Зарплата Лещенко и не только. Рассказываем, за что членам набсоветов крупнейших госкомпаний платят миллионы гривен

3 февраля 2020, 20:57

НВ Бизнес исследовал уровень вознаграждения членов набсоветов госкомпаний. И выяснил, что внятных KPI нет, а у 11 компаний с общей оценкой активов более 400 млрд грн вообще отсутствуют набсоветы.

В медиа, в соцсетях продолжается волна обсуждений заработных плат чиновников и руководителей государственных компаний. В прошлом году НВ Бизнес составил рейтинг окладов топ-менеджеров госкомпаний.

Видео дня

Тему выплат в госсекторе обострили несколько не самых надежных интернет-ресурсов, которые разместили информацию о почти 600-тысячной зарплате члена набсовета Укрзализныци Сергея Лещенко — бывшего журналиста-расследователя и экс-депутата Верховной Рады.

НВ Бизнес решил выяснить сколько на самом деле зарабатывают члены наблюдательных советов (НС) крупнейших государственных компаний и банков страны и какие у них KPI.

Оказалось, что непрозрачность сумм и критериев их начисления в большинстве госкомпаний — не самая острая проблема.

Напомним, формирование набсоветов в госкомпаниях предусмотрено реформой корпоративного управления, которая стартовала в июле 2015 года. Тогда еще министр экономики Украины, а сейчас глава Укроборонпрома Айварас Абромавичюс назвал госкомпании основным генератором коррупции. Он же инициировал реформу корпоративного управления. Уже в июне 2016 года Верховная Рада приняла закон, который обязал госкомпании сформировать набсоветы, где вместе с представителями государства должны быть и независимые директора. В 2018 такие же требования были введены для государственных банков.

Корпоративная реформа нацелена на то, чтобы госкомпании получили политический иммунитет, так как топ-менеджеры должны назначаться на рыночную зарплату через конкурс и собеседование набсовета, независимого от политиков, олигархов и их смотрящих.

Очевидно, дальше остальных в этой реформе продвинулись НАК Нафтогаз Украины, ПриватБанк, Укрзалиныця и Укрэнерго. Набсоветы работают также в Укргидроэнерго, Укрпочте, Укргазбанке и Администрации морских портов Украины (АМПУ), Международном аэропорту Борисполь, Укрэксимбанке, Ощадбанке.

Как формируется зарплата членов НС в госкомпаниях

Итак, НВ Бизнес отправил запрос в ТОП-20 крупнейших государственных компаний рейтинга Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины. На запрос НВ Бизнес ответило 12 компаний. При этом, как выяснилось у 11 (из 20) госкомпаний суммарной оценочной стоимостью активов более 430 млрд грн набсоветов нет вообще — реформа корпоративного управления до них не дошла. Среди крупнейших, свободных от независимого наблюдения — Энергоатом, Государственная продовольственно-зерновая корпорация, Аграрный фонд, Автомобильные дороги Украины, НСК Олимпийский, Украэрорух и другие.

Отметим, что восемь государственных структур, среди которых ГП Энергорынок, Чернобыльская АЭС, Центрэнерго, не ответили на запрос.

Как объяснили НВ Бизнес в международном аэропорту Борисполь, размер вознаграждения членов НС определяется постановлением Кабмина № 668. Согласно этому документу, для предприятий, где доля государства более 50%, а стоимость компании (оценка Минэкономики) — от 3,7 млрд грн до 9,5 млрд грн, максимально допустимый размер базового годового вознаграждения оплаты услуг члена НС составляет до 1,37 млн грн (здесь и далее все суммы указаны до налогообложения).

Исходя из этого, денежное вознаграждение на соответствующем уровне должны получать почти все компании, входящие в ТОП-30 по версии Минэкономразвития. В частности, такой уровень годового вознаграждения в набсоветах НВ Бизнес назвали в аэропорту Борисполь и Администрации морских портов Украины. А это значит, что базовый оклад (или гонорар) члена набсовета в этих компаниях должен находиться в пределах 100−115 тыс грн в месяц.

Сумма может отличаться, так как членам НС может выплачиваться дополнительных 20% годового вознаграждения за выполнение функций главы НС и 10% - за участие в работе одного из комитетов НС компаний.

В Министерстве финансов Украины, которому подконтрольны госбанки и Укрэнерго, добавили, что максимальный размер годового вознаграждения, подлежащего выплате члену НС госкомпании базируется на показателях чистого годового дохода от реализации по данным последней годовой финансовой отчетности. «Годовое и дополнительное вознаграждение распределяются на 12 равных частей и выплачиваются после удержания всех налогов и сборов (обязательных платежей), определенных законодательством, каждого календарного месяца», — сказали там.

К примеру, в Укрэнерго член НС получает в год более 1,5 млн грн, а глава НС этой компании Шевки Аджунер — 1,78 млн грн. В Минфине уточнили, что члены НС не состоят в трудовых отношениях с Укрэнерго. «Они оказывают услуги, связанные с реализацией полномочий и исполнением обязанностей члена наблюдательного совета в порядке и на условиях, определенным действующим законодательством, уставом, положением о наблюдательном совете и его комитетах и гражданско-правовым договором. Поэтому понятие „годовой оклад“ к членам наблюдательного совета не применяется», — сказали там.

В тройку лидеров среди госкомпаний, которые сформировали НС в рамках корпоративной реформы, по сумме годового вознаграждения членам НС вошли: Нафтогаз Украины, Укрзализныця (УЗ) и Укрпошта.

У Нафтогаза явное преимущество, что неудивительно, учитывая выручку и оценочную стоимость (более 603 млрд грн) этого монополиста. В пресс-службе НАК Нафтогаз НВ Бизнес сообщили, что в 2018 году на обеспечение НС потрачено 53 млн грн, включая оплату услуг его членов в сумме 46 млн грн, а также 7 млн ​​грн в виде возмещения расходов, связанных с выполнением обязанностей и страхования членов НС. «Вознаграждение независимых директоров наблюдательного совета в 2018 году было определено на уровне 6,328 млн грн в год», — сказали в пресс-службе НАК.

В Нафтогазе добавили, что для представителей государства вознаграждение определено на уровне 75% от вознаграждения для независимых директоров.

В Укрзализныце на запрос НВ Бизнес так и не ответили. Однако, на ресурсе declarations (проект Канцелярской сотни, аккумулирующий данные Нацагентства по вопросам противодействия коррупции, НАПК) есть информация об уровне вознаграждения Шевки Анджунера. Он был назначен членом НС УЗ 20 июня 2018 года и возглавил его 20 июля.

Согласно этой информации, глава набсовета УЗ в 2018 году получил 3,4 млн грн. Если эту сумму разделить на 6 месяцев, то выходит 566 тыс. грн в месяц. Но согласно информации из деклараций Шевки Аджунера в 2019 года он получил шесть выплат по 650 тыс. грн (вот ссылка на одну из деклараций) или суммарно 3,9 млн грн. В этом случае ежемесячное вознаграждение составляет 325 тыс. грн. Из этого следует, что-либо за 2019 год информация неполная или же ему сократили выплаты.

Если отталкиваться от этих сумм и отминусовать 20% надбавки Анджунера за должность главы НС, то ежемесячный заработок новоназначенного члена НС УЗ Сергея Лещенко, должен находиться в диапазоне 260 тыс. грн — 453 тыс. грн. Без учёта возможной 10-процентной надбавки за выполнение дополнительных обязанностей — 27 января появилась информация о том, что Лещенко возглавит комитет по антикоррупции в набсовете УЗ. Стоит отметить, что в реестре НАПК уже появилась информация о первой выплате УЗ Сергею Лещенко 15 января 2020 года — 136,33 тыс грн. Однако там не указано за какой именно период работы произведена эта выплата. Возможно, это шесть рабочих дней в декабре — Лещенко был назначен членом набсовета УЗ 20 декабря.

Сам Сергей Лещенко не ответил на запрос НВ.

Отметим, что в Укрпочте также отказались раскрыть информации о зарплате членов НС. НВ Бизнес в реестрах публичных деклараций нашел информацию о вознаграждении одного из членов НС Оксаны Волчко, которая в 2019 году суммарно получила от Укрпочты 1,5 млн грн (детали — по ссылке на одну из деклараций).

Можно предположить, что у государственного почтового оператора затраты на семерых членов НС превышают 10 млн грн. Тогда годовое вознаграждение членов НС Укрпошты больше чем в Укрэнерго, активы которой дороже более чем в три раза.

Сколько платят членам НС в госбанках

В Министерстве финансов, которое является собственником госбанков от имени государства, журналисту НВ Бизнес порекомендовали обратиться в банки. «Относительно ваших запросов сообщаем, что Министерство финансов Украины не владеет информацией о годовом окладе и KPI председателей и членов наблюдательных советов АБ Укргазбанк, АО КБ ПРИВАТБАНК, АО Укрэксимбанк, АО Государственный сберегательный банк Украины», — ответили там.

Ни один из госбанков на запрос НВ Бизнес не ответил по сути. Причина, по которой скрывается информация о выплате государственных денег — персональные данные. «К сожалению, согласно Закону Украины „О защите персональных данных“ банк не имеет права распространять персональные данные без согласия субъекта этих данных или уполномоченного им лица. Сведения о доходах (заработной плате, премии и т. п.) содержат персональные данные и являются информацией с ограниченным доступом», — отреагировали в Ощадбанке.

В ПриватБанке отметили, что размер вознаграждения устанавливается акционером — государством Украина в лице Кабинета министров Украины и фиксируется в соответствующем договоре. «Положения договора являются конфиденциальными», — сказали там.

Однако НВ Бизнес удалось найти данные об уровне вознаграждения некоторых членов НС госбанков. Они есть в декларациях, поданных в НАПК. Это позволяет оценить средний уровень ежемесячного вознаграждения в набсоветах госбанков.

Первое место по этому показателю занял крупнейший банк Украины ПриватБанк, который обеспечивает 50% всей прибыли банковской системы. Член НС этого банка получает более 500 тыс. грн в месяц. К примеру, подруга Елены Кравец из 95 квартала Юлия Мецгер (назначена 17 июля 2019 года по квоте президента) за 6 месяцев получила более 3,4 млн грн (вот ссылка на одну из деклараций). Сопоставимые суммы получили Роман Сульжик и Ольга Томаш, которые были назначены в НС ПриватБанка вместе с Мецгер.

На второй позиции Укрэксимбанк. Так, исходя из публичных данных declarations, назначенная 8 июля 2019 года членом НС этого банка Виктория Страхова получила за полгода 1,69 млн грн (ссылка на одну из деклараций). Страхова во время президентской кампании была представлена как эксперт по банковскому рынку в команде Владимира Зеленского. Если учитывать возможные надбавки, то ежемесячная «зарплата» членов НС Укрэксимбанка может превышать 300 тыс. грн.

Ощадбанк и Укргазбанк платят существенно меньше.

Например, Оксана Волчко, которая упоминалась выше в связи с набсоветом Укрпочты, получила от Укргазбанка три платежа на 1,13 млн грн. в течение 2019 года.

Справедливым будет отметить, что вознаграждение членов НС госбанков коррелирует с уровнем их финансовых результатов. (см. инфографику). Чего нельзя сказать о госкомпаниях.

KPI: за что им платят эти деньги

Все указывает на то, что внятных КРІ для членов набсоветов в госсекторе нет. Или эти показатели очень тщательно скрывают. Такая непрозрачность создаёт риски превращения постов в набсоветах в инструмент политического платежа и теневого влияния (об этом ниже говорят эксперты корпоративного управления).

Судя по ответам на запросы НВ Бизнес, ни профильные министерства ни сами госкомпании и банки не владеют данными о том, какими должны быть ключевые показатели эффективности (KPI) у членов набсоветов.

Так, в Минэкоэнерго НВ Бизнес прямо сообщили, что КРI для глав и членов НС до сих пор не существовало. «Сейчас по поручению министра Алексея Оржеля министерство работает над разработкой таких КРI для председателей и членов наблюдательных советов предприятий», — сообщили в ведомстве.

В Нафтогазе ответили: «Согласно условиям договоров о предоставлении услуг, вознаграждение и дополнительное вознаграждение является единственной оплатой за выполнение всех надзорных функций. При этом положение об установлении ключевых показателей эффективности (KPI) председателя и членов наблюдательного совета так же как и о зависимости размера вознаграждения от выполнения KPI отсутствуют», — сообщили в пресс-службе компании.

Однако, в Нафтогазе все же добавили, что в компетенцию общего собрания, предусмотренного уставом госкомпании, относится утверждение ожидаемых показателей работы наблюдательного совета.

В Минфине отметили, что сейчас происходит процесс разработки KPI для состава членов НС Укрэнерго. «Согласно положениям устава НЭК Укрэнерго установление показателей эффективности деятельности наблюдательного совета общества с учетом четких целей деятельности общества, установленных в соответствии с законодательством Украины осуществляется общим собранием акционеров», — сказали в министерстве, добавив, что годовое собрание акционеров должно состояться до 30 апреля 2020 года.

В ПриватБанке сказали, что KPI для них установил их владелец — Кабмин. «Вознаграждение является фиксированным и не предусматривает бонусов», — уточнили в банке. Роман Сульжик, член НС ПриватБанка сказал НВ Бизнес, что набсовету поручено имплементировать стратегию Кабмина. «Там в основном поддержка доли рынка услуг для населения в пределах 35% от всего рынка», — конкретизировал он.

Что говорят эксперты рынка: каким должен быть KPI членов набсовета

НВ Бизнес также обратился в государственный концерн Укроборонпром (не входит в рейтинг Минэкономразвития), который сейчас возглавляет инициатор корпоративной реформы в Украине Айварас Абромавичюс. Оказалось, что здесь члены набсовета не получают никакого вознаграждения. «Они работают на безвозмездной основе и не состоят с концерном в трудовых отношениях. Эта информация, а также функции наблюдательного совета Укроборонпрома прописаны в уставе государственного концерна», — сообщили в пресс-службе.

Заместитель директора по трансформации Укроборонпрома, экс-руководитель Odgers Berndtson (компания, которая занимается подбором кандидатов в члены НС госкомпаний и банков) Роман Бондарь поделился с НВ Бизнес своим видением насчет KPI НС госкомпаний. «В рекомендациях OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) по корпоративному управлению государственными компаниями очень четко определено, что вознаграждение для набсовета не должно быть привязано к каким-либо количественным показателям эффективности его работы. Иначе у членов наблюдательного совета появится мотив оказывать влияние и давление на менеджмент не в интересах компании или акционера, а в собственных интересах. Это — риск вмешательства в операционное управление компанией, когда над менеджментом появляется еще один менеджмент. Тем самым провоцируется конфликт между уровнями управления в компании», — сказал он. — Набсовет не должен опускаться на глубину операционных процессов и должен бить себя по рукам каждый раз, когда захочется порулить компанией. Члены наблюдательных советов — это визионеры, определяющие правильность развития компании в долгосрочной перспективе. Они — амбассадоры компании, обладающие ярко выраженными, экстраординарными профессиональными компетенциями".

По его словам, члены набсовета должны играть роль менторов и наставников для менеджмента компании. Поэтому в состав таких советов, как правило, приглашают людей с «очень высоким уровнем зрелости, которые могут наставлять и направлять менеджмент, но не подменять его в операционной работе и не становиться его прямыми руководителями».

Бондарь считает, что единственной метрикой, от которой зависит размер вознаграждения членов НС, может быть количество рабочих дней. «Например, в Украине есть международные банки, где члены набсовета работают всего 6 дней в году и получают 2.5−3 тысячи евро за день. Это — 18 тыс евро в год, не считая компенсаций за перелеты и другие расходы», — сказал эксперт.

По его словам, во всем мире члены НС тратят максимум 18−20 рабочих дней в году на набсовет. «В Украине члены набсоветов таких компаний, как Нафтогаз или Укрпочта, должны тратить на работу не менее 50% своего рабочего времени. В пересчете на рабочие дни — это более 80 дней в году. Первый борд первого набсовета Нафтогаза отработал в общей сложности 86 дней, не считая времени на подготовку к заседаниям и перелеты. Такую занятость трудно совмещать с основным местом работы. Может ли высококлассный профессионал каждый свой второй рабочий день посвящать работе в наблюдательном совете? Выставляя такие ожидания, государство должно быть готово адекватно платить за время и компетенции таких людей», — объясняет он. — «Ведь с кем конкурируют крупные украинские государственные компании? С аналогичными глобальными компаниями мирового рынка. Значит, в украинские компании необходимо привлекать специалистов с международным опытом и компетенциями. Должны быть созданы условия и возможности брать на работу иностранцев — на ТОП-позиции и в наблюдательные советы. Соответствующим должно быть и их вознаграждение: не средним по госкомпаниями внутри страны, а средним по аналогичным компаниями на глобальных рынках».

Другого мнения насчёт привязки работы НС к количественным параметрам придерживается глава совета директоров фармацевтической компании Дарница, экс-замглавы Администрации президента Украины Дмитрий Шимкив: основным KPI членов НС госкомпаний должна быть EBITDA (прибыль компании до вычета налогов).

С Шимкивым согласен экс-глава Киевстара, член набсовета компании Фармак Петр Чернышев. «Здесь два момента. Первый — KPI членов набсовета должен повторять KPI менеджерской команды компании. Это кэшфлоу, EBITDA и другое. Второе — должен быть стратегический KPI, который наблюдательный совет должен получить от собственника компании. К примеру, сделать в этом году некий M&A, вывести компанию на биржу или привлечь финансирование», — сказал он.

В то же время, как уточнил Чернышев, у госкомпаний могут быть специфические дополнительные KPI, например, реструктуризация и подготовка к приватизации.

Чернышов утверждает, что наличие НС у госкомпании критически важно. «Если у госкомпании нет НС, то значит, что ее менеджмент получает прямые указания от членов правительства — премьер-министра или министров. А они все политики, поэтому они руководствуются тем, чтобы удержаться на своих позициях, чтобы их партия выиграла следующие выборы. Поэтому их указания могут не иметь ничего общего с рыночными выгодами компании и страны. Вот наблюдательному совету должно быть наплевать на всякие выборы, на то, сколько премьер-министр удержится у власти. Поэтому набсовет должен быть буфером, чтобы застраховать госкомпанию от выполнения заполитизированных указаний. К примеру, есть компания Укрэнерго, тарифы этой компаний влияют на тарифы для населения, если снизить тарифы, то естественно с политической точки зрения это выгодно, но для компании и соответственно государства это большие убытки. Этого не произойдет, если CEO госкомпании отчитывается не перед политиками, а перед набсоветом с независимыми директорами», — сказал Чернышов. — Кроме того, набсовет не позволит назначить в госкомпании какого-нибудь некомпетентного депутата, которого кто-то решил таким образом отблагодарить".

По мнению Чернышова, отсутствие набсоветов указывает на то, что почти половина крупнейших госкомпаний Украины продолжает находится под контролем политических сил.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X