Банки спишут до 20% долга предприятиям, которые пострадали от кризиса
Проект закона предусматривает применение механизма добровольной финансовой реструктуризации долгов украинских предприятий перед кредиторами.
Предусмотренные изменения в законодательстве, как объясняет Руслан Демчак, народный депутат от БПП, дают возможность досудебного урегулирования вопроса задолженности предприятий перед банками, поставщиками и другими пратнерами, с которыми предприятие не может рассчитаться.
Разработанный механизм предполагает, что вокруг каждого предприятия будут созданы кредитные комитеты. Главное условие, чтобы в них входил хотя бы один банк. Как правило, проблемные заемщики имеют задолженность сразу в нескольких банках, соответственно, в комитете будут представители нескольких банков.
В ходе обсуждения кредиторы оценивают риски и решают, как каждый из них может уступить предприятию. Для того, чтобы прийти к консенсусу, комитету предоставляется три месяца. Если за это время кредиторы не решают проблему задолженности предприятия, то по должнику начинают, в соответствии с законом, процедуру банкротства.
Кредитный комитет, например, способен списать предприятию до 20% долга, может дофинансировать предприятие, и даже ввести дополнительных членов совета правления, чтобы усилить менеджмент.
Пойти на переговоры о пересмотре условий погашения задолженности, в соответствии с законодательством, смогут не все должники. Речь лишь о тех компаниях, которые за последние 2-2,5 года пострадали от кризисных явлений: из-за девальвации национальной валюты, аннексии Крыма и боевых действий на востоке страны потеряли часть бизнеса, и сейчас имеют сложности с обслуживанием долгов.
По словам Елены Коробковой, исполнительного директора Независимой ассоциации банков, попасть под эту процедуру могут около 30-40% предприятий, которые сейчас имеют проблемы с платежеспособностью.
"Мы должны отказаться от советского принципа, когда предприятия после кризиса 1990-х были просто порезаны на металлолом. Учитывая опыт других стран, механизм, который предлагается сейчас, дал возможность спасти там до 50% предприятий", - говорит Демчак.
Аналогичный опыт финансовой реструктуризации уже имеет Турция, там запустили механизм в 2004 году. В результате большое количество предприятий возобновило полноценную работу
В перспективе финансовая реструктуризация не только спасет корпоративный сектор, и сохранит рабочие места, но и оздоровит банковскую систему. Сейчас такие кредиты просто отнесены к категории проблемных или безнадежных, под них банки формируют значительные резервы, изымая из оборота живые деньги и фиксируя убытки.
К тому же НБУ блокирует выдачу таким предприятиям дополнительных средств, а в рамках финансовой реструктуризации Нацбанк откроет возможности дофинансировать предприятия.

По оценкам Александра Павлова, банкира-руководителя департамента по работе с финансовыми учреждениями ЕБРР в Украине, сегодня около половины банковских кредитных портфелей в стране в той или иной степени являются проблемными. Эти кредиты мешают банкам концентрироваться на новом кредитовании и задерживают возможность развития банковской системы.
До принятия закона о финансовой реструктуризации кредиторы и должники не способны сесть за стол переговоров из-за коллизий в налоговом законодательстве. В процессе списания определенной суммы долга, обе стороны не освобождаются от налогообложения де-факто не завершенных финансовых операций. "Предприятие имеет недополученную прибыль, а банк не может отнести этот долг к статье расходов. Законопроект вносит соответствующие изменения в Налоговый кодекс", - говорит Коробкова.
Законопроект во втором чтении депутаты должны рассмотреть в течение следующих двух месяцев. "Мы надеемся, что уже во второй половине 2016 года механизм будет применяться на практике", - говорит Павлов.