Это бета-версия нового сайта Нового Времени. Присылайте свои замечания по адресу newsite@nv.ua

Импортная тяга. Что происходит с сертификацией американских локомотивов

5 декабря, 18:00
129
Цей матеріал також доступний українською

Укрзализныця не удовлетворит свои потребности только закупками локомотивов General Electric

Контракт между General Electric и Укрзализныцей - вынужденный шаг. Украина покупает импортные локомотивы, лишившись собственного производства.

Сегодня в Украине нет заводов, на которых предполагалось бы наладить производство тепловозов или дизельных локомотивов, говорится в выпуске экономического еженедельника Перша Шпальта.

"Был раньше Лугансктепловоз. Мы понимаем, что мы не можем использовать этот завод. То есть это вопрос, сколько лет уйдет на инвестирование, на разработку, первые тестовые образцы", - рассказывает Вячеслав Феклин, директор General Electric в Украине.

Согласно договору между Укрзализныцей и GE, на первом этапе должны выпустить 30 локомотивов со степенью локализации 10%. Также компании обсуждают выпуск тепловозов на втором и третьем этапах, однако это зависит от финансирования. Соглашением предусмотрено предоставление около 195 дополнительных локомотивов.

По словам директора по стратегическому развитию и инвестиции Укрзализныци Антона Соболева, компании договорились о трех важных условиях сотрудничества. Первое - совместное финансирование. То есть представители компании GE взяли на себя обязательства по поиску финансирования на следующие партии локомотивов.

Второе условие работы - это локализация до 40%, как это предусмотрено Советом по развитию промышленности Украины. И третьим условием работы являются приемлемые для Укрзализныци условия сервисного обслуживания этих локомотивов.

Однако посредством закупок локомотивов General Electric Укрзализныця не удовлетворит свои потребности. Более масштабный контракт может быть подписан с французской компанией Alstom. Если будет подписан договор о производстве локомотивов с этой компанией, то это около $3 млрд, отметил Владимир Власюк, директор Укрпромвнешэкспертизы.

В такой ситуации возникает вполне логичный вопрос о том, как Украине добиться локализации производства на своей территории и в других отраслях, где закупается импортная техника.

Поэтому важно в процессе переговоров поставить одно из условий: максимально сотрудничать в проекте с украинскими производителями, считает Власюк.

"В Украине 12 предприятий, производящих железнодорожную технику, комплектующие. Например, Интерпайп производит колесные пары. Азовсталь производит листовую сталь для этого. Тормозные системы производятся в Украине, компания Триба", - пояснил он.

Для того чтобы зарубежные компании открывали в Украине производство, необходимо несколько условий.

"Во-первых, чтобы в Украину вообще приходили иностранные инвесторы. То есть для них нужно разработать и внедрить открытые и понятные правила игры. Во-вторых, они должны понимать, куда они будут это продавать. Только в Украине? Я думаю, что полного цикла производства одна только Украина не сможет покрыть, этот спрос будет недостаточным ", - отметил Виктор Галасюк, глава Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики.

Также, по его словам, нужно предоставлять помощь в подготовке кадров для работы на этих заводах. И конечно же - поддерживать научно-технические разработки.

Как показывает международный опыт, в Турции, Бразилии и Южной Африке относительно локализации была существенная государственная поддержка.

"Это прежде всего инвестиции в производство. А также поддержка инвестиций по локальным поставщикам, чтобы  помочь им пройти тот же процесс сертификации", - объяснил Соболевский.

Кроме того, важным является принятие законодательства, которое поспособствует накоплению капитала.

"Например, налог на выведенный капитал. Вопрос, который изначально был актуальным, сейчас же теряет позиции первостепенной важности. Это также будет способствовать накоплению капитала и дальнейшим инвестициям в развитие производства", - утверждает Власюк.

Развивая собственное производство, государство оставляет себе добавленную стоимость, а также обеспечивает рабочие места и налоги. Впрочем, опыт показывает, что добиться этого можно и с участием крупнейших мировых поставщиков. Главное - создать условия для локализации производства в Украине.

Также в выпуске речь идет о том, чего ждать предпринимателям в новом году после изменений в Налоговом кодексе.

Завершает выпуск обзор экономических событий за неделю от блогера и делового журналиста Дениса Безлюдько.

Программа Перша Шпальта транслируется на канале UA:Перший в партнерстве с журналом Новое Время.