Виктор Лещинский: Закапывание госсредств в ремонт больше не поможет, нужно действовать решительно

28 августа 2019, 16:57
Позиция
Масштабная реконструкция страны, главные направления работы и то, что нужно сделать еще на вчера (Фото:НВ)

Масштабная реконструкция страны, главные направления работы и то, что нужно сделать еще на вчера (Фото:НВ)

В Украине активно принялись обсуждать реконструкцию устаревшего жилья. Однако мало кто учитывает, что модернизации и капитального ремонта требуют и другие сооружения и имущество по всей стране. Дороги, подземные коммуникации, в том числе ливневая канализация и теплосети, объекты промышленности и другие здания за годы независимости превратились в хлам.

«Латание дыр» в дальнейшем не поможет, а только усугубит ситуацию", — убежден Виктор Лещинский, глава Общественно-профессионального союза Национальный экспертно-строительный альянс Украины.

Журналист расспросил его о масштабной реконструкции страны, основных направлениях работы и том, что нужно сделать еще на вчера.

Давайте начнем с общего строительного аудита. В каком состоянии сейчас находится жилой фонд и инфраструктурные объекты в стране?

Состояние имущества оценивается в каждой развитой стране раз в несколько лет, однако Украина, к сожалению, такой практики за годы независимости не приобрела. Сейчас очень трудно оценить с точностью все то, что происходит с имуществом в различных регионах, городах и селах, ведь никто не исследует и не ведет учет. Достоверно известно, что более 50% жилых домов в стране устарели. Они нуждаются в реновации не только с точки зрения прочности конструкции и их изношенности. Жилой фонд морально устарел во всех аспектах. Начать стоит прежде всего с полной тепломодернизации, комплексного подхода к эксплуатации зданий. С 2007 года ведутся разговоры о ревизии всего жилищного фонда, но до сих пор никто ничего не сделал. Местные власти даже не смогли завести реестры, чтобы дать оценку состояния жилой застройки или других зданий и сооружений.

«Латание дыр» в дальнейшем не поможет, а только усугубит ситуацию", — убежден Виктор Лещинский, глава Общественно-профессионального союза Национальный экспертно-строительный альянс Украины.


За год в стране сдается примерно 8−9 млн кв. м, а в советские времена ежегодно строили 28−30 млн кв. м в год. У нас примерно из 900 млн квадратных метров, сданных за то время, большая часть в ужасном состоянии, хотя в них продолжают жить люди.

Объекты промышленности также нуждаются в модернизации. Сейчас Украина все еще является сырьевой базой, ведь наше производство не успевает за научно-техническим прогрессом. Поэтому цены на нашу продукцию на мировом рынке довольно низкие. Те мощности, которые надо было модернизировать еще 10−20 лет назад, владельцы до сих пор продолжают эксплуатировать и выжимать все соки. Хотя отдельные объекты постепенно проходят этапы модернизации.

Дорожная и транспортная инфраструктура как в городах, так и общегосударственного значения, осталась нам также из советского прошлого. Надо признать, что тогда дороги строили на совесть, но с течением времени нагрузка на них увеличились в разы. Технически по ним передвигаются уже не 8−9-тонные грузовики, а машины от 20 до 50 тонн. Те капитальные ремонты, которые делались за все годы независимости, не выдерживают такого количества грузовиков. Технические регламенты строительства дорог и наказание за ненадлежащую эксплуатацию давно требуют пересмотра и замены.

В каких секторах ситуация наиболее серьезна?

Фаворит антирейтинга, конечно, подземные коммуникации. За 28 лет популистские лозунги, а не четкий план реализации обнаружили самую большую проблему страны: политики все время залатывают дыры, а последний нормальный капитальный ремонт или новое строительство сетей происходило в середине 80-х годов. За более чем 30 лет железобетонные трубы превратились в труху. Ливневая канализация на Крещатике тому яркий пример. Царские постройки водоотведения лучше сохранились, чем советские.

Дарницкий район с Бортнической станцией стал сплошным ужасом, такой же запах есть и на Подоле.

Канализация и водопровод не выдерживают никакой критики практически в каждом населенном пункте страны. Несколько лучше ситуация там, где хоть иногда ремонтируют. Но система латания дыр не поможет. Нужна четкая и взвешенная политика руководства водоканалов. Хорошим примером является Великобритания, где 85% коммунальных предприятий сданы в концессию и имеют лучшее состояние коммуникаций в мире. Мы могли бы использовать их опыт. Хватит поддерживать те постоянные коррупционные схемы отмывания средств на небольших ремонтах и закапывание денег, стоит подойти к системе конструктивно. Предоставление качественных услуг населению должно быть в приоритете. В стране должна быть чистая питьевая вода, нормальный водопровод и канализация, энергоэффективная система подачи тепла, когда владелец сам может высчитывать свои расходы.

2019 в Украине смело можно назвать началом борьбы с устаревшим жилым фондом. На прошлой неделе вся страна активно обсуждала предложенный план реконструкции устаревших хрущевок. По вашему мнению, он действенный?

Интересно, что этот вопрос поднимается в Украине с постоянной регулярностью и уже давно превратился в популистский лозунг. Помню, как в Киевском институте строительства и архитектуры состоялась международная конференция, где я выступал модератором круглого стола на тему реновации устаревшего жилья. На конференции присутствовал экс-министр строительства Словакии, были эксперты из Польши, другие иностранные специалисты, а также местные органы власти. Поднятые на круглом столе вопросы тогда активно освещались в СМИ, тема стала актуальной и интересной широкой общественности. Буквально через две-три недели после конференции Минрегион начал обсуждать вопрос реновации, хотя перед этим два-три года была полная тишина. Затем снова забыли, а теперь вот вспомнили. Если говорить о законе 2006 года, который действует и сейчас, то ни один пилотный проект по ним еще не был реализован. Хотя прошло 13 лет. Минрегионстрой самостоятельно со своим институтами взялись предложить новый механизм мощной государственной программы, но забыли привлечь других стейкхолдеров. Например, к разработке механизма следовало бы привлечь местные власти, Клуб мэров как организацию местного самоуправления. Ведь это вопрос местных органов власти. Только обсуждая и экспериментируя на пилотных проектах можно выработать действенную финансовую модель, ведь сами жители должны понимать, что они также будут задействованы финансово в реализации реновации. Нужна колоссальная государственная поддержка в разъяснении таких социально важных проектов. Чтобы каждый человек, особенно пожилой, знал, какие права он имеет и как будет происходить процессе отселения и замены его старой квартиры на новую, куда обращаться и какие документы подписывать. При этом крайне важно обеспечить абсолютную защиту имущественных прав граждан от всевозможных мошеннических схем, которых, к сожалению, хватает.

Какие, по вашему мнению, наиболее действенные механизмы строительной реконструкции страны? Нельзя же просто взять в один момент и перестроить все.

Во-первых, необходимо разработать стратегию развития государства, начиная с самого населенного пункта и заканчивая всей Украиной. Это должен быть общегосударственный документ. Мы должны четко знать, куда двигаться, какими путями и что нужно делать завтра. Например, если кризис 2020 в связи с ситуацией в США, то люди должны знать о макроэкономических рисках. И мы не должны завтра внезапно получить доллар по 40, а кто-то еще несколько миллиардов долларов прибыли. Любые преобразования должны быть плановыми.

Если ты квалифицированный специалист рабочей специальности, то в больших городах Украины легко найдешь нужную зарплату. Ехать за границу для этого не надо.

Мы получили полное обновление власти, и есть надежда, что Минрегионстрой и Министерство экономического развития и торговли наконец подружатся. Возможно, их следует посадить в одном здании даже. Ибо невозможно распоряжаться имущественными правами и развивать предприятия, но при этом выделить из этого строительный вопрос. Нужно умело распоряжаться временем. Начинать стоит с дорог. Представим, что в этом году мы получим планово бюджет до декабря без напряжения, начнем проводить государственные закупки с января и дороги начнут ремонтировать с апреля. Тогда в октябре мы, как и положено, завершим их капитальный ремонт, проведем консервацию перед зимним периодом, а всю зиму мы будем содержать их. В таком случае уже на следующий год состояние дорог значительно улучшится. Так работает планирование, и оно дает свой результат очень быстро. Необходимо также привлекать средства на развитие крупных транспортных коридоров. Это даст толчок развитию государства во многих направлениях.

Найдет ли государство в ближайшие годы деньги на реконструкцию. Частные инвесторы заинтересованы?

Власть должна быть заинтересована в этом, ведь это пошаговый механизм как вывести государство из состояния упадка. К слову, частные инвесторы как никто готовы способствовать этому. Одним из самых активных является аграрный сектор, который за последние годы построил немало элеваторов, баз для хранения, заводов. Сельское хозяйство дает большой толчок инвестициям, и это идет на пользу абсолютно всем. Аграрии платят налоги, их получают местные бюджеты и распоряжаются по своему усмотрению. Хочется, чтобы развитие каждой отрасли экономики задействовало строительный сектор по максимуму, и это было взаимовыгодное партнерство на результат.

Для такой масштабной реконструкции страны нужно достаточно профессионалов из разных сфер, но в последнее время мы слышим об оттоке кадров за границу. Особенно это касается строительной сферы. Достаточно ли человеческого ресурса, чтобы воплотить все планы в жизнь?

Если ты квалифицированный специалист рабочей специальности, то в больших городах Украины легко найдешь нужную зарплату. Ехать за границу для этого не надо. Другое дело, что это касается только коммерческого сектора. Частный капитал понимает положение дел, готов стимулировать людей оставаться в стране и работать на объектах. Ситуация с государственными объектами хуже. Рабочие недовольны уровнем оплаты, которую меряют официальным уровнем зарплаты в регионе. А на местах отчасти этот показатель занижают. Например, на Луганщине только Северодонецк поставил зарплату 14 500 грн, в остальных населенных пунктах официальная отметка на уровне 8 тыс. Никто не хочет работать за смешные деньги и ищет лучшей доли в других местах. Отток трудовых кадров из регионов будет вызывать маятниковую миграцию и дальше, если власть не предложит людям достойные условия оплаты труда.

Отдельно хочется спросить о Донбассе. Можно ли пока объективно оценить состояние разрушенности региона?

На Донбасс привлечены огромные средства международных доноров. Управление проектами там, к сожалению, при этом крайне тягостное. Бюрократическая машина так закрутила гайки, проекты, которым по уже по 5 лет, до сих пор не реализованы. Деньги зашли, иногда частично, но все же перечисления были, а с места работы так и не сдвинулись. Причин много. Прежде всего, эскалация конфликта и нестабильная ситуация. Невозможно строить под пулями, это как минимум опасно для работников. Во-вторых, меняются государственные строительные нормы, это надо также учесть, если оценивать проекты, которые были предложены еще даже два года назад.

Каким, по-вашему, должен быть план строительной реконструкции Донбасса?

Первый вопрос — создание нормальных человеческих условий для работы людей. Это и вопрос зарплаты, и вопрос социальной защиты. Если их не решить, то отток кадров будет продолжаться. Потом — условия жизни, предоставление временно переселенным гражданам жилья в населенных пунктах. Необходимо решить политические вопросы. Стратегическое восстановление этих территорий в полном объеме возможно только тогда, когда военный конфликт, будет исчерпан.

Поскольку мы говорим о том, чтобы реконструировать всю страну, каким должно быть государственно-частное партнерство в области строительства, чтобы воплотить задуманное в жизнь?

Еще на вчера нужно было продумать механизм государственно-частного партнерства. Обязательно надо привлекать внутренних и внешних инвесторов, защищать их интересы. Украина привлекает иностранных партнеров как рынок сбыта и оказания услуг, этим надо правильно пользоваться.

Не стоит забывать, что у нас есть действующий закон о концессии, даже есть концессионные предприятия. Правда, положение вещей на этом рынке непростое, стоит только вспомнить историю с киевскими теплосетями. Нужно создать определенную организацию, которая бы контролировала концессионеров.

Концессионер обязан реконструировать по заранее представленному плану объект для улучшения условий работы. Это и вложение средств в реконструкцию сетей и полный аудит хозяйства и готовность к капитальным вложениям. Только ради экономии ресурсов, а не поднятия цифр в платежках, должны происходить любые изменения. Государство получает нормальное предприятие, которое предоставляет в полном объеме качественные услуги гражданам, а концессионер свой законный доход. Именно так это должно работать, чтобы не было постоянных латаний дыр и отмываний бюджетных средств.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X