Уроки гостеприимства. Владелец семейного курорта рассказал, как открыть успешный отель в Карпатах

Главное правило успеха Вадима Гельо (Фото:Медвежья гора)
Неважно, кто ты: плотник, боксер или владелец гостиницы в Карпатах, найди то, в чем лучше других, и развивай это каждый день. Именно так звучит главное правило успеха, которое хорошо усвоил Вадим Гельо — владелец семейного курорта «Медвежья гора» в Яремче. Состоит рекреационный комплекс из уютного отеля, коттеджей и шале. Здесь закрытая зеленая территория, уникальный маршрут Медвежья тропа с разнообразным природным ландшафтом, зона отдыха с беседками, бассейны, детский клуб и вкусная национальная кухня в ресторане-колыбе. Рядом с комплексом расположено вольерное хозяйство, где гости могут покормить семью благородных оленей и диких кабанов. Приезжают сюда чаще пары и семьи с детьми полюбоваться красотами украинских гор и насладиться спокойным отдыхом вдали от городской суеты.
В 2008 году Вадим принял судьбоносное решение и построил рядом с домом для своей семьи первый коттедж, в котором радушно встречал туристов. Чтобы земля не пустовала, построил еще несколько гостевых домиков. В этот бизнес, по словам Вадима, он попал далеко не с улицы, а скорее с заднего двора. Ведь до этого лет пять занимался ковролином, сотрудничал со многими отелями, наблюдал, как устроен каждый из них пытался понять бизнес-процессы и модель работы. Поработав со многими отельерами как подрядчик, решил попробовать себя в этой сфере и не прогадал: всего за 10 лет его бизнес вырос в несколько раз и превратился в настоящий рекреационный отель со своим комплексом SPA и оздоровления, детскими развлечениями, бассейнами, зверинцем и рестораном. На подходе еще один проект: современный SPA-отель. Это 2 га закрытой территории, где создадут место для отдыха наедине с природой с карпатскими чанами, финской сауной, контрастными бочками, соляной комнатой и др. Настоящий мини-город релакса среди Карпат.
Вадим Гельо
Прежде всего, делится опытом Гельо, очень важно понять, кто ты и для кого работаешь. Если вы курортный отель, все должно быть заточено на рекреацию, если развиваешь объект семейного типа, будь добр обеспечить комфорт и уют семейным людям с детьми.
«Правильное позиционирование всегда заметно в деталях. Например, в любой сезон у нас есть детская анимация. Один ребенок отдыхает, десять или тридцать — значения не имеет. Маленьким жителям весело, интересно и комфортно, их родители могут спокойно наслаждаться отдыхом. Если есть четкое позиционирование и качественный продукт, тогда ты всегда дождешься своего гостя», — дает совет владелец «Медвежьей горы».
Правильная реклама привлекает гостя, которого ты ждешь. Он не будет своими действиями или желаниями мешать другим. «Мы не станем рассказывать, что у нас веселье и дискотеки, поэтому люди, которые ищут такой досуг, вряд ли к нам приедут. Им будет скучно, и мы заранее их предупреждаем. Дискотеки есть, но все они детские. У нас бассейны, шесть видов саун, детский клуб. Есть чем заняться и родителям и детям. Мы намеренно отрезали себя от беспокойного гостя, сосредоточились на своем семейном клиенте и его потребностях», — объясняет отельер.

В начале, не скрывает Вадим, ему тоже было сложно: хотелось заманить посетителей всем, чем только можно. Но уже пять лет как команда отеля четко определила свою нишу и направление, в котором хочет расти и развиваться. «Мы отель для семейного отдыха, отдыха с детьми на природе. У меня самого пятеро детей, поэтому я хорошо понимаю, что нужно нашим гостям», — улыбается Вадим.

И он ничуть не преувеличивает: даже сейчас в межсезонье отель полностью заполнен. Для самых маленьких в «Медвежьей горе» создали настоящую страну веселого и беззаботного детства: здесь есть игровые зоны, площадки, открыли детский бассейн и клуб с анимацией. Не обошлось и без небольшой реконструкции: чтобы всем было удобно, пришлось переделать номера под полноценные дополнительные места для детей. Чтобы не раскладушки стояли, как обычно бывает, а отдельные кровати, ведь так гостям комфортнее.
После того, как переориентировали отель, оглянулись по сторонам и поняли, что нужно идти за пределы территории. Природа, горы — это прекрасно, но чтобы гостя задержать более чем на два дня, ему нужно обеспечить досуг. Идея для развития лежала, как говорится, под ногами: ближайший сосед отеля — Карпатский национальный природный парк со своей уникальной и неповторимой природой. Вечнозеленые ели, сосны, дикие животные и птицы — то, что многие коренные горожане видели только на картинках в книгах.
«За рубежом гостиницы, расположенные рядом с национальными парками, гораздо выше в цене. Они создают уникальную синергию с природой и пользуются всеми благами, которые есть вокруг. У нас же вся Яремчанщина расположена в таком месте, но никто почему-то этого не ценит», — пожимает плечами Гельо.
Для себя он еще на этапе выбора локации оценил преимущества этого места и понял, как много оно может дать. В 2013 отель «Медвежья гора» подписал с национальным парком договор о совместной рекреационной деятельности.

«Я взял под свою ответственность 6 га, создал здесь реабилитационный центр для животных, попавших в беду. Далее мы проложили целую сеть прогулочных аллей, обустроили зоны для отдыха, создали много достопримечательностей, объединили отель с источником минеральной воды. Теперь через 100 метров от нас расположен единственный исследованный источник в Яремче», — рассказывает отельер.
Все это требовало немалых инвестиций, которые любой другой мог спокойно пустить в строительство новых гостевых домов и получить быструю прибыль. Но Вадим такой «скруджевський подход» в бизнесе не воспринимает. Ведь дело — это инструмент, деньги — награда за качественно выполненную работу, но отнюдь не самоцель. «Когда я услышал одно правило, оно мне показалось очень умным: не бойся много тратить, бойся мало зарабатывать. Вкладывая правильно в развитие проекта, ты всегда получишь отдачу. Не нужно бояться инвестировать в развитие, я за разумный риск в бизнесе», — делится Вадим.
Отель «Медвежья гора» — это семейный бизнес. Операционной деятельностью занимается Вадим, но семья помогает советом, а иногда и делом. Сейчас здесь 30 номеров, через год—два на подходе еще сорок, потом добавят еще двадцать. Сейчас в команде Вадима работает около 70 человек — еще одна большая профессиональная семья.
«С командой я либерал. Главное, чтобы мы друг друга слышали, если есть какие — то проблемы в коллективе, с гостями, личного характера или в гостинице, сразу пытаемся понять, в чем причина, и помочь решить. В гостиничном бизнесе настроение работника — это крайне важно, чтобы гость не почувствовал никакого дискомфорта. Если у администратора или официанта сегодня нет настроения, мы попросим человека отдохнуть и даем выходной», — рассказывает Гельо. По его словам, очень важно постоянно быть в контакте со всеми, понимать и уважать потребности других людей.
Несмотря на то, что многие отели жалуются на страшную текучесть кадров, «Медвежья гора» с этим практически не сталкивалась. Здесь довольно много сотрудников работают по пять и более лет. «Наше сильное место — дисциплина и желание. Люди хотят работать, потому что есть порядок, о них заботятся, все оформлены официально. Плюс наши зарплаты на 10% выше рыночных», — объясняет Вадим.
Отель активно сотрудничает с учебными заведениями, в частности с Ивано-Франковским колледжем ресторанного сервиса и туризма, и с радостью принимает к себе вчерашних выпускников. При этом здесь немало внимания уделяют самообразованию и повышению квалификации. По словам Вадима, учить персонал нужно каждый день и заранее готовить кадры. «Раньше мы в подборе ставили 10 человек на место, сейчас хотя бы пять. У нас большой конкурс на серьезные должности, берем только профессионалов и людей с опытом. Ведь это наша репутация», — объясняет он.

Основные препятствия для гостиничного бизнеса в Карпатах упираются в дороги и инфраструктуру местности, а также в недоумение туристов, зачем ехать так далеко и по таким дорогам, стоять на границе. Но ситуация за последние несколько лет изменилась к лучшему.
«Раньше считали, что Яремче — спальный район Буковеля, но это не так. Мы усиливаем свои лучшие стороны и развиваем слабые», — рассказывает Вадим. Очень важно, по его словам, отвечать запросам современного туриста. А тот очень требователен и избирателен. «Еще десять лет назад в Карпатах открытый бассейн был диковинкой, у нас их сейчас уже четыре. Если в отеле нет хотя бы одного бассейна — он на шаг позади, если нет SPA — на два шага».
Еще одно негласное правило «Медвежьей горы»: если мы не можем предоставить качественную услугу или сервис, мы от них отказываемся в пользу тех, что нам по силам.

«Для гостей очень важны три вещи: где я сплю, то есть сам отель, что я ем, вкусная кухня в ресторане, и что я буду делать. Третья составляющая сверхважная. Прошло то время, когда отель — это просто комната и спальное место, теперь это место для полноценного отдыха и развлечений», — резюмирует Гельо.
1. Сколько составил Ваш стартовый капитал?
На свой первый гостевой дом я потратил около $50 тыс.
2. Какой была главная помеха для Вашего бизнеса?
Ничего такого не припомню. Все можно решить, если есть желание.
3. Начали бы все еще раз сначала?
Да. С удовольствием.
4. Кто из бизнесменов Вас вдохновляет?
Люди, которые успешно ведут несколько различных крупных бизнесов. Гостинично-ресторанная сфера обычно отнимает много сил и энергии, сложно уделять время еще чему-либо.
5. На что бы Вы никогда не пошли ради успеха в бизнесе?
На ложь и на преступление. Когда я начинал, отец дал мне несколько дельных советов: плати все налоги, работай честно, оформляй персонал официально. Их я придерживаюсь всегда. Вести честно бизнес в Украине реально, нужно просто правильно настроить работу и уверенно стоять на своем.
