День скидок. Портовые сборы в Украине будут снижены

В долгосрочной перспективе такой шаг может повысить конкурентоспособность украинских портов для транзита. А также снизит логистические затраты наших экспортеров и импортеров
Фото: АМПУ / Facebook

В долгосрочной перспективе такой шаг может повысить конкурентоспособность украинских портов для транзита. А также снизит логистические затраты наших экспортеров и импортеров

Министерство инфраструктуры заканчивает согласование с Администрацией морских портов Украины (АМПУ) поэтапного снижения портовых сборов

Об этом 31 января 2017 года заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян на встрече с бизнесом, организованной Европейской бизнес-ассоциацией.

По словам министра, окончательное решение будет принято до апреля текущего года. “Сейчас идет обсуждение, стоит ли понижать портовые сборы сразу, либо сделать это в два этапа”, - пояснил Омелян. Такой шаг необходим для снижения резкого падения доходов АМПУ, которая получает эти сборы.

Министр отметил, что, скорее всего, снижение сборов будет проходить в два этапа. Первое сокращение на 30% будет в этом году, а второе, 30-процентное снижение, будет в 2018-м.

Вопрос о высоких портовых сборах обсуждается уже давно. Ведь стоимость судозахода в украинский порт намного выше, чем у наших соседей по Черному морю. Это снижает конкурентоспособность портов для транзитных грузов, а также повышает стоимость логистических затрат украинских экспортеров и импортеров, рассказывает консультант Центра транспортных стратегий Андрей Исаев.

Он приводит пример сравнения с Австралией, где стоимость судозаходов ниже. В результате австралийская руда ниже на $1,5-2 за тонну на мировом рынке, что значительно снижает конкурентоспособность украинских экспортеров.

Решение о снижении сборов принято под давлением участников рынка. Временно исполняющий обязанности начальника Херсонского порта Андрей Соколов отмечает, что полученную в прошлом году дополнительную прибыль АМПУ все равно не смогла потратить из-за политических проблем.

Стоит отметить тот факт, что стоимость судозахода в украинские порты на 35-50% выше, чем в Констанце (крупнейший морской порт Румынии и второй на Чёрном море) или болгарских портах, отмечает Исаев. 

В качестве примера эксперт привел практику взимания портовых сборов для условного 300-метрового контейнеровоза вместимостью 6500 TEU. “Для такого судна портовые сборы в гаванях Украины составят чуть менее $100 тыс., тогда как в портах Румынии и Турции - более 50 тыс. долларов, в Италии - порядка 35 тыс. долларов, в Греции и Египте - немногим более 20 тыс. долларов”, - сообщил НВ Бизнес и.о. руководителя АМПУ Райвис Вецкаганс.

В долгосрочной перспективе такой шаг может повысить конкурентоспособность украинских портов для транзита. А также снизит логистические затраты наших экспортеров и импортеров. Но тут есть и другая сторона медали. Сниженные портовые сборы в итоге могут просто увеличить прибыль экспортеров и не привести к инвестициям в порты. Ведь у каждой группы товаров на экспорт есть свой порог увеличения рентабельности, который приводит к увеличению обьемов производства. “Снижение издержек на 50% на тонне металла не приведет к значительному увеличению экспорта”, - объясняет Соколов.

Стоит учесть и тот факт, что пару лет назад импортный фрахт из Китая упал почти в 10 раз (более $2 тыс. на контейнере). В итоге рынок продолжал падать из-за снижения спроса. И снижение цены на перевозку не оказало должного влияния. То есть рынок был не настолько чувствителен к цене перевозки, которая составляла лишь малую долю в цене товара. “Точно так же по зерновым грузам, металлу, ЖРК, углю”, - поясняет временно исполняющий обязанности начальника Херсонского порта.

С другой стороны, если опираться на зарубежный опыт, то под крупные программы развития портов всегда привлекаются внешние средства (деньги инвесторов, кредиты). Такие программы не финансируются за счет портовых сборов. “Другое дело, что необходимо законодательно запретить нецелевое использование средств, полученных от портовых сборов, и жестко контролировать их траты”, - уверен Исаев.

Сегодня международные экспертные организации, портовый бизнес, Мининфраструктуры делают акцент на снижение портовых сборов посредством внедрения Методики расчёта ставок этих портовых сборов. “Это длительный и сложный процесс, который во многом решит проблему, но не является панацеей от всех бед”, - говорит Вецкаганс. По его словам, методика – это только первый шаг к разработке принципиально нового “порядка” начисления и расчета ставок портовых сборов. “Его разработка и практическое внедрение, а также комплексное решение логистических проблем путем синергии усилий портов, стивидорного бизнеса, железной дороги – вот то, что действительно позволит решить проблему возврата транзитных и увеличения импортных и экспортных грузопотоков”, - констатирует и.о. руководителя АМПУ.

Лекции Нового Времени возвращаются!

Мы собрали известных экономистов и бизнесменов, влиятельных историков и мыслителей, и задали им один вопрос: «Что ждёт страну?»

Посмотреть расписание
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: