Трансформация. Государственный комитет по нефти и газу становится «Нафтогазом»

7 марта 2019, 14:23
Спецпроект
История трансформации Государственного комитета по нефти и газу в «Нафтогаз» (Фото:Depositphotos_TTstudio)

История трансформации Государственного комитета по нефти и газу в «Нафтогаз» (Фото:Depositphotos_TTstudio)

Госкомнефтегаз (затем — Госнефтегазпром) во многом был попыткой «запрыгнуть в уходящий поезд», поскольку формат госкомитета больше соответствовал плановой, а не рыночной экономике.

В рыночной экономике органы государственной власти определяют государственную политику и регулируют рынки, а не руководят субъектами хозяйствования. Механизмы государственного управления не приспособлены к управлению компаниями.

Видео дня

Необходимость преобразования Госкомнефтегазпрома в Национальную вертикально интегрированную нефтегазовую компанию уже давно стояла на повестке дня.

Вопрос был лишь в том, как «пробить» нужное решение на самом высоком политическом уровне и кто возглавит крупнейшую компанию страны.

Кто же способствовал превращению госкомитета в национальную компанию?

До «Нафтогаза». Михаил Ковалко

Госкомнефтегазпром непосредственно предшествовал «Нафтогазу». Его возглавлял Михаил Ковалко. Он был, что называется, образцовым газовиком, который благодаря таланту и упорному труду сделал блестящую карьеру — с самого низа до самого верха. Он был спортсменом, «передовиком производства», изобретателем и даже поэтом. За выдающиеся личные достижения пользовался заслуженным авторитетом в отрасли на всех уровнях. Но «лихие девяностые» были не его стихией. Чего нельзя было сказать о его первом заместителе — об Игоре Бакае.

1998-2000. Игорь Бакай

Игорь Бакай — один из самых ярких представителей поколения украинских бизнесменов 90-х, конкуренцию которому в те времена могла составить разве что Юлия Тимошенко. Инициативный. Сообразительный. Предприимчивый. Уже в то время знал, как «зарабатывать» крупные деньги благодаря газу. Успешно «решал вопросы» как с руководителями Украины или Туркменистана, так и с организованной преступностью. Неудивительно, что именно он захотел возглавить национальную компанию и именно ему удалось «пробить» решение о ее создании. Он лишь два года руководил «Нафтогазом». За это время были явные победы. Пожалуй, самой крупной победой было налаживание импорта газа из Туркменистана в обмен на товары, производимые в Украине или просто собиравшие пыль на на складах. Туркменский газ в обмен на миллионы ненужных Украине галош со складов Минобороны, видимо, это  — самый яркий элемент имиджа тогдашнего руководителя «Нафтогаза». Но на внутреннем рынке ситуацию с расчетами еще следовало исправить, ибо без этого нефтегазовый комплекс не мог работать. За газ крупные промышленные потребители часто вообще не платили, и, по слухам в «Нафтогазе», достижением считалось получить с них просто сумку с деньгами, иногда даже не понимая, за какой объем газа эта сумка. Сумки с деньгами можно было передавать «наверх», часть, конечно, оставляя себе. В то же время, как пишут журналисты, «справедливость» распределения сумок с деньгами, да и в принципе, ситуация с товарно-денежными отношениями в области, начала все больше и больше не удовлетворять президента Украины Леонида Кучму. Подогревал это недовольство тогдашний «главный мытарь страны» Николай Азаров, человек которого, Вадим Копылов, затем и возглавил «Нафтогаз».

2000. Игорь Диденко

Игорь Диденко был приглашен в «Нафтогаз» Бакаем. К тому времени у него уже был опыт построения успешного цементного бизнеса в масштабе всей Украины. Цементные заводы в те годы были одними из крупнейших промышленных потребителей газа. Именно Диденко как первый заместитель главы «Нафтогаза», с «боями» и не за один день, но все же приучил украинские предприятия цивилизованно рассчитываться за газ. «Туркменская программа» Бакая и развитие внутреннего рынка Диденко позволили стабилизировать финансовую ситуацию в нефтегазовом комплексе Украины, предотвратить коллапс и начать восстанавливать интеграционные связи. Диденко также взялся за реэкспорт газа из Украины, и страна начала становиться независимым от российского «Газпрома» игроком на европейском рынке. Становился очевидным и потенциал «Нафтогаза» как одного из основных источников доходов государственного бюджета Украины. Весной 2000 года после увольнения Бакая Диденко несколько месяцев исполнял обязанности главы "Нафтогаза", но у президента Кучмы и главы налоговой Азарова был свой кандидат на руководителя «Нафтогаза».

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

2000-2002. Вадим Копылов и Михаил Ковалко

Налоговик Копылов не был газовщиком, и, по информации «Зеркала недели», скорее всего, был назначен руководителем «Нафтогаза» с целью контроля над денежными потоками национальной компании, которая становилась бюджетообразующей для Украины благодаря восстановлению интеграции нефтегазового комплекса. В то же время руководство страны, осознавая сложность производственного механизма и, соответственно, необходимость эффективного контроля над стратегическим управлением национальной компании, создает Наблюдательный совет «Нафтогаза» и назначает Михаила Ковалко его главой. Определенно это и завершает преобразование Госкомнефтегазпрома в Национальную акционерную компанию «Нафтогаз Украины» — функции формирования государственной политики были переданы Министерству топлива и энергетики Украины, а председателем Наблюдательного совета «Нафтогаза» стал руководитель Госкомнефтегазпрома.

* Партнер проекта «Нафтогаз против Газпрома» — Юрий Витренко, исполнительный директор НАК «Нафтогаз Украины». Мнения и оценки, опубликованные в материалах проекта, могут не совпадать с позицией НАК «Нафтогаз Украины» и редакции НВ.

Читайте также:
Интересы государства / 5 примеров как Путин, организованная преступность и олигархи разрушали «Нафтогаз» и Украину

Чтобы прочитать всю историю — перейдите на страницу спецпроекта «Нафтогаз против Газпрома». 

Показать ещё новости
Радіо NV
X