Большие выплаты. Как сработала система агродотаций

25 июля 2018, 19:30
Цей матеріал також доступний українською

В текущем году бюджетом было утверждено 6,3 млрд грн дотаций на поддержку АПК. Напомним, программа прямой господдержки в размере 1% от добавочной стоимости, генерируемой отраслью – была предложена Министерством аграрной политики в 2016-ом году, как альтернатива, частично компенсирующая аграриям отмену спецрежима уплаты НДС.

Разрабатывая новую систему господдержки АПК в Правительстве исходили из того, что сельское хозяйство, генерирующее в среднем до 11-13% ВВП, 40% экспорта и рабочие места для 2,9 млн украинцев – вполне успело "окрепнуть" и функционировать на общих условиях ведения бизнеса. В то же время, несмотря на баснословную успешность отрасли в целом, ее развитие сопровождается целым рядом структурных перекосов, разрешение которых и есть основной задачей, стоящей сегодня перед системой дотаций.

Видео дня

К примеру, в 2016-ом году Украина закрепилась на 8 месте в мире по сбору урожая пшеницы (26 млн тонн), выступила крупнейшим экспортером подсолнечного масла (56,4% мирового рынка) и третьем по величине мировым поставщиком ячменя (18,5%). Еще по 9 другим статьям аграрного экспорта Украина вошла в десятку крупнейших экспортеров в мире – пишут экономисты IMF group. И такие показатели вовсе не удивительны: начиная с 1991 года – средняя урожайность зерновых в Украине выросла с 26,5 до 42,5 ц, или на 60%. Их валовый сбор за это же время вырос с 38,7 до 62 млн тонн, а профильные ассоциации прогнозируют, что сбор урожая к 2022-ому году достигнет отметки в 80-100 млн тонн, в зависимости от интенсивности использования химических удобрений.

Поэтому, позиция правительства: перевести производителей зерновых на общий режим уплаты НДС – целиком основательна. Но основательными, к сожалению, были и опасения МинАПК, касательно нарастающего кризиса в украинском животноводстве и все большей зависимости от импортных поставок. Действительно, благодаря девальвации 2014-2015 годов нам удалось сократить удельный вес импорта в потреблении молокопродуктов с 5,5% до 1,2%, в мясопродуктах с 13% до 8,3% и в ягодных с 45,8% до 34,5%. Но это лишь временный эффект, связанный с потерей украинцами своей долларовой платежеспособности. Реального процесса импортозамещения никоим образом не произошло. При этом, учитывая принятые нами обязательства перед ЕС по повышению санитарных норм к молочным и мясным продуктам, требующих от фермеров соответственных инвестиций, очевидно, что положение дел в этих под-отраслях усугубляется еще сильнее.

И Министерству аграрной политики удалось считать эти риски. 6,3 млрд грн, кажущиеся статистической погрешностью в 305,2 млрд грн добавочной стоимости, сгенерированной АПК в 2017 году – при правильном программном распределении оказались весомым инструментом влияния на инвестиционные настроения как в животноводстве, так и садоводстве.

Позитивный эффект достигается за счет того, что каждая из программ предусматривает возможность получения фермером поддержки, только если он сам инвестирует в расширение своей деятельности. К примеру, компенсация 80% расходов на саженцы для садоводства, на что Министерство выделило в текущем году 300 млн грн. По итогам заседания комиссии 12 июля, данную компенсацию получат 56 предприятий, которые заложили 1255 га новых насаждений ореховых и ягодных культур.

Схожая ситуация наблюдается и в программе поддержки поголовья коров, темпы выполнения которой за первые четыре месяца – почти исчерпали объем ассигнованных средств. Так, состоянием на 12 июля, из заложенных 500 млн грн – на счета фермеров уже было перечислено 259,2 млн грн, или 52% от общей суммы. Поскольку программа предусматривает получение двух разбитых во времени платежей по 750 грн, скорее всего, для ее выполнения Министерству придется использовать средства из других, менее успешных инструментов. Если, конечно, такие будут.

Потому, что сравнивать уровни исполнения программ поддержки между собой на текущий момент – совершенно некорректно, все они применимы на различных этапах бизнес-циклов. Так, если программа поддержки садоводства предусматривает инвестирование и соответственную компенсацию в начале финансового года, то основной приток заявок на компенсацию расходов по строительству будет только к концу года, когда реконструированные или новопостроенные комплексы будут вводиться в эксплуатацию.

К слову, именно программа компенсации стоимости животноводческих комплексов, введенных в эксплуатацию в 2018 году, без привлечения банковских кредитов - вызвала наиболее бурное обсуждение общественности, поскольку одними из 14 претендентов на компенсацию – выступили фирмы-составляющие холдинга МХП Юрия Косюка.

Разумеется, всех интересует вопрос: сколько всего денег получили компании Юрия Косюка/МХП в виде дотаций от правительства?

По направлению частичное возмещение стоимости строительства и реконструкции ферм всего на 2018 год выделено 1,2 млрд грн. Состоянием на 5 июля в Министерство пришло всего 14 заявок по данной программе от 11 субъектов хозяйствования. При этом, пять из них – не подтвердили понесенные расходы документами о принятии объектов в эксплуатацию. Поэтому, на рассмотрение осталось всего девять заявок, в последней из которых отсутствовало необходимое подтверждение по принятию в эксплуатацию оборудование. Поэтому, данная заявка на компенсацию 30% от 49,3 млн грн была отправлена на доработку.

По итогам рассмотрения комиссии, было принято решение компенсировать 220,1 млн грн за введенные в эксплуатацию в 2018-ом году объекты на сумму в 728,3 млн грн. Из них на предприятия Юрия Косюка/МХП пришлось всего 187,5 млн грн возмещений. Это лишь 8,15% от общей суммы программ по компенсации процентов за кредитами, привлеченными на строительство новых комплексов в животноводстве и собственных расходов, понесенных на их строительство, без привлечения кредитов.

Можно ли было предусмотреть, что Юрий Косюк/МХП снова получит дотации?

Программа Министерства предусматривает компенсацию понесенных на строительство/реконструкцию расходов исключительно на те этапы, строительства, которые были завершены в 2018-ом году. К примеру, если фермер построил один завод на два цеха, но первый был сдан в эксплуатацию еще в 2017-ом году, а второй в 2018-ом, Министерство компенсирует 30% от инвестированных средств только по второму цеху. При этом, средства компенсируются только в пределах утвержденных Кабинетом министров средств – 1,2 млрд, до момента их исчерпания. Поэтому, предположения о том, что Косюк/МХП или кто-то из других аграрных "тяжеловесов" мог специально выписать программу "под себя" – абсурдны. Риски слишком высоки.

Важно понимать, что даже если бы предприниматель "договорился" на самом верху, он мог столкнуться с целым рядом внешних обстоятельств, нарушающих его планы: задержки по поставкам необходимого оборудования, задержки по выполнению строительных работ, сложности по процессу принятия объекта в эксплуатацию и тд. Параллельно, подтвержденное подозрение в недобросовестной конкуренции карается необходимостью вернуть все полученные средства и последующие три года не принимать участия в программах поддержки АПК. Уровень, на котором крупнейшие агрохолдинги страны отслеживают друг друга не позволит как-либо безнаказанно повлиять на процесс распределения средств.

Зачем вообще нужна была данная программа? Для создания молочным и мясным кооперативам возможности более "мягко" провести реконструкцию старых боен (которые необходимы для реализации мяса по новым правилам) и помощи молочным кооперативам по строительству современных хлевов/стойл, доение молока в которых позволит сохранять его загрязнённость в новых, более ужесточенных нормах.

Мы не можем исключить агрохолдинги из распределения дотаций, только ввиду их размера, поскольку это противозаконно, считают в министерстве.

В программе возмещения расходов, понесенных на введение в эксплуатацию новых комплектов по животноводству, был ограничен максимальный размер компенсации: максимум 30% от 500 млн грн. Если вводимый в эксплуатацию объект стоит дороже – предельная сумма возмещения все равно рассчитывается из расчета стоимости объекта в 500 млн грн. Исключение составляют только несвойственные агрохолдингам предприятия с высоким уровнем использования рабочей силы (500+ мест), поскольку крупный бизнес минимизирует расходы через максимальную механизацию. Данное исключение касается преимущественно больших кооперативов.

При этом, важно понимать, что любой холдинг – это совокупность автономных юридических лиц, которые по своему размеру в отдельности могут быть малыми и средними предприятиями. Правового инструмента ликвидации их из списка претендентов на возмещение – нет. Юрий Косюк или МХП – это $1,3 млрд или 34,6 млрд грн валового дохода за 2017-ый год. Валовый доход (выручка) всего животноводства за 2016 год – всего 138 млрд грн. То есть, МХП занимает 25% от своей ниши рынка, которая находится в кризисном состоянии и поддерживается государством. Очевидно, что ряд его предприятий будут претендовать на возможность получить агродотации. Именно для этого, важно ограничить максимальную сумму поддержки, которую может получить группа связанных компаний определенных порогов, к примеру 150 млн грн.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X