За пару дней до старта. Новая процедура переноса мобильного номера оказалась под угрозой

26 ноября 2021, 19:03
Позиция
depositphotos

depositphotos

С 1 декабря в Украине должна заработать упрощенная процедура переноса номера телефона при смене оператора (MNP). Эта дата должна была стать началом полноценного функционирования MNP в Украине и новой главой в истории мобильной связи страны. Но за несколько дней до старта новая процедура под угрозой. Кто выигрывает от того, что MNP недоступна большинству украинцев?

Услуга переноса номера (Mobile Number Portability, MNP) — услуга портации (перехода) абонента от одного оператора мобильной связи к другому с полным сохранением номера.

Популярность MNP колеблется от 1 до 21% от общего количества активных абонентов в разных странах в первые годы после запуска. Например, в Великобритании за первых два года ею воспользовались более 5% абонентов, в Дании — около 18% за несколько лет, а в Украине с мая 2019 по текущий момент — всего лишь 0,3% от общего количества активных абонентов мобильных операторов. Однако MNP — это не о количественных показателях, и оценивать эффективность услуги следует по качественным показателям.

Видео дня

«Качественные показатели заключаются в развитии конкуренции и предоставлении свободы потребителю в выборе оператора. Именно внедрение услуги MNP стимулирует внедрение новых тарифных планов, борьбу за абонента каждым оператором и способствует нормальному развитию рыночной среды в телекоммуникационной отрасли», — подчеркивал в 2019-м на тот момент член Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), Владимир Гресько.

В первую очередь, услуга MNP предоставляет абонентам свободу выбора, объясняют в lifecell. Оператор считает, что MNP способствует конструктивной открытой конкуренции, инновациям на телекомрынке и гарантирует его дальнейший рост. От этого выигрывают в первую очередь абоненты — MNP позволяет больше не бояться потерять номер при смене оператора, поэтому мобильщикам придется активно включиться в борьбу за клиента с новыми тарифами и предложениями, новым уровнем сервиса.

MNP не для всех

Сегодня MNP доступна практически во всех развитых странах мира, причем большинство из них запустили услугу еще до 2009 года. Так, MNP была запущена в США в 1999 году, в Австралии и Швеции — в сентябре 2001 года, в Польше — в феврале 2006, Румынии — октябре 2008, Молдове и России — в конце 2013 года. Планировалось, что украинским абонентам она также станет доступной ещё в конце 2013 года, но тогда, сослались на «неготовность» оборудования. Позже к вопросу возвращались в 2015−16 годах, но из-за скандала с закупкой оборудования для внедрения услуги и затяжных судов, процесс был заморожен.

Запустить MNP в Украине удалось только в мае 2019 года. Однако и здесь не обошлось без «нюансов»: из-за специальных сигналов пользователю было неудобно звонить на перенесенные номера, а сама процедура переноса номера прописана так, чтобы абоненту было максимально некомфортно переходить от оператора к оператору.

depositphotos
Фото: depositphotos

Да и оператор может по ряду причин отказать абоненту: согласно данным Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере связи и информатизации, только 58% заявлений на услугу перенесения номера удовлетворяются операторами телекоммуникаций. Статистика регулятора показывает: с момента запуска услуги абоненты подали 285 тысяч заявлений на перенос номера к другому оператору, из которых 166 тысяч номеров были перенесены.

«Это свидетельствует о наличии барьеров, сдерживающих предоставление услуги переноса номеров и не позволяющих удовлетворить спрос потребителей на такую услугу», — отмечают в НКРСИ.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Куда хотят абоненты «большой тройки». Согласно статистике НКРСИ по состоянию на 1 ноября 2021 года, за весь период действия услуги MNP оператор Vodafone Украина получил 131 404 заявления от абонентов, которые хотели перейти к другому оператору: абоненты «красно-белых» планировали перейти в Киевстар (39807 заявлений), Интертелеком (1024 заявления), ТриМоб (1050 заявлений) и lifecell (89 523 заявления). Vodafone Украина перенесла 73 494 номера. К Vodafone Украина от других операторов было перенесено 35 702 номера.

Киевстар получил 116 803 заявки от абонентов, желающих уйти. Абоненты хотели сохранить номер и перейти на обслуживание в Vodafone Украина (31 506 заявлений), Интертелеком (1295 заявок), ТриМоб (668 заявлений) и lifecell (83 334 заявления). Перенес же оператор в общем и целом 68 307 номер. В Киевстар от других операторов перешли с сохранением номеров 44 861 абонент.

Абоненты lifecell подали 30 471 заявку, чтобы уйти от него к другому оператору. Уходить, согласно заявкам, планировали в Киевстар (16 723 заявления), Vodafone Украина (13 046 заявок), ТриМоб (319 заявок) и Интертелеком (383 заявки). Оператор отдал конкурентам 21 342 номера. К lifecell перешли 83 854 абонента.

Новые правила: путь к конкуренции и прозрачному рынку

Чтобы преодолеть барьеры, в Нацкомиссии решили изменить процедуру переноса номера от оператора к оператору, дав абоненту больше свободы и максимально упростив правила перехода.

Ключевым изменением можно назвать внедрение принципа единого окна «One Stop Shop process».

Согласно новым правилам, которые вступят в силу уже с первого декабря, будет упрощен порядок подачи заявлений на MNP, усовершенствован процесс идентификации абонента и сокращен срок переноса номера с трех до одного рабочего дня.

Ключевым же изменением можно назвать внедрение принципа единого окна «One Stop Shop process». Он предусматривает, что абонент решает все вопросы, связанные с переносом номера, путем обращения к одному субъекту — оператору-получателю.

depositphotos
Фото: depositphotos

Кроме этого, новая процедура будет доступна для абонентов, получающих услуги обезличено (анонимно). При этом, при подаче заявления на MNP одновременно будет осуществляться регистрация у оператора-получателя (если абонент планирует получать услуги не на основании письменного договора). Ранее для переноса номера анонимный абонент должен был обратиться сначала для регистрации к своему текущему оператору, а после этого еще и к новому оператору, что существенно осложняло возможность потребителя воспользоваться данной услугой.

При этом базовый оператор прекращает обслуживание абонента в момент завершения переноса номера.

«Изменения будут способствовать усилению конкуренции на рынке услуг подвижной (мобильной) связи, что должно обеспечить повышение качества телекоммуникационных услуг, предоставляемых потребителям», — уверены в НКРСИ.

Запуск может быть сорван в последний момент

Однако с уверенностью НКРСИ, как оказалось, можно поспорить в суде: упрощенную процедуру переноса номера на сегодня обжалуют в суде адвокаты. На данный момент известно о двух судебных исках, поданных в Окружной административный суд г. Киева. В обоих делах истцами являются адвокаты, которые представляют собственные интересы как адвокатов (а не интересы клиентов) и пытаются доказать суду, что их права были нарушены в процессе принятия решения, которым упрощен порядок MNP.

Так, в деле № 640/14003/21 истец адвокат Дмитрий Бут не соглашается с действиями Государственной регуляторной службы и Минюста по согласованию и регистрации новой процедуры переноса абонентских номеров. 11 ноября ОАСК отказал истцу. Интересно, что истец привлек для участия в деле как Третье лицо без самостоятельных требований на стороне ответчиков Нацкомиссию, а операторы lifecell и Киевстар самостоятельно вступили в дело в качестве третьих лиц на стороне ответчиков. Однако фактически Киевстар, как объясняет один из участников судебного процесса, поддержал позицию истца, не соглашаясь с изменениями, предусмотренными решением НКРСИ.

Похожая ситуация — и в другом судебном деле (№ 640/13137/21). В нем истец, также адвокат, Юлия Гончарук, пытается обжаловать уже не действия ГРС и Минюста, а само решение НКРСИ об упрощении услуги MNP.

В этом судебном споре также принимают участие операторы Киевстар и lifecell. Изначально они вступили в дело как третьи лица без самостоятельных требований на стороне Ответчика (НКРСИ), однако в подготовительном судебном заседании 15 ноября Киевстар признал, что поддерживает позицию истца, а не ответчика, поэтому суд изменил его процессуальный статус и перевел на сторону истца.

Следующее подготовительное судебное заседание по этому делу назначено на понедельник, 29 ноября. Вероятно, разбирательства вокруг MNP будут тянуться как минимум еще несколько месяцев. Однако опрошенные автором юристы не исключают, что перед запуском новой процедуры переноса номеров истец по делу № 640/13137/21 и участники, поддерживающие его позицию, могут просить суд заблокировать вступление в силу нового порядка переноса номера — до конца судебного спора.

Это ставит под угрозу право всех абонентов вовремя воспользоваться упрощенной процедурой переноса номеров, отвечающей лучшим европейским практикам.

Показать ещё новости
Радіо NV
X