Самые передовые системы. Как МХП проводит диджитал-трансформацию - фото
Партнерский проект

Самые передовые системы. Как МХП проводит диджитал-трансформацию

15 августа 2021, 10:13


Директор департамента информационных и диджитал технологий МХП Алексей Решетняк о необходимости изменений и ключевых отличиях трансформационных процессов подразделений компании.

Видео дня

Алексей Решетняк

директор департамента информационных и диджитал технологий МХП

«Когда в процессе совещания из строя выходит техника, взоры всех присутствующих невольно обращаются ко мне. Коллеги забывают, что я такой же обычный пользователь и не умею чинить проектор и динамики. Зато я могу руководить изменениями», — улыбаясь, рассказывает Алексей Решетняк, директор департамента информационных и диджитал технологий МХП. Сегодня перед ним стоит непростая задача — внедрение самой масштабной цифровой трансформации на территории Восточной Европы. Не смотря на богатый предыдущий опыт цифровых трансформаций на международном уровне, именно эту задачу Алексей Решетняк считает наибольшим вызовом в своей карьере на текущий момент. В своем интервью он рассказал о своем решении присоединиться к команде топ-менеджеров МХП, процессе трансформации и о том, как будет работать компания через три года.

Алексей, вы принимали участие в диджитал-трансформации крупных украинских компаний. Что вас привлекло в МХП?

Искренне считаю, что мне везет. Так сложилось, что в момент моего прихода компании, как правило, находятся в процессе трансформации. МХП сейчас именно на одном из таких этапов. В настоящее время мы сильно меняемся — создаем новые ценностные продукты, образовываем кулинарные проекты и развиваем розничный бизнес в целом. Я рад стать частью команды МХП именно сейчас, когда компания приняла судьбоносное решение меняться и, с моей точки зрения, имеет все шансы реализовать планируемую трансформацию. Чаще всего крупные компании не решаются на подобный шаг. К примеру, до появления Booking.com и Airbnb, отельный бизнес практически бездействовал, в итоге понес существенные потери. В тоже время банки, которые регулярно адаптировались к появлению финтеха, продолжают успешно существовать.

Знаете, чем большая компания отличается от маленькой? Первая может позволить себе большую миссию. Мы хотим, чтобы украинцы питались здоровой пищей высокого качества, а процесс выбора и приготовления еды стал приятным и беззаботным. Я пришел в компанию, которая находится в наиболее интересной для меня точке.

Как проходит трансформация в МХП

Компания проходит трансформацию во всех сферах, включая и цифровую. Почему было принято решение отдать предпочтение проектам SAP?

В начале моей карьеры в Укрсиббанке и Метинвесте я уже работал с SAP, а здесь такой цели не стояло. В нашей компании существует глобальная программа трансформации MHP IS CHANGING, которая касается абсолютно всех сфер ее деятельности — от построения офиса мечты до новых цифровых решений в бизнесе. Это глобальная программа, которая относится к каждому подразделению. Мы говорим об автоматизации, совершенствовании управления инициативами, лучшем планировании.

Все, что связано с IT-процессами, можно поделить на две категории. Первая — ключевые продукты, которые позволяют выполнять сотни тысяч транзакций в секунду при любых условиях — под кислотным дождем, при отрицательной температуре и пр. Это сердце бизнеса, поэтому мы выбираем идеальное решение на рынке, лучших партнеров, создаем первоклассные команды. Мы выбираем SAP, так как нуждаемся в эффективных бизнес-процессах.

Другая наша задача — создать условия, чтобы наши сотрудники были способны решать большинство задач без помощи IT-департамента. К примеру, любой отдел может запустить опрос, который соберет обратную связь за считанные секунды. Наши сотрудники уже управляют ветками чат-ботов при приеме на адаптацию и давно забыли о запросах подготовить отчет: мы предоставляем данные, а все остальные подразделения готовят отчёты самостоятельно.

SAP позволяет взаимодействовать сотрудникам, партнерам и клиентам в рамках цепочки создания ценностей. Он обеспечивает неразрывные цепочки бизнес-процессов. Мы уже внедрили площадку, которая позволяет закупать товары не только на территории Украины, но и за ее пределами. Вы объявляете тендер, о котором становится известно во всем мире, и предложение может поступить из любой страны. На экспортных рынках мы запустили CRM-систему, которая отображает показатели сотрудничества с клиентами, соответствие их потребностям и др.

Александр Медведев

Фото: Александр Медведев

Помогает ли внедрение этих систем стать компании более клиентоориентированной?

Безусловно. Мы ведем всю историю наших взаимоотношений с клиентами, чтобы сделать лучшее предложение в наиболее подходящее для этого время. А запросы бывают самыми неочевидными. Иногда заказчику выгоднее сократить срок поставки с 60 до 30 дней и за это он готов платить на 30% больше.

Клиент способен сам сформулировать свои потребности?

Да, и это понимание приходит в процессе диалога. CRM-система позволяет вести полную историю такой коммуникации по определенному сценарию, анализировать развитие клиента и методы удовлетворения его запросов.

На какой стадии находится трансформация?

Трансформация, в части ИТ, состоит из блока систем, часть которых мы меняем и делаем полный редизайн. Два решения уже запущены — это SAP Ariba и SAP СХ CRM. ERP, самая большая составляющая, начнет работать в середине следующего года. Все остальные системы находятся в разработке, причем одновременно. Многие интересуются причинами такого решения, ведь можно было реализовывать проекты один за другим, тем самым минимизируя риски. Но мы запускаем не системы, а реинжинирим все бизнес-процессы, другими словами — переизобретаем. И сколько бы систем ни понадобилось для их улучшения, мы все будем внедрять.

Много ли времени тратите на обучение клиентов пользованию вашими новыми программами?

Если вам приходится долго обучать клиента, у вас — плохая система. Категорически плохая. Со своей стороны мы считаем правильным дать доступ к системе, где все понятно. Например, у нас появится кабинет поставщика на закупочной платформе, где будет возможность отследить заявку на тендер, участников, а так же процесс переговоров.

Сколько нужно времени, чтобы разработать мобильное приложение?

От нескольких недель до нескольких лет, итеративно. Все зависит от того, на каком этапе компания хочет остановиться, насколько она близка со своими клиентами.

Как МХП внедряет технологии на своих зарубежных активах

Запуск систем происходит не только в украинских, но и в зарубежных подразделениях МХП. Есть ли отличия в работе с ними?

Конечно. В странах ЕС уже много лет работают отдельные системы, которые мы внедряем, просто более старых версий. Что это означает? Другой опыт управления бизнес-процессами и технологиями. В Украине подобные решения начали разворачиваться позже. Можно опять привести аналогию с отельным бизнесом. В некоторых, не самых богатых странах, сервис в отелях намного лучше, чем в элитных гостиницах США. Просто потому, что американские отели были построены давно и не менялись. В Украине новые технологии стали применять позднее, зато сразу более современные. Но, нет никакой разницы, в какой стране мира вы находитесь, потребители будут хотеть от вас одного и того же — скорости, и самое главное — решения их задач.

Отличия в проектах подразделений нашей компании, которые находятся в разных странах, безусловно есть. Они культурологические, языковые, связанные с нашими операционными моделями. В одних странах необходимо контролировать сотрудников, получать прозрачный отчет. В других — избавить специалистов от рутины и предоставить им больше свободы.

Есть только одно правило, которому необходимо следовать, чтобы эти различия превратились в преимущества, а не в барьеры — честность и прозрачность. В нашем проекте мы отталкиваемся от зрелости каждого в предприятия в конкретном бизнес-процессе. Поэтому, определенные бизнес-процессы лидируют в наши европейские активы, другие — украинские. Благодаря этому у каждого сотрудника есть своя задача, ответственность, каждый чувствует свою роль и нет обиженных. Все работают как команда.

Получается, что технологии, которые вы внедряете на своих заводах в странах ЕС, более передовые, чем у конкурентов?

Я бы сказал, что да. Сейчас мы готовимся внедрять абсолютно новые системы. К примеру, мы один из первых клиентов SAP в странах СНГ, который вошел в программу SAP Rise. Это, грубо говоря, облако, но, очень особенное, дающее повышенный уровень стабильности операций и доступ к инновациям.

У МХП есть активы в разных странах ЕС. Отличается ли подход к организации работы на этих предприятиях?

Бизнес-процессы в каждой стране — свои. Первое отличие связано с законодательством, второе — разный бизнес контекст, на основании которого мы формируем содержание проектов.

С какими проблемами сталкиваются компании, когда занимаются изменением бизнес-процессов?

Ключевая ошибка в любой трансформации — желание многих крупных компаний «купить Tesla и поставить на нее газ». Если вы покупаете самое лучшее в мире решение у самого лучшего консалтинга, менять его не нужно. Необходимо его адаптировать, настроить, изменить организацию.

Мы просим адаптировать систему под нас, когда готовы меняться сами. Ответ на вопрос — финансовый фактор. Если мы смогли найти бизнес-кейс для изменения, это означает, что система адаптируется под нас. Мы эффективнее, чем система. Если мы не смогли увидеть бизнес-кейс, подстраиваться нужно нам, поскольку в системе учтены мировые практики сотен компаний.

Производитель системы работает сейчас с вами?

Да.

Их специалисты находятся у вас в офисе?

Иногда они работают в офисе, иногда — удаленно. Сейчас мы работаем в гибридном режиме, как и все остальные компании в Украине.

Александр Медведев

Фото: Александр Медведев

Каких ошибок лучше избегать

Есть ли у вас пример удачной диджитал-трансформации, на которую ориентируетесь?

У нас нет эталона. Самая неуспешная диджитал-трансформация — это та, которая остановилась. Я видел много примеров, когда компания приступала к трансформации, ставила перед собой амбициозные цели с правильным экономическим контекстом, но в определенный момент концентрировалась на краткосрочной перспективе и трансформация останавливалась. А есть примеры, когда трансформация шла годами и давала неожиданные результаты.

История каждой трансформации — индивидуальна. Но чтобы сделать новую, нужно знать все предыдущие. Мы уделяем много внимания тому, что нанимаем людей с соответствующим опытом и консультируемся с командами интеграторов, как с партнерами, и это работает.

Какие основные ошибки компаний, которые решили провести трансформацию, можете назвать?

Самая большая ошибка — недооценивание роли людей. Все, кто занимаются изменениями, на первых этапах считают, что трансформация, сама по себе, решит все проблемы.

Более развитые компании знают, что для трансформации нужен бизнес-контекст, цель, бизнес-кейс и миссия. Но и этого недостаточно. Нужна вера каждого человека, который принимает в этом участие и твердое убеждение в построении будущего своими руками. Приведу пример. Как понять, будет трансформация успешной или нет? Предельно просто. Спросите у любого участника команды, что с ним будет после завершения изменений. В большинстве случаев наступит пауза, появится страх в глазах и затем Вы услышите заученную версию одного из топ-менеджеров. А знаете, какой правильный ответ?

Какой?

«Я буду тем, кем я захочу быть, ведь я строю свои процессы. Я строю свое будущее». Вот тогда вы можете быть уверены в успехе трансформации.

Насколько глубоко в процессы вникает CEO компании Юрий Косюк?

Юрий Косюк — ментор для нас. Когда нам нужна помощь, он приходит и помогает. И каким-то волшебным образом склеивает всю картину взаимодействия компании так, что все процессы работают эффективно.

Сколько людей работает в команде трансформации?

Около 80, и это только в Украине. В Балканских странах в нашей команде, как минимум, еще половина этого количества.

Вы планируете провести глобальные изменение за три года. Каким видите развитие диджитал-направления?

У меня есть очень обоснованное и детально сформулированное предположение, как все это будет работать через три года. Почему предположение? Отвечу шуткой прошлого опыта. В прошлом году я был на одной из стратегических сессий, и там прозвучала фраза «рефлексировать над изменениями». У очень известного модератора это вызвало смех. Он сказал, что в современном мире есть два варианта — стать изменением или моментально к нему адаптироваться. Варианта рефлексировать уже нет. Наша цель — становиться изменением, это часть нашей ответственности как крупного социально-ответственного предприятия. Мы хотим изменить к лучшему постоянно меняющуюся жизнь миллионов людей, и потому всегда готовы меняться и адаптироваться сами.

Делитесь материалом




Радіо НВ
X