2017 года на общую сумму около $4,5 млрд. Еще $3,9 млрд финансирования Украина может получить в 2018 году.

В последнем обнародованном меморандуме о сотрудничестве с МВФ, Украина взяла на себя обязательства предпринять меры, направленные на сокращение дефицита пенсионного фонда, создать рынок земли, дать старт полномасштабной приватизации госпредприятий, предоставить разрешение НАБУ на прослушивание, легализовать азартные игры и начать борьбу с незаконной добычей янтаря.

НВ Бизнес обратился к ведущим украинским экспертам с вопросом, остался ли МВФ основной движущей силой для внедрения реформ украинской властью и стоит ли нам прекратить жить за счет заимствований.

Елена Коробкова, исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины

Для Украины не является панацеей получение одного кредита или всех в целом. Потому что деньги, которые мы получаем от МВФ, не идут в бюджет. Они направлены сугубо на международные резервы и влияют только на объем резервов. Эти средства, примерно $16 млрд, в перспективе в 2018-2019 годах будут направлены на погашение долгов.

И если МВФ согласился выдать нам транш, это говорит, что судебная реформа, банковская, финансовая и антикоррупционные действия выполняются. К тому же, все международные инвесторы привязаны к решению МВФ. Если смотреть на банковский сектор, то если не будет положительных решений от МВФ, ни один международный инвестор не будет инвестировать в банк. А если не будут приходить крупные международные группы, то и кредитование не будет восстанавливаться.

Относительно реформы рынка земли, то это одно из условий МВФ. И будем надеяться, что в ближайший год эта проблема все же решится. Для банковского сектора это достаточно интересный инструмент, потому что даст возможность брать землю в залог. Главное, чтобы продавать-покупать землю могли не только физические лица, но и юридические. Потому что в банковской системе сейчас продолжается сверхликвидность, а уровень закредитованности крупных предприятий очень высок. И банкам нужно будет искать новых клиентов для кредитования, а, как показывает международная практика, из кризиса экономика всегда поднимается за счет развития малого и среднего бизнеса.

Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE Украина

Фактически это очень серьезный сигнал во внешний мир. Фактически МВФ сказал, что мы двигаемся в правильном направлении и с нами можно работать. Особенно это важно в контексте недавних негативных сигналов: событий вокруг торговой блокады Донбасса и решений Лондонского суда, что мы должны заплатить $3 млрд россиянам по еврооблигациям.

К сожалению, МВФ и другие внешние кредиторы, и частично украинское общество,– едва ли не единственный стимул изменений в нашей стране. Кроме заботы о политическом рейтинге и кроме риска, что не будут поступать внешние заимствования, на самом деле ничего сейчас украинскую власть не стимулирует. Если в 2014 году был вопрос, выживем ли мы, то сейчас, когда макроэкономическая ситуация стабильная, все немного восстанавливается, то зачем проводить активную борьбу с коррупцией, проводить болезненную земельную реформу. Это вещи политически довольно рискованные для власти.

Но шансы на земельную реформу довольно большие. Если вспомнить предыдущие годы, когда поднимался вопрос земельной реформы, сразу же начинались спекуляции. Сейчас идет речь, что мораторий – это нарушение прав человека. Почему люди, имея право продавать квартиры, не имеют права продавать свои земельные наделы. Миллионы людей, у которых были земельные паи, уже ушли из жизни. Земля сделала их богаче, но власть не дала им возможности реализовать свое законное право, монетизировать свой актив. Конечно, будет политическое сопротивление.

Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера

Общая логика меморандума МВФ заключается в том, что Украина должна, насколько это возможно, ускорить темпы своего экономического роста. Темпы экономического роста, которые Украина показала в прошлом году на уровне 2,2%, и те, которые она покажет в этом году и следующем – по прогнозам МВФ на уровне около 2% и 2,5%, соответственно, отдаляют в реальности украинскую экономику от всех ее соседей. Более того, если сравнить украинскую экономику с другими европейскими странами, то ВВП на душу населения Украины находится на уровне в пять раз ниже среднеевропейского. И если темпы экономического роста недостаточны, то Украина должна провести структурные реформы.

Украина является экспортно-ориентированной страной, 65% в структуре экспорта занимают металлы, химия, зерно. В будущем это не даст прорывного роста, поэтому МВФ справедливо говорит о необходимости перехода на инвестиционную модель роста. Но для этого необходимо улучшить бизнес-климат в стране. В МВФ говорят о структурных реформах, которые, прежде всего, связанные с борьбой с коррупцией.

Украина делает прогресс в борьбе с коррупцией, но конкретных результатов не видно. Поэтому есть необходимость создания антикоррупционного суда, необходимость усиления институциональной независимости НАБУ, недопущения давления на бюро со стороны органов власти. И это очень серьезный вызов для представителей власти, которые или питаются жить за счет коррупции, или являются звеньями в коррупционной системе.

Очень четко прописана необходимость введения рынка земли в Украине. Консенсус же в украинском обществе достигнут относительно земельной реформы. По крайней мере, среди большей части политических элит достигнут консенсус в приватизации государственных земель.

Достаточно четко говорится в меморандуме по поводу дерегуляции бизнеса. И речь идет о сопутствующих реформах, которые рассматриваются в логике уменьшения уровня коррупции. Например, проведение приватизации рассматривается не как возможность пополнения госбюджета, а именно как выбивание стула из-под ног коррупционеров. Украинский депутатский корпус проголосовал за бюджет на этот год, заложив туда поступления от приватизации в объеме 17,5 млрд грн. Как минимум, на эту сумму должно быть проведено разгосударствление, иначе это грозит колоссальными рисками по финансированию расходов.

Параллельно говорится о необходимости проведения пенсионной реформы. Но это в данном случае рассматривается, как способ снижения дефицита государственного бюджета. Дефицит пенсионного фонда в этом году находится на уровне почти 6% ВВП. И это очень большой уровень, если 3%-й дефицит – это уже плохо, то 6%-й предвещает катастрофу. Поэтому МВФ в своем документе говорит о необходимости немедленного снижения дефицита пенсионного фонда на уровне 3% до конца программы [в 2018 году].

Експерти підрахували, за яких умов українські пенсіонери можуть розраховувати на європейські пенсії

Експерти підрахували, за яких умов українські пенсіонери можуть розраховувати на європейські пенсії Фото:

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X