«Не надо гонять тараканов из угла в угол». Интервью с министром инфраструктуры Криклием о концессиях, карантине и саботаже в Укрзализныце

13 апреля 2020, 08:00

Министр инфраструктуры Владислав Криклий в интервью Радио НВ обвинил бывшего и.о. председателя Укрзализныци Желько Марчека в откровенном саботаже, рассказал о работе ведомства в условиях карантина и анонсировал подписание договоров о концессии портов Ольвия и Херсон.

О работе Министерства инфраструктуры в условиях карантина

Работаем в усиленном режиме, но с меньшим количеством людей, которые находятся непосредственно в офисе. Мы многих перевели на дистанционную работу, чтобы не подвергать их опасности. Плюс не у всех есть собственный транспорт и поэтому у них есть проблемы с логистикой. Именно поэтому работники переведены на дистанционный режим, но это как раз время хорошо подготовиться к тем вещам, которые мы планируем осуществлять быстро и активно после карантина.

Видео дня

Как работает Укрпошта

Компания работает в стабильном режиме. Мы доставляем пенсии, все социальные выплаты. Более того, приняли решение, чтобы была возможность написать дистанционно заявление и получать пенсию не на карту, а чтобы почтальон мог доставлять. Это также очень важно сейчас, потому что не все банковские учреждения работают. Есть проблемы с логистикой в маленьких селах и городах. Именно поэтому Укрпошта и почтальоны могут эту проблему решить… Все почтальоны имеют средства индивидуальной защиты, здесь никаких проблем нет… Заболевших COVID-19 в Укрпоште пока нет.

Министерство инфраструктуры Украины / Facebook
Фото: Министерство инфраструктуры Украины / Facebook

О поиске нового главы Укрзализныци

Уже принято соответствующее решение об увольнении Желька Марчека (набсовет Укрзализныци 2 апреля отстранил Марчека, временно назначенного Кабмином и.о. председателя УЗ, от руководства компанией. — ред.). Должны его получить и рассмотреть на правительстве. Чего от него ожидали? Трудный период и нужно принимать важные быстрые решения, не медлить с ними, потому что операционно компания должна быть защищена, мы должны достигать стабильных финансовых результатов и избавляться от советского прошлого. Этого не увидели… Например, цена на аренду вагонов, которую предоставляет Укрзализныця, и та, которую предоставляет частный сектор, отличается настолько, что фактически у нас сейчас более 15 тысяч полувагонов просто простаивают у забора, потому что их никто не заказывает. Это наносит большой ущерб Укрзализныце, и этот вопрос к управленческому решению. Также не изменилась ситуация с определенными коррупционными проявлениями, на которые и ранее также были жалобы. Не был уволен ряд людей, которые дискредитировали работу компании. Мы постоянно получали от рынка информацию о том, что они генерировали сплошной негатив. Их не уволили и для этого ничего не сделали. Кроме этого, в Укрзализныце большое количество непрофильных активов, таких как санатории, офисные и спортивные центры, гостиничные комплексы и т. п. Все это никак не относится к профильной деятельности компании. Мы поднимали вопрос еще совместно с наблюдательным советом, когда была встреча, что необходимо срочно это все готовить к продаже, сделать оценки и продавать. Ориентировочно этот перечень может высвободить от 8 до 12 млрд гривен, за счет которых можно будет улучшать подвижной состав, то, что является профильной деятельностью. Это не сделано вовсе. Управление подвижным парком, контроль, автоматизация — не сделаны, не завершены эти процессы. И много других мелких вопросов. Замечаний очень-очень много, поэтому лучшее решение, которое сейчас могло быть — это г-на Марчека просто уволить.

Что помешало ему сделать те шаги, которых мы ожидали? Я думаю, что это, во-первых, нежелание, во-вторых, наверное, какая-то другая цель преследовалась… Ему никто не мешал, и наблюдательный совет его в правильных вещах точно поддержал бы, но он шел даже наперекор решению набсовета, который фактически находится над членами правления. Те решения, которые они принимали, он не утверждал и делал совсем наоборот, то есть какой-то откровенный саботаж. Кто стоял за этим саботажем, с какой целью — пусть компетентные органы занимаются. Могу сказать, что мы два месяца времени потратили и нанесен немалый вред для предприятия, что, конечно, плохо. Сейчас надо будет в усиленном режиме догонять то потерянное время.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Сейчас наблюдательный совет кого-то должен назначить исполняющим обязанности (по данным агентства Интерфакс-Украина, наблюдательный совет поддержал кандидатуру Ивана Юрика, который является членом правления УЗ с июня 2019 года. — ред.). В дальнейшем будут проводить конкурс, но после карантина. Такое решение принято и по Укрзализныце, и по Администрации морских портов. Отсрочили проведение конкурсов на руководителей в связи с карантином, потому что сейчас есть определенные трудности в общении. Понятно, что можно дистанционно, но не все смогут приехать, пока непонятно, насколько карантин затянется.

О возвращении украинцев из-за рубежа

Ранее специальными нерегулярными рейсами мы примерно 100 тысяч граждан вывезли. Там проводились проверки — и термоскрининг, и быстрые тесты в зависимости от того, находилась ли в зоне риска страна, из которой выезжали. Последний рейс (Доха-Киев) был проведен с первой обсервацией. Люди летели с Бали (Индонезия) через Доху (Катар) в Киев. Там были определенные трудности, так как люди еще не были готовы, потому что это была первая обсервация, они были пионерами. Люди морально были еще не готовы, но я лично приезжал к ним в отель Козацький, общался, разъяснял, объяснял. С пониманием отнеслись. На тот случай сделали исключение — главный санврач разрешил им на пятый день покинуть отель после того, как провели ПЦР-тесты, которые подтвердили, что среди них не было заболевших COVID-19, все были с отрицательным результатом. Сейчас они на самоизоляции. Если нарушат, то будут тоже оштрафованы.

Сейчас мы готовим новый улучшенный алгоритм. Он более комплексный. Задействовано много служб. Очень сильно задействованы областные госадминистрации и Киевская горгосадминистрация, которые должны отвечать за размещение, обсервацию граждан, будут ехать в их регионы по прибытии в Украину. Также взаимодействие с полицией, Министерством здравоохранения, Министерством иностранных дел, Министерством регионального развития. Мы готовили предварительно на 12−13 апреля рейсы из Праги и из Стокгольма. Пока не подтвердилось. Возможно, будет немного смещение в графике, поэтому посмотрим. Рейсы должен был осуществлять оператор Join UP! с компанией SkyUp, но для нас неважно, какая украинская авиакомпания будет осуществлять, все имеют одинаковые возможности.

Преимущество авиасообщения в том, что мы, во-первых, можем осуществлять действенный контроль тех, кто влетает в воздушные ворота Украины данном случае аэропорт Борисполь), потому что лучший контроль и организация всего этого процесса, в частности доставка к месту обсервации. Билеты люди покупают за свой счет… Стоимость зависит от направления. Авиабилеты довольно доступны. Если говорить о Европе, то это примерно $200 в большинство направлений. И надо понимать, что самолет в ту сторону летит пустым, поэтому фактически граждане платят за место два раза. Государство компенсировать не может, потому что если мы будем такое количество рейсов компенсировать сейчас это 12−14 тысяч граждан, которые через систему МИД Друг зарегистрировались), это будут немалые расходы для бюджета, особенно для более отдаленных уголков мира.

По новому алгоритму люди будут на обсервации 14 дней. Постановление правительства, которое вчера было принято, предусматривает, что будут предлагаться какие-то бесплатные базовые условия по обсервации. Если гражданин хочет более комфортных условий, в лучшем отеле разместиться (четырехзвездочном или трехзвездочном), то он тогда доплачивает определенную разницу. Но там вообще не заоблачная цена. Например, в «Конгресс-отеле Пуща» за две недели выйдет около 200 евро. Это цена очень доступная. Отели шли навстречу и с пониманием отнеслись.

О строительстве дорог

Не планируются изменения в бюджет, не предусмотрено уменьшение Большого строительства ни в нашей части, ни в части Министерства регионального развития. Поэтому дороги мы строим, строим так же стремительно. Уже более чем на 40% объектов (это 150 объектов) начато строительство.

Более того, было согласовано на правительстве недавно размещение облигаций, кредитование Укравтодора на сумму 19,3 млрд гривен (Кабмин 1 апреля утвердил условия привлечения Укравтодором кредитных средств. — ред.). Это как раз дополнительное финансирование на строительство дорог.

Об уголовном деле против госсекретаря Мининфраструктуры Андрея Галущака

Об этом надо в СБУ спрашивать, они же занимаются расследованием этой ситуации. Мы, конечно, будем реагировать, если это подтвердится. Обязательно буду принимать необходимое управленческое решение…

Эта новость была неожиданной с точки зрения того, что сейчас вообще очень интересный период. Последние две недели просто уникальная ситуация. Меня очень активно медийно атакуют различными фейками, придумывают каких-то любовниц в наблюдательном совете Укрзализныци, хотя в УЗ в набсовете полное гендерное неравенство, там исключительно мужчины. И много других ситуаций. Я знаю четко заказчиков, знаю, кому я неудобен, потому что мы пришли что-то менять… Это еще один дополнительный такой эпизод, которым пытаются нанести репутационный ущерб. Ну ничего, мы выстоим… Я знаю, кто это делает. Это определенные бизнес-группы, сейчас не буду называть… Ситуацию с Галущаком я не связываю с бизнес-группами никак. Эта ситуация точно отдельная. Но она очень интересно совпала.

О передаче портов в концессии

У нас уже в мае будет подписание концессионных договоров по двум портам — Ольвия и Херсон. Напомню, что это первые два пилотных проекта. По одному инвестиция будет 300 млн гривен, по второму — 3,4 млрд гривен. Это вообще будет рекордная прямая инвестиция в портовую отрасль одной компанией по одному договору. В течение пяти лет они должны осуществить эту инвестицию. И вообще это очень мощный сигнал, что крупные компании с международным именем заходят к нам на рынок, это сигнал для других. Несмотря на карантин, к нам постоянно обращаются другие крупные портовые операторы, крупные международные компании, им понравился опыт катарской компании QTerminals (она выиграла конкурс на концессию морского порта Ольвия. — ред.). Они теперь смотрят активно на Украину, потому что все понимают, что карантин и кризис — это временно. Все смотрят в будущее.

Все просто. Берем 100 крупнейших портов мира, 94 из них или приватизированы, или в концессии. Не надо «переизобретать велосипед». Мы должны тоже идти этим путем, а не «гонять тараканов из угла в угол», как я это называю… Если посмотреть, тот неэффективный государственный управленец, тот вор, тот защищает интересы какой-то бизнес-группы, тот коррупцией занимается… Бизнес всего этого лишен. Бизнес сам у себя не ворует, он менее бюрократизирован, более маневренный, имеет другие возможности для маркетинга, для привлечения инвестиций и совсем по-другому к этому подходит. Поэтому мы будем давать возможность больше прямых инвестиций заводить на рынок Украины как в портовые, так и не только в портовые отрасли.

Показать ещё новости
Радіо NV
X