Made in Ukraine: как сделать отечественное кино прибыльным
Уже в этом году на него будет выделено рекордные 600 млн грн. А в следующем в три раза больше. Существенную государственную поддержку кино предоставляют во многих странах мира, например, во Франции, Германии, Индии. Однако, в идеале кино должно стать самодостаточным и окупаемым.
Сейчас прокат украинского кино находится скорее на этапе становления и зарождения. "Но если поставить вопрос, может ли украинский фильм окупиться на собственном рынке, то есть вернуть средства, затраченные на его производство, то ответ "нет". И ни одного прецедента, когда бы любой фильм окупился за счет украинского рынка, еще история не знает", - отмечает Филипп Ильенко, председатель Госкино.
Причина проста - этот рынок недостаточно большой. А себестоимость производства полнометражного игрового кино достаточно существенная. Единственный рынок, на котором был опыт окупаемости фильмов, сделанных в Украине, - это российский рынок. Но там существует идеологическая плата за вход. "Ты должен быть в контексте "русского мира", тогда можешь попасть на тот рынок и там уже можно говорить об окупаемости", - добавляет Ильенко.
Чтобы украинский кинематограф стал не только искусством, но и бизнесом, необходимо одно условие - начать развитие сети кинотеатров.
И здесь государство может сделать ряд простых шагов, чтобы способствовать этому. "Если мы хотим заботиться о кинотеатрах, то кинотеатры должны получить хотя бы какие-то льготы. Первое - надо мгновенно отменить это несправедливое НДС на билеты. Второе - должна быть какая-то государственная программа. Например, чтобы в каждом городе был какой-то кинотеатр", - считает Александр Богуцкий, директор-президент телеканала ICTV.
По данным Людмилы Горделадзе, директора кинотеатра Жовтень в Киеве, сейчас в стране около 500 залов: "Но ресурс зрителя для кинотеатров Украины - это несколько тысяч залов, может, где 700-800 кинотеатров. Но у нас их всего 180. Это очень мало".
Еще одна свободная ниша после ряда государственных решений направленных на увеличение украинского контента на телевидении - это производство украинских сериалов. Это может стать подспорьем для развития всего кинематографа в стране. "Сериалы могут быть коммерчески успешными, если рынок телевидения будет способен обеспечить их создание или VOD-платформы", - убежден Ильенко.
Воспитание новых кадров сериального производства также очень поможет коммерциализации украинского кино. "Когда мы перейдем от количества к качеству. Я даже не говорю о доходах, а о количестве зрителей, которые эти фильмы собирают", - заключает Иван Букреев, директор телеканала НЛО TV.
