Foodz Ukraine: кризисная трансформация бизнес-моделей и подходов

8 декабря 2020, 20:09
Спецпроект
Сеть профессиональных кухонь формата dark kitchen (Фото:Foodz Ukraine)

Сеть профессиональных кухонь формата dark kitchen (Фото:Foodz Ukraine)

Основательница и директор компании Foodz Ukraine Яна Кривенко рассказала о том, как развивается бизнес-проект Foodz Collection, стартовавший в начале марта 2020 — буквально за несколько дней до начала карантина.

Яна Кривенко

Основательница и директор компании Foodz Ukraine

— Яна, чем отличается формат вашего ресторанного бизнеса от классического варианта?

Мы занимаемся разработкой и управлением виртуальными ресторанами, осуществляя свою деятельность через сеть профессиональных кухонь формата dark kitchen — так называемых «облачных кухонь».

Видео дня

То, что я описала, может показаться набором сложных слов, но на самом деле все гораздо проще. Мы разрабатываем концепции ресторанов, которые не существуют в офлайне. Ресторанные концепции мы называем «виртуальными ресторанными брендами», а сами блюда готовим в кухнях без зала — там есть только оборудование и повара. То есть, вы не можете прийти в наш зал, сесть за столик и заказать себе обед. Но вы всегда можете сделать онлайн-заказ и насладиться нашими ресторанными блюдами.

https://www.youtube.com/watch?v=Z8cxD4LrpLM

Поскольку на наших «облачных» кухнях нет зала и атрибутов обычного ресторана, это позволяет нам сфокусироваться на том, что действительно важно — на скорости приготовления блюд, их качестве и впечатлениях людей от полученного заказа.

На сегодняшний день наши «облачные» кухни в столице покрывают почти всю левобережную часть города и часть правобережной. Каждая кухня охватывает только свою зону доставки. Это позволяет привозить заказ максимально быстро. До конца года мы планируем охватить весь Киев.

На каких блюдах специализируются ваши виртуальные рестораны?

 — Сейчас у нас 7 виртуальных ресторанных брендов: Greenbar cafe — европейская кухня, Poke Oke — гавайская пища, Chackmak doner — уличная еда, Shanhayski Kit — паназиатская кухня, Los'.os', Roller — блюда японской кухни, а также Greeko — греческая кухня.

До конца года планируем запустить еще несколько ресторанных концепций, одна из них, Chick`n`Rice, именно сейчас стартует. Все наши виртуальные ресторанные бренды мы объединяем под названием Foodz Collection.

Foodz Collection
Фото: Foodz Collection

— А как родилась идея такого проекта?

— Размышляя над тем, каким образом пищу можно было бы сделать качественной, полезной, более доступной и разнообразной, мы сначала пытались реализовывать наш замысел через офлайн-формат. Однако быстро осознали, что это приведет к большим затратам на кухню, зал, большой штат и т. д.

Мы хотели найти решение для того, чтобы дать возможность попробовать как можно больше разнообразных блюд на любой вкус для большого количества людей. Эту идею мы давно вынашивали и решили не отказываться от нее даже в критический для бизнеса период. Поэтому мы не можем однозначно сказать, как бы развивался этот формат в обычных условиях.

Поэтому мы начали изучать тренды в Европе, США, других странах, собирали различные варианты и узнали о такой модели как dark kitchen.

Какие, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы развития этой ресторанной модели?

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Foodz Collection
Фото: Foodz Collection

— Модель dark kitchen не нова. Она существует достаточно давно, и даже в нашей стране. Но появление таких агрегаторов доставки в Украине, как, например, Glovo, Uber Eats, Raketa дала этому формату вторую жизнь. Это привело к быстрому росту рынка доставки готовой еды, создав таким образом более благоприятные условия для использования модели dark kitchen.

Мы верим, что в перспективе формат dark kitchen позволит снизить и стоимость готовой ресторанной пищи за счет повышения эффективности и еще большего сокращения ненужных расходов. Статистика говорит о том, что глобально около 30% всех продуктов питания в результате выбрасывается. Это огромные затраты, и их тоже нужно сокращать.

Мы хотим, чтобы люди больше времени тратили на любимые занятия, на своих близких и любимых, на то, что им действительно нравится. Чтобы, где бы они ни были, люди могли быстро получить еду на любой вкус прямо под дверь.

Тенденция сегодня говорит о том, что уже многие могут позволить себе не тратить время на приготовление пищи. Мы же хотим предоставить такую возможность как можно большему количеству людей.

Какие проблемы возникли во время пандемии?

— Начало карантина добавило для нас как возможности, так и трудности. Для нас очень важны качество, свежесть и место происхождения ингредиентов, необходимых для блюд из меню различных гастрономических направлений. В связи с ограничениями в передвижении между странами, были значительные перебои в поставках продуктов.

Большое количество ингредиентов ввозится из-за рубежа, и нарушение цепей поставок привело к выпадению целых категорий товаров. Нам приходилось в авральном режиме искать альтернативных поставщиков, подстраивать меню и прочее.

Foodz Collection
Фото: Foodz Collection

Также, когда был закрыт общественный транспорт, первое время мы с мужем работали как таксисты — развозили на своих автомобилях персонал до поздней ночи, а потом с раннего утра собирали сотрудников и развозили их по кухням.

С другой стороны, нам стало гораздо легче набирать людей. Закрытие ресторанов привело к тому, что очень много хороших специалистов остались без работы, и мы могли набрать более профессиональный штат.

Если смотреть на пандемию шире, то, безусловно, она дала огромный толчок развитию всех интернет-сервисов. Рынок доставки готовых блюд не исключение. Он и без того быстро рос, но пандемия этот рост только усилила.

Неважно, чем именно вызван кризис, в любом случае он приводит к изменению поведения потребителей и в последствии — к трансформации бизнес-моделей и подходов.

Кто поддержал ваш бизнес в это сложное для всех время?

— Для борьбы с пандемией многие крупные компании протянули руку помощи малому и среднему бизнесу, в том числе и компания Coca-Cola. Они организовали кампанию в поддержку ресторанного бизнеса в Украине и бесплатно добавляли напиток Coca-Cola к каждому заказу в Glovo. Это понравилось нашим потребителям и действительно повлияло на объем продаж. Мы существенно ощутили на себе рост количества заказов. Мы рады такому партнерству, и от этого действительно выигрывают все!

Показать ещё новости
Радіо НВ
X