Пандемия, 4G, перспективы рынка и VEON. Интервью с содиректором Серджи Херреро

3 декабря 2020, 19:02
Позиция
Цей матеріал також доступний українською
Содиректор VEON Серджи Херреро (Фото:VEON)

Содиректор VEON Серджи Херреро (Фото:VEON)

— Пандемия COVID-19 стала непредсказуемым экстремальным событием для всего мира. А как она повлияла на компанию VEON и результаты ее деятельности?

— Пандемия COVID-19 повлияла на работу на всех рынках, на которых мы представлены, особенно в связи с усилением жестких карантинных мер в начале второго квартала 2020 года. Конечно, это сказалось на наших финансовых показателях, но мы рады сообщить, что, начиная с третьего квартала 2020 года, наблюдаем постепенное улучшение показателей операционной деятельности по мере снижения числа закрытых магазинов и смягчения ограничений на передвижения.

В результате жестких карантинных мер в 3 квартале 2020 упали доходы от роуминга, а именно до 1% от выручки Группы по сравнению с 3% в 2019 финансовом году. Кроме того, мы наблюдали перемещение трафика данных из мобильных в фиксированные сети, а также уменьшение доли городских центров в использовании сетей при росте доли пригородных и сельских районов. Это положительно влияло на наши фиксированные сети, где пиковые дневные объемы трафика в периоды наиболее «жестких» карантинных ограничений были на 35% выше, чем до пандемии.

Жесткие карантинные меры ускорили рост клиентской базы наших услуг 4G на всех рынках Группы, в том числе в Украине, где в третьем квартале 2020 года клиентская база услуг 4G выросла на 50% и теперь составляет более 36% от общего числа наших абонентов. Поскольку абоненты услуг 4G играют ключевую роль для возможностей долгосрочного роста цифровых и услуг передачи данных, эти показатели были для нас особенно обнадеживающими.

Мы также столкнулись с более высокими темпами внедрения наших приложений для самообслуживания, среднемесячное количество активных пользователей которых почти удвоилось по сравнению с прошлым годом. Аналогичная тенденция наблюдалась и в отношении наших цифровых услуг, таких как телевидение, клиентская база которого сейчас на 37% больше, чем в третьем квартале прошлого года и достигла 250 000 клиентов. В целом же возросший спрос на услуги 4G и более быстрое внедрение цифровых услуг позволили нам вновь сообщить о двузначных цифрах роста доходов от передачи данных за квартал и общего дохода.

Заглядывая вперед в последнюю четверть текущего года и в последующие годы, мы ожидаем, что некоторые более позитивные тенденции в поведении клиентов продолжатся и после пандемии. К этим изменениям мы хорошо готовы благодаря инвестициям в нашу сеть и сосредоточенности на цифровых услугах.

— Пандемия усилила тенденции цифровизации и перехода на удаленную работу. Какие решения VEON помогут воспользоваться этими открывающимися возможностями? Ожидаете ли вы появления новых рыночных ниш благодаря этой ситуации?

— VEON присутствует в девяти разных странах с разными профилями и уровнями проникновения различных услуг, однако пандемия ускорила цифровизацию в немыслимых ранее формах.

Введение жестких карантинных мер вынудило уделять больше внимания цифровым каналам продаж, которые мы готовы обслуживать, благодаря постоянным инвестициям в приложения для самообслуживания клиентов и системы поддержки цифрового бизнеса, обеспечивающие работу таких каналов. Наша база пользователей систем самообслуживания выросла на 52% до 23,3 миллиона человек по сравнению с прошлым годом.

Мы также наблюдаем рост объемов использования наших цифровых услуг, таких как телевидение (рост объемов использования которого в периоды наиболее жестких ограничений из-за локдауна составил 50% по всей Группе) и мобильные финансовые услуги, в случае с которыми клиентская база нашего сервиса JazzCash в Пакистане превысила 10 миллионов ежемесячных активных пользователей.

Ясно, что мы также можем стать катализатором цифровизации наших рынков. Например, в Украине услуга Doctor Online от компании «Киевстар» позволяет пользователям получить не только удаленную консультацию врача, но и электронные рецепты, которые в аптеке принимают в цифровом виде с последующей доставкой прописанного лекарства. Для нас это замечательная возможность.

— Быстрое развитие сетей и мобильного интернета может превратить операторов связи в простые «трубопроводы трафика». Что делает VEON, чтобы разнообразить свои предложения и создать пользователям дополнительные блага?

— «Киевстар» использует один из наиболее диверсифицированных наборов цифровых услуг Группы, как для абонентов B2C (через такие продукты, как Doctor Online и наша платформа контента «Киевстар ТВ»), так и для клиентов B2B, где наше стратегическое партнерство с «Майкрософтом» позволяет нам предлагать своим бизнес-абонентам возможности Интернета вещей, больших данных, искусственного интеллекта и облачных вычислений.

Такой акцент как на сетях, так и на цифровых услугах создает сбалансированный портфель возможностей роста на быстро развивающемся рынке.

— Что скажете о перспективах украинского рынка?

— Несмотря на влияние жестких карантинных мер «Киевстар» зафиксировала квартальный рост как выручки, так и EBITDA. «Киевстар» успешна благодаря устойчивой способности расширять ассортимент своей продукции, чтобы соответствовать меняющимся потребностям клиентов.

В основе этого лежат постоянные инвестиции в нашу сеть 4G, что позволило «Киевстар» к концу третьего квартала 2020 года увеличить количество базовых станций примерно на 50% и охватить более 84% населения страны покрытием 4G к концу 3 квартала 2020. Последующее стимулирование роста возможно за счет более широкого внедрения услуг 4G и расширения покрытия 4G.

Помимо традиционных телекоммуникационных возможностей, Украина обладает большим цифровым потенциалом. Нам вполне под силу развить этот потенциал и расширить и без того сильную экосистему цифровых услуг «Киевстар».

— Развивая тему предыдущего вопроса, назовите 3 главных преимущества и 3 основных узких места / проблемных фактора украинского телекоммуникационного рынка.

— Украина — развивающийся рынок, где внедрение услуг 4G началось относительно поздно, а именно в 2018 году. Но благодаря стабильным инвестициям в сеть Украина быстро ликвидировала отставание и теперь опережает многие страны ЕС по темпам развертывания сети 4G.

Что еще более важно, страна использует это развертывание сети для создания новых цифровых услуг и предприятий, отвечающих потребностям украинцев. «Киевстар» — прекрасный тому пример. Например, в третьем квартале 2020 года объем услуг «Киевстар ТВ» увеличился на 37%, а через мобильное приложение «Доктор Онлайн» за год было осуществлено более 50000 онлайн посещений врачей.

Эти инвестиции совпадают с усилиями украинского правительства, которое сделало цифровые технологии фундаментом своей стратегии роста, включающей такие инициативы, как «Цифровое государство» и инвестиции в умные города.

Но препятствия на пути развития всегда можно еще больше минимизировать. Необходимо обеспечить, чтобы нормативно-правовая база способствовала цифровому развитию, а не препятствовала ему.

— Среди вызовов, стоящих перед глобальным бизнесом, — обеспечение устойчивого развития и проблемы гендерного разрыва. Что VEON делает для решения этих проблем?

— Цели устойчивого развития (ЦУР) Организации Объединенных Наций являются ориентиром для VEON в нашей деятельности по стимулированию социально-экономического развития в девяти странах нашего присутствия.

Каждое из 193 государств — членов Организации Объединенных Наций взяло на себя обязательство использовать ЦУР для координации усилий с НПО и международным бизнес-сообществом в целях искоренения бедности, борьбы с различными видами неравенства и решения проблемы изменения климата. VEON полностью поддерживает эти усилия и выбрала четыре ЦУР, на достижение которых способна максимально повлиять. Эти цели таковы: «Качественное образование», «Достойная работа и экономический рост», «Гендерное равенство» и «Индустриализация, инновации и инфраструктура».

Как ведущий поставщик услуг связи и цифровых услуг, VEON имеет уникальные возможности для содействия развитию местных сообществ. Доступ к сетевым подключениям не только стимулирует местную экономику, но и помогает бороться с неравенством. С нашими опытом и технологической инфраструктурой мы имеем все возможности, чтобы помочь местным сообществам получить доступ к информации. Кроме того, предоставление доступа к цифровым услугам и обучение получателей помощи способствует развитию цифрового предпринимательства и открывает великое множество новых возможностей трудоустройства.

Мы стремимся оказывать положительное влияние на общество и признаем основополагающую роль социальных потребностей, таких как образование, здравоохранение, безопасность и занятость. Эта роль стала еще более важной в контексте пандемии COVID-19 и вызванного ею усиления неравенства.

— Личный вопрос: удается ли вам, как человеку, работающему в телекоммуникационной отрасли, устанавливать баланс между работой и жизнью? Применяете ли иногда «цифровой детокс», когда отключаете все используемые каналы связи?

— Технологии изменили наше взаимодействие с миром. Моя личная позиция — это что технологии следует использовать, а не злоупотреблять ими. Я стараюсь сосредоточить все внимание на том, что делаю в данный момент, нахожусь ли я онлайн, или провожу время с семьей вдали от технологий.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X