Быстрые перемены. Что ждет медиа рынок в ближайшие годы

Быстрые перемены. Что ждет медиа рынок в ближайшие годы
Фото: pixabay.com

Медиарынок за последние пять лет пережил одну из наиболее драматичных трансформаций. С рынка ушло больше половины печатных СМИ, большинство информации потребитель стал получать через Интернет.

Вслед за переходом читателя в сеть стал галопирующими темпами расти рекламный рынок в Интернете и падать рынок рекламы в печатных СМИ.

Появление роботов, способных писать статьи, развитие социальных сетей и видео порталов вроде YouTube поставило медиа на порог революции, подобной той, которая случилась после появления газет в мире.

Будущее СМИ туманно, и большинство журналистов смотрит на него с опаской.

Новая тема крупнейшего в стране конкурса СМИ PRESSZVANIE – это медиа будущего. Организаторы опросили пять редакторов общественно-политических и культурных СМИ, чтобы выяснить, с какими вызовами придется столкнуться медиарынку и как он будет развиваться.

НВ Бизнес публикует подборку этих комментариев в надежде, что она поможет читателям оценить масштаб драматичных изменений, которые ожидают медиа-рынок, и понять, к чему именно стоит готовиться.

Юлия МакГаффи, главред сайта Новое время

В ближайшие 10 лет медиарынок очень сильно изменится. И как в точности будет выглядеть медиапространство через десять лет – сейчас не может знать никто, ну разве что футурологи могут делать свои предположения.

Смотрите, Фейсбуку – 13,5 лет, YouTube – 12,5 лет, Твиттеру – 11 лет. Эти инструменты полностью изменили механизмы и алгоритмы потребления информации, изменили модели поведения медиа, изменили, в общем-то всё. Когда они появились, мы, сидя в своих интернет-редакциях, и представить не могли, что случиться в 2017-ом. А сейчас мы являемся свидетелями тектонического информационного сдвига.

Я не сомневаюсь, что в ближайшие лет пять (а то и раньше) снова появится что-то – просто не может не появиться – что либо снова поменяет, либо очень сильно скорректирует нынешнюю ситуацию.

Думаю, печатная пресса превратится во что-то дорогое и узконишевое. Думаю, постепенно тиражи буду сходить на нет – со сменой поколений, а лет через 20 она будет выходить очень лимитированными тиражами и стоить дорого. Как очень хорошее вино.

4G усилит происходящие сейчас процессы в информационном поле. Повсеместное 4G ускорит приближение информационного будущего – к гадалке не ходи. Между прочим, в новостях поговаривают, что скоро появится 5G, совсем скоро, в 2019 году.

В принципе, сейчас основные объемы новостей и информации абсолютно бесплатны. Free information крушит все файерволлы. Платить будут за очень уникальный контент или за ностальгию. А когда последнее поколении, родившееся не в диджитал-эру, вымрет, за последнее перестанут. Вот я подумала, за что я буду готова заплатить лет через 10 – за бумажный выпуск The New Yorker или The Financial Times разве что, наверное.

Конечно же на рынок очень сильно повлияет появление роботов. Я пару недель назад читала о том, что в одном из японских СМИ робот уже пишет новости. Именно пишет – потому что “бесчеловечные” генераторы новостей из разных источников есть уже давно.

В начале 2017 года технический директор Google Рэй Курцвейл, который “промышляет” футурологией, выпустил целую пачку предсказаний, и в одном из них говорится о том, что в 2029 году, то есть через сколько – ВСЕГО ЧЕРЕЗ 12 (!) лет – благодаря компьютерной симуляции человеческого мозга компьютер сможет пройти тест Тьюринга и тем самым доказать наличие разума в нашем понимании этого слова.

То есть, по большому счету, компьютер без проблем сможет быть редактором интернет-издания в нынешнем понимании этого слова.

Конечно, компьютер никогда не станет Кристиан Аманпур, Фаридом Закарией или Эллен ДеДженерес. И никогда не напишет текста как Эрнест Хэмингуэй или Грэм Грин, (да, они тоже были журналистами). Но все остальное – кажется, что да. Сможет точно. Учитывая, что куча публикуемых сейчас в интернете текстов создаются без участия интеллекта – какого бы то ни было, даже искусственного.

О медиаплатформе будущего пока ничего нельзя сказать кроме того, что она будет динамичной. Суть платформы будет зависеть от того, какие новые инструменты распространения информации появятся в ближайшем будущем.

Каким бы ни было будущее, у журналиста должна быть одна роль – создавать качественный, честный и интересный информационный продукт. А в конкуренции или в связке с роботами – это уже время покажет.

Юрий Марченко, главред Platfor.ma

Думаю, что медиа все больше будут сливаться с соцсетями. Это уже сейчас выглядит немного странно, что ради новостей или историй человеку нужно выйти из все более стандартной для интернета среды обитания – Фейсбука – и отправится на отдельный сайт.

А вот роль журналиста при этом не изменится. Десять тысяч лет назад главной функцией первобытного журналиста было рассказать что-то увлекательное соплеменникам у костра. Так и сейчас, главное – поведать интересную историю. А уж форматы, в которых это делается, – не самое главное.

Поэтому главные качества журналиста в будущем те же, что и раньше, – собственная любознательность, умение найти важную или интересную историю – и умение рассказать ее так, чтобы она выглядела интересной или важной.

Печатная пресса по-любому станет статусным артефактом. То есть выживет только глянец и совсем уж узкоспециализированная тематика. Вог или Эсквайр будут покупать не потому, что там нечто уникальное в плане контента, а потому что это Вог или Эсквайр – и факт покупки говорит многое и тебе самому, и окружающим.

Конечно искусственный интеллект будет наступать на пятки человеку. Это уже существует, причем не только в финансах, где важны сухие цифры, но и, например, в спортивных репортажах, где, казалось бы, без эмоций никуда. Так что в ряде жанров алгоритмы безусловно пнут людей под дых. Но в основном, думаю, человечество все же оставит журналистику за собой – уж очень много тут переменных и пусть своеобразного, но творческого начала и личной призмы.

Еще я свято верю в инфотейнмент. Уверен, что в будущем читателей будут все больше информировать через развлечение. Собственно, это уже происходит – пару лет назад промелькнул опрос, согласно которому большинство американцев узнают новости не из всяческих профильных и серьезных СМИ, а из сатирических ток-шоу типа Джона Стюарта. Так что почти уверен, что в будущем деньги будут идти двумя потоками. Один – на важную профессиональную информацию, которая позволит добиваться успеха в своей сфере – ну, скажем, на инсайды или инструменты в бизнесе. А второй поток – это развлекалово.

Человеку всегда хочется хлеба и зрелищ, а медиа – не исключение.

Денис Безлюдько, автор проекта "В сухом остатке"

Я считаю, что в ближайшие 10 лет наши медиа кардинально никак не изменятся. Косметически да. Больше контента уйдет в видео, а тексты будут стремиться к краткости.

Журналист, как и раньше, останется фильтром между инфошумом и "ушами" аудитории. Он будет описывать для общества объективную реальность.

Заработные платы журналистов будут зависеть от общей экономической ситуации в стране, умения менеджмента монетизировать работу редакции и щедрости собственников.

Что касается пейволлов, то платить начнут, когда изменится подход к собственности, в том числе интеллектуальной, и законодательная база под это. Плюс, у людей должны быть условно "лишние" деньги. СМИ – не предмет первой необходимости. Рост экономики – наше все. Прилив поднимает все лодки.

Печатную прессу рано или поздно ждет судьба виниловых пластинок. Это будет стильно, дорого, для ценителей.

В выборе между качеством и скоростью подачи все будет зависеть от аудитории. Массовой аудитории на фактчекинг наплевать. Поэтому сейчас в СМИ "рулит" трафик. Если аудитория экспертная, то качество материалов выходит на первый уровень.

Роботизации я бы не боялся. Новости конечно вполне способен генерировать робот. Так что профессия – репортер, думаю, будет автоматизирована. А вот написать интересно машина пока не может. И надеюсь, не сможет еще долго.

Преимущество роботов в том, что редакции смогут сэкономить денег и автоматизировать рутинные процессы. Опасность… Из-за сбоя робот может генерировать искаженную информацию. Хотя, и сейчас многие журналисты этим занимаются.

Татьяна Гринева, главред bit.ua

Я думаю, что СМИ в ближайшие годы станут более искренними, – как instagram stories. Человека всё сложнее обмануть, читателем сложнее манипулировать – информация стала доступна. Потому каждый найдет свой формат и свою нишу.

Роль журналиста тут быть визионером и проводником-коммуникатором между разными тематическими кластерами людей.

В успех роботов, как заменителя журналистов, я не верю, потому что нужно не только производить контент, но и оценивать его важность, и понимать, что именно будет интересно для читателей. Роботизация может увеличить количество производимого контента, который невозможно объять и оценить. Сейчас мы наблюдаем пример избыточной информации, растущей экспоненциальный образом, в теме криптовалют.

Новости и простые тексты уже могут генерироваться с помощью ИИ – нейронные сети достаточно глубоко изучаются с каждым днем. Но спрос на человечность никто не отменял. Важность автора, персоны, “лица” в медиа будет оставаться еще долго. Мнение будет иметь значение.

Думаю, что формат заработных плат, мотивации и гонораров в будущем изменится в принципе. Он будет зависеть от умения анализировать, видеть большее и самое важное.

Алексей Тарасов, главред Buro 24/7

В ближайшие годы, на мой взгляд, медиа максимально "децентрализуются", их контент окончательно разложится на разные платформы – те, что придут через 10 лет на место инстаграма, твиттера.

А вот задача журналиста будет та же, что и сейчас, – собирать и анализировать информацию. Плюс максимальная многозадачность и знание технологий – то же, что от него требуется и сейчас.

Печатная пресса превратится в luxury object, имиджевую составляющую медиакомпании.

Что касается извечного выбора между скоростью подачи новости и фактчекингом, тут все будет зависеть от типа контента. Скажем, в деловых новостях скорость без фактчекинга ничего не значит.

В будущем я думаю, что многие процессы автоматизируются. Но человек все равно будет вводить или надиктовать хотя бы ключевые слова для будущей новости. И потом проверять ее, поскольку роботы могут все неправильно понять.

Зарплата журналистов будет зависеть от следующих качеств: грамотность, мобильность, умение решать много задач.

Журнал НВ
по специальной цене

Подписка на журнал Новое Время до конца декабря дешевле на 100 грн! Подпишитесь сейчас на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: