Из-за российского саботажа. Украинский экспорт по зерновому коридору упал вдвое

19 января, 16:09
Грузовое судно ожидает проверки для захода в пролив Босфор (Фото:Umit Bektas / Reuters)

Грузовое судно ожидает проверки для захода в пролив Босфор (Фото:Umit Bektas / Reuters)

Экспорт украинской агропродукции по зерновому коридору в последние месяцы снижен вдвое из-за саботажа со стороны РФ.

Россия продолжает саботировать работу Совместного координационного центра в рамках работы зернового коридора, что стало причиной сокращения экспорта украинской агропродукции на 47%, или на 2−3 млн тонн ежемесячно, сообщило Мининфраструктуры Украины.

Видео дня

«Если в октябре на экспортные рынки было недопоставлено почти 2 млн тонн агропродукции, а в ноябре и декабре это уже по 3 млн тонн в месяц. Такая тенденция сохраняется также в январе», — отметило в Министерстве.

В условиях полноценного функционирования зернового коридора объем экспорта из Украины уже мог бы достичь 25−29 млн тонн, однако за время действия соглашения с 1 августа из портов Большой Одессы (Одесса, Черноморск и Пивденный) в 40 стран мира было отправлено 17,8 млн тонн зерна.

«Начиная с октября 2022 года, делегация России в СКЦ искусственно тормозит процесс инспекции судов», — заявил представитель Украины в СКЦ Руслан Сахаутдинов.

По его словам, как только объем экспорта начал расти, российская сторона сократила количество инспекционных команд с пяти до трех без каких-либо пояснений, а также искусственно завышает время на проведение самих инспекций, проверяя показатели работы судов, которые не регламентированы документами СКЦ и не имеют никакого отношения к зерновому соглашению.

«В результате проверка одного судна занимает до четырех часов, что позволяет провести не более пяти-семи проверок в день при минимально необходимых 16−18», — объяснил он.

По состоянию на 18 января в Босфоре инспекции СКЦ ожидает уже 121 судно (28 — с агропродукцией на борту, 93 — судна, которые идут в порты под загрузку). Среднее время ожидания — от двух до пяти недель, что также приводит к миллионным убыткам грузоотправителей, отметили в Мининфраструктуры.

Всего за время работы зернового коридора три порта отправили 659 судов с продовольствием для стран Африки, Азии и Европы, а приняли под загрузку украинской агропродукцией 643 судна.

Для решения проблемы украинская сторона привлекает к помощи партнеров по соглашению, которые увеличивают количество инспекционных групп и инспекций.

«В ноябре, когда в Босфоре ожидало более 200 судов, ООН и Турция самостоятельно провели за два дня 86 инспекций и доказали, что это вполне реально», — отметил Сахаутдинов.

Ранее сообщалось, что в первую неделю января экспорт зерна из Украины снизился на треть из-за саботажа российской стороны.

Показать ещё новости
Радіо NV
X