Быстрые перемены. Что ждет медиа рынок в ближайшие годы

Быстрые перемены. Что ждет медиа рынок в ближайшие годы
Фото: pixabay.com

Медиарынок за последние пять лет пережил одну из наиболее драматичных трансформаций. С рынка ушло больше половины печатных СМИ, большинство информации потребитель стал получать через Интернет.

Вслед за переходом читателя в сеть стал галопирующими темпами расти рекламный рынок в Интернете и падать рынок рекламы в печатных СМИ.

Появление роботов, способных писать статьи, развитие социальных сетей и видео порталов вроде YouTube поставило медиа на порог революции, подобной той, которая случилась после появления газет в мире.

Будущее СМИ туманно, и большинство журналистов смотрит на него с опаской.

Новая тема крупнейшего в стране конкурса СМИ PRESSZVANIE – это медиа будущего. Организаторы опросили пять редакторов общественно-политических и культурных СМИ, чтобы выяснить, с какими вызовами придется столкнуться медиарынку и как он будет развиваться.

НВ Бизнес публикует подборку этих комментариев в надежде, что она поможет читателям оценить масштаб драматичных изменений, которые ожидают медиа-рынок, и понять, к чему именно стоит готовиться.

Юлия МакГаффи, главред сайта Новое время

В ближайшие 10 лет медиарынок очень сильно изменится. И как в точности будет выглядеть медиапространство через десять лет – сейчас не может знать никто, ну разве что футурологи могут делать свои предположения.

Смотрите, Фейсбуку – 13,5 лет, YouTube – 12,5 лет, Твиттеру – 11 лет. Эти инструменты полностью изменили механизмы и алгоритмы потребления информации, изменили модели поведения медиа, изменили, в общем-то всё. Когда они появились, мы, сидя в своих интернет-редакциях, и представить не могли, что случиться в 2017-ом. А сейчас мы являемся свидетелями тектонического информационного сдвига.

Я не сомневаюсь, что в ближайшие лет пять (а то и раньше) снова появится что-то – просто не может не появиться – что либо снова поменяет, либо очень сильно скорректирует нынешнюю ситуацию.

Думаю, печатная пресса превратится во что-то дорогое и узконишевое. Думаю, постепенно тиражи буду сходить на нет – со сменой поколений, а лет через 20 она будет выходить очень лимитированными тиражами и стоить дорого. Как очень хорошее вино.

4G усилит происходящие сейчас процессы в информационном поле. Повсеместное 4G ускорит приближение информационного будущего – к гадалке не ходи. Между прочим, в новостях поговаривают, что скоро появится 5G, совсем скоро, в 2019 году.

В принципе, сейчас основные объемы новостей и информации абсолютно бесплатны. Free information крушит все файерволлы. Платить будут за очень уникальный контент или за ностальгию. А когда последнее поколении, родившееся не в диджитал-эру, вымрет, за последнее перестанут. Вот я подумала, за что я буду готова заплатить лет через 10 – за бумажный выпуск The New Yorker или The Financial Times разве что, наверное.

Конечно же на рынок очень сильно повлияет появление роботов. Я пару недель назад читала о том, что в одном из японских СМИ робот уже пишет новости. Именно пишет – потому что “бесчеловечные” генераторы новостей из разных источников есть уже давно.

В начале 2017 года технический директор Google Рэй Курцвейл, который “промышляет” футурологией, выпустил целую пачку предсказаний, и в одном из них говорится о том, что в 2029 году, то есть через сколько – ВСЕГО ЧЕРЕЗ 12 (!) лет – благодаря компьютерной симуляции человеческого мозга компьютер сможет пройти тест Тьюринга и тем самым доказать наличие разума в нашем понимании этого слова.

То есть, по большому счету, компьютер без проблем сможет быть редактором интернет-издания в нынешнем понимании этого слова.

Конечно, компьютер никогда не станет Кристиан Аманпур, Фаридом Закарией или Эллен ДеДженерес. И никогда не напишет текста как Эрнест Хэмингуэй или Грэм Грин, (да, они тоже были журналистами). Но все остальное – кажется, что да. Сможет точно. Учитывая, что куча публикуемых сейчас в интернете текстов создаются без участия интеллекта – какого бы то ни было, даже искусственного.

О медиаплатформе будущего пока ничего нельзя сказать кроме того, что она будет динамичной. Суть платформы будет зависеть от того, какие новые инструменты распространения информации появятся в ближайшем будущем.

Каким бы ни было будущее, у журналиста должна быть одна роль – создавать качественный, честный и интересный информационный продукт. А в конкуренции или в связке с роботами – это уже время покажет.

Юрий Марченко, главред Platfor.ma

Думаю, что медиа все больше будут сливаться с соцсетями. Это уже сейчас выглядит немного странно, что ради новостей или историй человеку нужно выйти из все более стандартной для интернета среды обитания – Фейсбука – и отправится на отдельный сайт.

А вот роль журналиста при этом не изменится. Десять тысяч лет назад главной функцией первобытного журналиста было рассказать что-то увлекательное соплеменникам у костра. Так и сейчас, главное – поведать интересную историю. А уж форматы, в которых это делается, – не самое главное.

Поэтому главные качества журналиста в будущем те же, что и раньше, – собственная любознательность, умение найти важную или интересную историю – и умение рассказать ее так, чтобы она выглядела интересной или важной.

Печатная пресса по-любому станет статусным артефактом. То есть выживет только глянец и совсем уж узкоспециализированная тематика. Вог или Эсквайр будут покупать не потому, что там нечто уникальное в плане контента, а потому что это Вог или Эсквайр – и факт покупки говорит многое и тебе самому, и окружающим.

Конечно искусственный интеллект будет наступать на пятки человеку. Это уже существует, причем не только в финансах, где важны сухие цифры, но и, например, в спортивных репортажах, где, казалось бы, без эмоций никуда. Так что в ряде жанров алгоритмы безусловно пнут людей под дых. Но в основном, думаю, человечество все же оставит журналистику за собой – уж очень много тут переменных и пусть своеобразного, но творческого начала и личной призмы.

Еще я свято верю в инфотейнмент. Уверен, что в будущем читателей будут все больше информировать через развлечение. Собственно, это уже происходит – пару лет назад промелькнул опрос, согласно которому большинство американцев узнают новости не из всяческих профильных и серьезных СМИ, а из сатирических ток-шоу типа Джона Стюарта. Так что почти уверен, что в будущем деньги будут идти двумя потоками. Один – на важную профессиональную информацию, которая позволит добиваться успеха в своей сфере – ну, скажем, на инсайды или инструменты в бизнесе. А второй поток – это развлекалово.

Человеку всегда хочется хлеба и зрелищ, а медиа – не исключение.

Денис Безлюдько, автор проекта "В сухом остатке"

Я считаю, что в ближайшие 10 лет наши медиа кардинально никак не изменятся. Косметически да. Больше контента уйдет в видео, а тексты будут стремиться к краткости.

Журналист, как и раньше, останется фильтром между инфошумом и "ушами" аудитории. Он будет описывать для общества объективную реальность.

Заработные платы журналистов будут зависеть от общей экономической ситуации в стране, умения менеджмента монетизировать работу редакции и щедрости собственников.

Что касается пейволлов, то платить начнут, когда изменится подход к собственности, в том числе интеллектуальной, и законодательная база под это. Плюс, у людей должны быть условно "лишние" деньги. СМИ – не предмет первой необходимости. Рост экономики – наше все. Прилив поднимает все лодки.

Печатную прессу рано или поздно ждет судьба виниловых пластинок. Это будет стильно, дорого, для ценителей.

В выборе между качеством и скоростью подачи все будет зависеть от аудитории. Массовой аудитории на фактчекинг наплевать. Поэтому сейчас в СМИ "рулит" трафик. Если аудитория экспертная, то качество материалов выходит на первый уровень.

Роботизации я бы не боялся. Новости конечно вполне способен генерировать робот. Так что профессия – репортер, думаю, будет автоматизирована. А вот написать интересно машина пока не может. И надеюсь, не сможет еще долго.

Преимущество роботов в том, что редакции смогут сэкономить денег и автоматизировать рутинные процессы. Опасность… Из-за сбоя робот может генерировать искаженную информацию. Хотя, и сейчас многие журналисты этим занимаются.

Татьяна Гринева, главред bit.ua

Я думаю, что СМИ в ближайшие годы станут более искренними, – как instagram stories. Человека всё сложнее обмануть, читателем сложнее манипулировать – информация стала доступна. Потому каждый найдет свой формат и свою нишу.

Роль журналиста тут быть визионером и проводником-коммуникатором между разными тематическими кластерами людей.

В успех роботов, как заменителя журналистов, я не верю, потому что нужно не только производить контент, но и оценивать его важность, и понимать, что именно будет интересно для читателей. Роботизация может увеличить количество производимого контента, который невозможно объять и оценить. Сейчас мы наблюдаем пример избыточной информации, растущей экспоненциальный образом, в теме криптовалют.

Новости и простые тексты уже могут генерироваться с помощью ИИ – нейронные сети достаточно глубоко изучаются с каждым днем. Но спрос на человечность никто не отменял. Важность автора, персоны, “лица” в медиа будет оставаться еще долго. Мнение будет иметь значение.

Думаю, что формат заработных плат, мотивации и гонораров в будущем изменится в принципе. Он будет зависеть от умения анализировать, видеть большее и самое важное.

Алексей Тарасов, главред Buro 24/7

В ближайшие годы, на мой взгляд, медиа максимально "децентрализуются", их контент окончательно разложится на разные платформы – те, что придут через 10 лет на место инстаграма, твиттера.

А вот задача журналиста будет та же, что и сейчас, – собирать и анализировать информацию. Плюс максимальная многозадачность и знание технологий – то же, что от него требуется и сейчас.

Печатная пресса превратится в luxury object, имиджевую составляющую медиакомпании.

Что касается извечного выбора между скоростью подачи новости и фактчекингом, тут все будет зависеть от типа контента. Скажем, в деловых новостях скорость без фактчекинга ничего не значит.

В будущем я думаю, что многие процессы автоматизируются. Но человек все равно будет вводить или надиктовать хотя бы ключевые слова для будущей новости. И потом проверять ее, поскольку роботы могут все неправильно понять.

Зарплата журналистов будет зависеть от следующих качеств: грамотность, мобильность, умение решать много задач.

Хотите знать не только новости, но и что за ними стоит?

Читайте журнал Новое Время онлайн.
Подпишитесь прямо сейчас

Читайте 3 месяца за 59 грн

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: