Новые возможности. Как UPC из украинского процессингового центра становится международной мультисервисной компанией

11 января 2021, 15:15
Новости компаний
Антон Романчук, СЕО UPC (Фото:Личный архив)

Антон Романчук, СЕО UPC (Фото:Личный архив)

UPC из небольшого подразделения банка «Аваль» за 23 года превратилась в мультисервисную компанию, которая работает в 17 странах мира, обслуживает только в Украине почти три десятка банков и обрабатывает более 120 миллионов транзакций в месяц.

НВ поговорил с СЕО UPC Антоном Романчуком о том, как процессинговый центр с десятком работников смог вырасти в компанию с тремя сотнями сотрудников, стать ключевым игроком на украинском рынке обработки карточных операций и начать завоевание Европы, и о том, как пандемия изменила индустрию платежей.

Видео дня

UPC — от процессингового центра до мультисервисной компании

В чем специфика деятельности UPC?

Наше основное направление обработка карточных операций. В то же время у нас очень широкий набор сервисов банкоматы, и авторизация карт, и предоставление интеграционных сервисов банкам и т. д.) и очень диверсифицированный бизнес: разные страны, валюты, типы операций.

В частности, мы разработали собственную систему ведения карточных счетов. Пока она установлена более чем в двух десятках украинских банков. Также работаем над относительно новыми для себя направлениями карточных денежных переводов и электронной коммерции. Этот рынок быстро развивается в Украине, и за рубежом) и мы можем предложить ему удобные и современные решения.

Также мы частично предоставляем функционал, подобный функционалу PSP (рayment service provider) компаний, предоставляющих услуги, связанные с платежами, делающих их удобными. Например, на сайте или через API мы поможем начать принимать оплату картами, разместив «кнопки» расчета (Visa, Masterсard, Google Pay и т. д.), предоставим онлайн-площадке административный интерфейс и пр. Это все элементы PSP-функционала, которые мы обеспечиваем клиентам.

Какой рынок для вас пока приоритетный?

Для нас самым большим рынком на сегодняшний день является Украина. Здесь мы обслуживаем 25 банков. За последние несколько лет мы также существенно продвинулись на рынках Центральной и Восточной Европы: там также обслуживаем банки и различные компании. Количество иностранных клиентов увеличивается, но, если судить именно по объемам операций (наше главное мерило), более 70% из них — украинский рынок.

С кем конкурируете за клиента?

Конкуренты для нас достаточно широкое понятие. В Украине есть компании, которые предлагают услуги, похожие на наши. Но компаний, которые работают в Украине и за рубежом как процессоры — нет. У нас уникальная позиция, ведь мы являемся частью австрийской группы Raiffeisen Bank International, что дает огромные возможности, в частности о работе на европейских рынках.

И, что важно, у нас очень диверсифицированная бизнес-модель, что позволяет нам успешно балансировать во времена кризиса.

Вы обслуживаете всю группу Raiffeisen?

Нет, это не совсем так работает, но мы предоставляем те или иные услуги во всех странах присутствия группы, это могут быть различные услуги в разных странах, в зависимости от стратегии. Фактически сделки к нам поступают из 16 стран Европы: из одних сделки электронной коммерции, из других банкоматные или покупки в POS-терминалах, 3D-Secure и тому подобное. Логика нашего бизнеса достаточно проста: чем больше объемы транзакций, тем выгоднее нашим клиентам и с точки зрения стоимости, и с точки зрения скорости выхода на рынок с чем-то новым.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Карта клиентов UPC
Фото: Карта клиентов UPC

То есть вы как своеобразные аутосорсеры от банковских технологий?

Можно сказать и так. Мы делаем то, что банкам делать трудно или неинтересно. Почему на постсоветском пространстве сложилась такая ситуация, что собственный процессинг вроде как конкурентное преимущество для банка. В Европе это не совсем так, особенно в части обслуживания платежей. Мы и предлагаем эту reusability нашим клиентам: возможность работать быстрее, дешевле, а главное не зависеть от своего ІТ в этих вопросах (а ІТ это всегда дефицитный ресурс).

Как в условиях столь диверсифицированной работы держать все под контролем?

Это одновременно сложно и просто, ведь мы являемся игроком в достаточно стандартизированной индустрии. Карточный процессинг жестко регулирован стандартами и требованиями платежных систем. Конечно, на каждом рынке есть своя специфика (иногда даже свои платежные системы, подключение, сертификация, согласование и т. д.), но, все же, есть стандарты, форматы, правила работы, которые очень похожи между собой.

Вы украинская компания по генезису, а они часто испытывают трудности с выходом на международные рынки и привлечением клиентов за рубежом…

Первый иностранный клиент у нас появился в 2012 году и, действительно, тогда это был еще не налаженный процесс. Однако впоследствии мы научились, отработали алгоритм, и сегодня есть четкое понимание того, как клиенту помочь интегрироваться и реализовать проект, как потом его обслуживать. Впоследствии ты становишься все лучше и лучше в этом: например, в прошлом году у нас появились клиенты в трех новых странах, еще несколько «на подходе».

Платежи и пандемия

Как карантин непосредственно повлиял на рынок платежей в Украине?

Во время жесткого локдауна в Украине, введенного во второй половине марта, мы заметили, что больше всего пострадали операции в банкоматах (снятие наличных). Сначала мы зафиксировали в этом сегменте определенный всплеск (увеличились суммы операций), но затем количество операций снятия наличных существенно уменьшилось на десятки процентов (год к году). Это ситуация характерная как для Украины, так и для других стран.

В то же время покупки через POS-терминалы уменьшились лишь краткосрочно и затем возобновились. Можно сказать не пострадали вообще. При этом, выросли операции электронной коммерции и, особенно, денежных переводов: во время карантина мы видели рост (год к году) на уровне 40−50% и выше. Этот тренд продолжается. Летом ситуация несколько изменилась: стали восстанавливаться банкоматные транзакции, но они не достигли тех уровней, которые были до кризиса. А безналичные операции «закрепились» и продолжили рост.

Можно сказать, что безналичные операции за счет карточных переводов, оплаты в POS-терминалах и в интернете, выросли и в объемах и в количестве сделок.

Структура трансакций банков-клиентов UPC за 10 месяцев (2019-2020 г.г.)
Фото: Структура трансакций банков-клиентов UPC за 10 месяцев (2019-2020 г.г.)

Если говорить об объемах сделок, то раньше на операции в банкоматах приходилась почти половина от общего объема трансакций (средняя сумма снятия наличных была довольно значительной). Но, «кэш» уменьшился: минус 8,5% год к году, что существенно. Многие в условиях пандемии перешли на заказ через Интернет — здесь наблюдаем рост денежных оборотов почти в 3 раза.

Структура по оборотам банков-клиентов UPC за 10 месяцев (2019-2020 г.г.)
Фото: Структура по оборотам банков-клиентов UPC за 10 месяцев (2019-2020 г.г.)

Если говорить в общем, то сейчас мы обрабатываем около 120 миллионов транзакций в месяц. Во время первого локдауна их количество уменьшилось до 98 миллионов (прежде всего за счет операций в банкоматах), но сейчас количество платежей начало восстанавливаться и в целом число сделок выросло по сравнению с прошлым годом.

Странно, ведь в теории, жесткий локдаун должен уменьшить и количество покупок в офлайн-магазинах…

— Уменьшение было, но достаточно короткий период и затем ситуация вернулась к докарантинному уровню. Основное количество сделок происходит в супермаркетах (70% от количества покупок), затем аптеки. Общественный транспорт, который практически не функционировал во время жесткого локдауна, пока не играет существенной роли ни в объемах, ни в количестве таких сделок. Больше, все же, пострадали банкоматы.

2020 для UPC: как мировой коронакризис повлиял на ситуацию

— Каким для UPC был этот, достаточно непростой для всего мира год?

— Для нас в условиях пандемии было чрезвычайно важно не потерять управляемость и перейти на дистанционный режим работы не останавливая при этом инноваций.

Если говорить о наших внутренних операционных процессах, то удалось очень быстро перевести работников на дистанционную работу: мы закупили сотни ноутбуков, экстренно развернули систему удаленного доступа и сейчас можем констатировать, что почти вся команда может работать удаленно. Это, пожалуй, был самый большой вызов. Сегодня в нашем офисе присутствие сотрудников как во время жесткого локдауна: в среднем 10−15% от общего состава.

Потерь в коммуникации с клиентами из-за пандемии мы не заметили: все могут работать дистанционно, и работа с клиентами зачастую стала даже более оперативной.

Потерь в коммуникации с клиентами из-за пандемии мы не заметили: все могут работать дистанционно, и работа с клиентами зачастую стала даже более оперативной. Единственное, чего не хватает, ивентов. Виртуальные встречи не могут заменить живого общения и обеспечить эффективного донесения бизнес-идей. Такому донесению онлайн нужно учиться.

Если говорить о наших проектах, то те активности, которые начались в карантин не пострадали (даже миграции банкоматов в других странах, не говоря уже о запуске в Украине новых сервисов для отечественных клиентов).

Пандемия повлияла на динамику новых клиентов в вашей компании?

Несмотря на то что банковский сектор в Украине постепенно консолидируется, у нас в этом году два новых клиента на украинском рынке. В Украине у нас много различных проектов с клиентами и в части процессинга, и в части электронной коммерции, и в части бэкофисных систем, которые мы сейчас устанавливаем сразу в нескольких банках.

Если говорить о новых клиентах за рубежом, то в этом году мы запустили 3D-Secure нового поколения для банков в Венгрии и Чехии, решения для электронной коммерции в Болгарии и Боснии и Герцеговине последний также и 3D-secure), банкоматы в Сербии, Хорватии и Румынии.

Сами желания клиентов и их потребности изменились в условиях пандемии?

— Большой банк в один момент не может взять и сказать «мне не нужны банкоматы», ведь это часть его модели обслуживания клиентов. Но при этом, конечно, все хотят запускать инновационные платформы, мобильный банкинг, делать цифровые платежи, оригинальные кредитные карточки и тому подобное.

На что больше обращали внимание в этом году именно украинские банки?

В зоне внимания были кредитные карты и мобильные решения. Кредитные карты как продукт приносят банкам достаточно существенные доходы. Мобильные приложения, которые тестируют и запускают банки, так же требуют нашей поддержки в части интеграции.

Также у нас сейчас происходит очень большое, но пока незаметное для широкой общественности изменение в 3D-secure. Если раньше 3D-Secure это необходимость ввести код из SMS-сообщения, чтобы подтвердить платеж, то сейчас меняется технология и аутентификация клиента станет максимально удобной, но при этом более защищенной.

По новому стандарту около 70% операций будет проходить без ввода подтверждения. Кроме того, новый стандарт 3D-Secure позволяет подтверждать транзакцию биометрией (например, отпечатком пальца или FaceID). Это крупный проект, который дает много возможностей и которым уже пользуются наши клиенты как в Украине, так и за рубежом.

Также в этом году было очень много проектов и разработок, касающихся электронной коммерции и переводов средств.

В бизнесе, фактически базирующемся на «обслуживании денег», никогда не будет лишним спросить о безопасности. Как вы организуете безопасность своих сервисов?

Для нас вопрос безопасности незаменимая составляющая бизнес-процесса. Поясню на примере стандарта PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard) фактически главного стандарта для процессоров. Если сначала он воспринимался индустрией больше как просто аудит, то, во-первых, у нас всегда был немецкий аудитор, а, во-вторых, сейчас этот стандарт для нас эволюционировал в формат «business as usual» и все твои бизнес-процессы должны строиться с его учетом. То есть, процесс разработки программного обеспечения или обслуживания клиентов всегда должен быть соответствующим, а сам процесс проверки безопасности постоянным. Аудиты безопасности мы проходим постоянно: помимо отраслевых аудитов, собственно в группы Raiffeisen очень серьезные требования к безопасности, серьезные требования также у регулятора…

UPC в 2021: ребрендинг и взгляд в будущее

UPC не компания сектора В2С, но вы решили провести ребрендинг, обновиться визуально. Для чего это компании?

Во-первых, предыдущий наш стиль и бренд существовали с момента основания компании ей 23 года), когда и возможности и технологии были несколько иными. Во-вторых, мы активно меняемся. Сегодня мы предлагаем рынку много решений, выходим на новые рынки. Поэтому, думаю, должны выглядеть более современно. Более того, если в течение 23 лет бренд UPC был узнаваемым и понятным в профессиональной среде, то сейчас сама среда меняется: появляются новые игроки, и мы должны быть понятными и выглядеть современными для них.

Новый стиль UPC
Фото: Новый стиль UPC

В следующем году мы завершим внедрение новой современной системы (мы уже туда очень много направлений бизнеса интегрировали), активно инвестируем в сервисы электронной коммерции, а это уже не только о банках, это более широкая аудитория. Поэтому, кроме бренда UPC мы перезапустили систему приема интернет-платежей ecconnect.com.ua: изменили облик (логотип, сайт) и существенно обновили функционально.

Мы из процессингового центра превращаемся в сервисную компанию и, опять-таки, хотим выглядеть современно и быть привлекательными не только своими сервисами и тарифами, но и визуально.

Как смотрите в компании на новый, 2021 год, учитывая ситуацию в мире?

Ситуация, конечно, неоднозначная, но, думаю, 2021-й даст нам много возможностей для развития. Кризисные вещи, как бы этого не хотелось, однозначно будут, но мы являемся надежным и стабильным игроком рынка. Думаю, те клиенты, которые пришли к нам в 2020 году, выбрали UPC именно поэтому, ведь видят как мы инвестируем в качество и безопасность сервисов.

В этом году мы достаточно много инвестировали в направление электронной коммерции и платежей и будем предлагать их как в Украине, так и за рубежом. Эти сервисы востребованы и очень быстро развиваются, поэтому здесь мы имеем определенные преимущества, как и перспективы для роста. Также мы видим несколько стартов наших проектов в Украине и Европе в следующем году, расширим имеющиеся направления, завершим несколько проектов, которые дадут нашим клиентам новые возможности.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X