Надежный финансовый партнер. Как устроен корпоративный банкинг одного из крупнейших украинских банков с 30-летней историей — ТАСКОМБАНКа

Заместитель председателя правления АО «ТАСКОМБАНК» Рената Березникова (Фото:ТАСКОМБАНК)
Как определить качественные банковские услуги? В чем особенности украинского корпоративного банкинга? Почему личное общение с клиентом остается важным для банка даже во время карантина? На эти и другие вопросы отвечает заместитель председателя правления и руководитель направления корпоративного бизнеса АО «ТАСКОМБАНК» Рената Березникова.
«Если банк не может быть по-настоящему близким к своему клиенту — он обречен стать придатком, действующим вне основной сцены, как коммунальное предприятие», — сказал однажды популярный финтех-эксперт и писатель Джей Пи Николс.
Такого же мнения придерживается Рената Березникова, которая отвечает за направление корпоративного бизнеса в одном из крупнейших украинских банков с 30-летней историей. Именно работа с корпоративными клиентами является одним из ключевых направлений ТАСКОМБАНКа. В подчинении заместителя председателя ряд отраслевых департаментов, каждый из которых закреплен за определенной индустрией и работает с бизнесами различного масштаба.
По словам Ренаты Николаевны, высокий уровень экспертизы и подбор оптимальных решений для достижения финансового успеха наших партнеров — именно то, за чем обращаются клиенты ТАСКОМБАНКа.
Заместитель председателя правления ТАСКОМБАНКа рассказала, в чем особенность обслуживания корпоративного сегмента, об обмене опытом с клиентами, а также поделилась секретами, как собрать команду единомышленников для продуктивной и слаженной работы.
Особенности корпоративного бизнеса
— Как организовано обслуживание корпоративного сегмента в ТАСКОМБАНКе?
Мы глубоко понимаем рынок, в котором работает партнер, говорим с ним на «одном языке» о его бизнесе.
— По мере развития банка мы пришли к тому, что нужно организовать узкую отраслевую специализацию департаментов, что, с одной стороны, обеспечит целостный подход к оценке проекта, а с другой — точечную работу с каждой компанией. Сегодня корпоративный бизнес ТАСКОМБАНКа обслуживает предприятия всех отраслей Украины. По такому принципу мы сделали пять департаментов, которые работают с конкретными отраслями: промышленность, сельское хозяйство, коммерция, энергетика, а также инвестиционные проекты. Это позволяет нам глубоко понимать рынок, в котором работает партнер, говорить на «одном языке» о его бизнесе и стать банком № 1 для всех наших клиентов, обеспечивая максимальное удовлетворение их потребностей.
Параллельно, для усиления позиций банка в корпоративном сегменте, мы расширяем нашу специализацию с помощью новых подразделений по работе с VIP-клиентами. Банк ищет новые возможности и подходы в работе, создавая современные и комфортные условия обслуживания бизнеса.
— Какие особенности работы с корпоративным бизнесом характерны для вашего финансового учреждения?
— В каждом департаменте по работе с корпоративными клиентами есть несколько команд в составе персонального менеджера и двух кредитных аналитиков. Аналитики изучают отчетность компаний и оценивают каждый проект, а директора и персональные менеджеры, непосредственно закреплённые за конкретным клиентом, изучают бизнес клиента, взвешивают риски и, исходя из результатов, определяют необходимые инструменты, согласовывают наиболее выгодные условия обслуживания предприятий. Подобная структура дает нам возможность обеспечивать глубокий анализ рынка, оценку деятельности компании и предлагать индивидуальные решения для конкретного бизнеса. Именно за такой подход нас ценят клиенты уже много лет.

Для обеспечения всестороннего анализа и удовлетворения потребностей клиента за каждым корпоративным департаментом закреплён ряд профильных служб: юрист, эксперт по оценке имущества, сотрудник службы безопасности. Единая точка входа для клиента — персональный менеджер. За ним стоит команда, которая оперативно реагирует и решает различного рода задачи. Эта особенность модели обслуживания корпоративного сегмента позволяет быстро реагировать и отрабатывать любые входящие вопросы по конкретному клиенту.
Единая точка входа для клиента — персональный менеджер. За ним стоит команда, которая оперативно реагирует и решает различного рода задачи. Эта особенность модели обслуживания корпоративного сегмента позволяет быстро реагировать и отрабатывать любые входящие вопросы по конкретному клиенту.
Мы также выделяем еще одну особенность нашего подхода к работе с клиентами — обслуживание корпоративного бизнеса клиента и его личные финансы в связке, у одного менеджера. Это удобно и экономит много времени и усилий собственников и руководителей компаний.
Банк заинтересован в создании комфортных условий работы для партнеров. «Открытость» — один из принципов, который этому способствует. Персональные менеджеры всегда на связи, так же как и топ-менеджмент банка, и всегда открыты к конструктивному диалогу.
Наши клиенты
— Корпоративный клиент ТАСКОМБАНКа, какой он?
— Корпоративный клиент — очень грамотный бизнесмен, он глубоко разбирается во многих вопросах. Нам всегда есть чему поучиться друг у друга. В процессе работы мы обмениваемся опытом, знаниями, что впоследствии усиливает компетенции каждой из сторон. Это своего рода бенчмаркинг, когда лучшие практики различных сфер мы можем применить, работая с другими клиентами, рекомендуя те или иные действия в подобных ситуациях или условиях. Многие клиенты за этим к нам и приходят — получить экспертное мнение, и не только в финансах.
Как и в любом деле, продуктивная и слаженная работа основывается на приверженности общим ценностям. «Открытость» и «честность» — основа любых отношений, и это особенно актуально в финансовых вопросах. «Динамичное развитие» мотивирует нас всегда стремиться к большему и покорять новые горизонты. Когда клиенты разделяют ценности банка, это обеспечивает комфортную совместную деятельность, на этом и базируется «долгосрочное партнерство», что также является основным принципом в нашей работе. Третий год мы выпускаем корпоративный журнал, где собираем мнения представителей бизнеса по разным вопросам. Клиенты часто упоминают наше сходство именно в части ценностей и глобального видения бизнеса. Банк всегда отстраивает работу с перспективой на долгосрочные отношения — некоторые клиенты с нами уже более 15 лет. Это и есть та лояльность, к которой стремятся в любом бизнесе.
Мотивация
— Где ваши подопечные черпают вдохновение?
— Внутренний ресурс — это двигатель корпоративного бизнеса. Мы ценим наш коллектив и переносим ценности банка так же и на работу с сотрудниками. Поскольку наша модель обслуживания во многом основывается на индивидуальном подходе, то качество общения менеджеров с клиентами напрямую влияет на результат. Важно понимать, что и как транслирует менеджер: если он демотивирован, недоволен, то это настроение обязательно уловит клиент, что может негативно отразиться на совместной работе. Поэтому мы внедрили ряд инициатив, которые помогают отслеживать уровень удовлетворенности и лояльности персонала. HR-департамент разработал проекты, которые помогают осознать свои таланты (сильные и слабые стороны), определить личные и профессиональные цели, систематизировать информацию и планомерно развиваться. Ежегодным мотивационным планом предусмотрена возможность совершенствовать свои навыки, знания, составляя свой личный план обучения для каждого сотрудника.
Внутренний ресурс — это двигатель корпоративного бизнеса.
Здесь важно, чтобы сотрудников мотивировала сама работа, а ее результат обеспечивал энергией двигаться вперед. Работая с различными компаниями, мы в первую очередь взаимодействуем с людьми, соответственно, проникаемся их проблемами, задачами или же заряжаемся их амбициозными планами. Каждый раз, когда клиенту удается достичь желаемого и реализовать проект, мы рады быть причастными к его успеху. Могу сказать, это мотивирует многих в нашей команде.
Развитие. Инновации. Продукты
— Обслуживание большого бизнеса предусматривает наличие ряда служб и механизмов их взаимодействия? Как оптимизируете эту работу?
— В нашей работе важна скорость и скоординированность всех служб. Централизация внутренних процессов по принципу «единого окна» дает возможность собирать заявки от департаментов и отделений в службе открытия расчетных счетов, где они обрабатываются финансовым мониторингом, службами комплаенс и безопасности.
В то же время при работе с валютными контрактами сотрудники мидл-офиса напрямую работают с клиентом. Кроме того, банк предоставляет услуги прямого дилинга, когда корпоративный клиент, у которого есть значительные валютные потоки, в режиме реального времени может фиксировать цену для закрытия сделки через дилеров и казначеев банка. Таким образом, клиент получает необходимую поддержку от соответствующих служб и оперативное решение своего вопроса.
— Какие финансовые программы ваш банк предлагает клиентам?
— Мы участвуем в ряде государственных программ по поддержке развития аграриев, и наши клиенты получают конкурентные на рынке условия финансирования. Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины компенсирует часть стоимости с/х техники отечественных производителей, а также возмещает часть процентной ставки по кредитам для сельхозпроизводителей, и, соответственно, клиенты ТАСКОМБАНКа могут стать участниками этих программ. Также банк работает с Программой «Доступные кредиты 5−7−9%», что позволяет бизнесу получать компенсацию процентов от Фонда развития предпринимательства. У нас уже реализовано несколько проектов по Программе государственных гарантий на портфельной основе, благодаря которой государство гарантирует банку определенный объем покрытия такого кредита, если кредитору не хватает собственного залога. Недавно присоединились к Программе Киевской городской государственной администрации по частичному возмещению процентных ставок по кредитам МСБ.
Совместные инициативы с Европейским инвестиционным банком дают возможность предприятиям получать финансирование и развивать проекты, которые сфокусированы на повышении энергоэффективности, создании возобновляемых источников энергии, улучшении экологической инфраструктуры таких предприятий и их окружающей среды.
ТАСКОМБАНК является лидером по привлечению и размещению долгового капитала, сопровождая выпуск и оборачиваемость собственных ценных бумаг, Группы «ТАС» и наших клиентов. Менеджеры банка анализируют финансовое состояние, потребности клиента и по возможности предлагают альтернативу кредитованию — эмиссию собственных ценных бумаг. Мы всегда стремимся подобрать оптимальные решения для каждого клиента — в этом проявляется индивидуальный подход ТАСКОМБАНКа.
— Основа любого современного бизнеса, включая банкинг, — это инновационные технологии. Как банк адаптируется к тенденциям?
— Мы существенно обновили Клиент-Банк в этом году: добавили много новых возможностей, которые упрощают ряд процессов и помогают пользователям оперативно решать текущие вопросы. Например, мы уже реализовали часть запланированного функционала электронного документооборота, благодаря которому пользователи удаленно обмениваются документами с банком и экономят время и ресурсы. Комплекс электронного банкинга также представлен мобильным сервисом, в котором предусмотрен полноценный функционал электронно-цифровой подписи, и ТАСКОМБАНК является одним из первых, внедривших этот инструментарий.
Банком автоматизирован процесс сбора и обмена документов клиента для получения финансирования с отсрочкой платежа. Электронный факторинг позволил ТАСКОМБАНКУ сократить время на обработку документов и предоставлять необходимые средства своим клиентам всего за 1 час. Использование электронного документооборота дает возможность масштабировать факторинговые сделки для реализации крупных проектов и предоставления удобных условий обслуживания корпоративных клиентов.
Наши клиенты активно ведут внешнеэкономическую деятельность. Банк предоставляет им не только высокий уровень персонального сервиса при проведении валютных операций, но и предлагает новые услуги. Кроме форвардных операций с поставкой валюты, с которыми мы уже работаем, мы планируем запустить беспоставочный форвард. Это удобные инструменты хеджирования валютных рисков, на которые есть запрос от клиентов. Запустили также валютные операции на условиях «своп».
Прошедший год. Планы
— Что принес 2020 год и каковы дальнейшие планы?
Мы стали внимательнее к себе, к нашим близким, коллегам и партнерам, а также убедились, что мы — хорошая команда и вместе с нашими клиентами мы сможем все.
— Благодаря непростому 2020 году мы вынесли для себя много уроков, как личных, так и профессиональных, которые, я уверена, пригодятся нам в будущем. Мы стали внимательнее к себе, к нашим близким, коллегам и партнерам, а также убедились, что мы — хорошая команда и вместе с нашими клиентами мы сможем все.
Главное, что во время карантина банк сохранил команды на местах и работает полным составом. Мы довольно быстро разработали механизмы сотрудничества с партнерами и поддержки наших клиентов: реструктурировали кредиты, предлагали индивидуальные условия обслуживания и шли навстречу по ряду вопросов, т.к. по себе знаем о сложностях, в которых оказался бизнес из-за пандемии.
В 2020-м ТАСКОМБАНК стал одним из 7 банков в стране, который успешно прошел процедуру рейтингования международным рейтинговым агентством Moody’s Investors Service. Мы регулярно проходим аудиторскую проверку одной из компаний Большой четверки — Ernst & Young, демонстрируя тем, что мы надежный финансовый партнер.
Наша стратегическая задача, как и прежде, быть надежным партнером для бизнеса, помогать развитию украинских компаний, внося свой вклад в процветание экономики страны.
Блиц-опрос Ренаты Березниковой:
Лучшая черта: позитивный взгляд на мир и вера в хорошее;
Худшая черта: гиперответственность;
Хобби: езда на байке;
Любимый фильм: «Тот самый Мюнхгаузен»;
Любимая книга: рассказы А.П. Чехова;
Что вас мотивирует: результат.