
Социализм с предпринимательским лицом. Как китайская госкорпорация CNBM ведет бизнес в мире и Украине
В от уже практически 40 лет китайская экономика растет феноменальными темпами. Ученые, предприниматели и политики ломают голову над причинами такого стремительного развития. Традиционный рецепт стран Запада для экономического процветания: частная собственность, механизмы защиты прав на нее, финансовая либерализация, как и демократизация политических институтов — не совпадает с двигателями экономических успехов Поднебесной.
Официально идеология правящей в Китае Компартии называется "социализм с китайской спецификой". По факту же, как отмечают многие исследователи, это так называемый государственный капитализм. То есть, в экономике — значительная доля государства, но при этом работают все особенности рыночной экономики. Одним из ключевых символов такого уклада стали китайские государственные корпорации: бизнес-гиганты, управляемые государством. И если в Украине, как и в большинстве стран Запада, принято считать, что государство — неэффективный собственник, китайские госкомпании доказывают обратное.
Одним из примеров успехов китайского государственного капитализма стала группа CNBM — China National Building Materials, Китайская национальная группа корпораций по строительным материалам. Она была создана еще в 1984 году, ею управляет Комитета по контролю и управлению государственным имуществом при Госсовете КНР.
.
Сейчас CNBM — одна из крупнейших государственных корпораций Китая. В 2011 году она ворвалась в список Топ-500 наибольших компаний мира по версии Fortune. C 485 места корпорация взлетела уже на 243-ю строчку в наиболее престижном рейтинге мирового бизнеса. Для сравнения: социальный гигант Facebook занимает 274-е место, а американский финансовый конгломерат Morgan Stanley — 249-е.

Фото: Завод CNBM по
производству клинкера и цемента в Таджикистане
Как государство стало бизнесменом
П ерестраивать экономику Китая на новые рельсы начали как раз на заре эпохи роста, в конце 1970-х. Тогда государство ослабило традиционный для социалистических стран контроль над производством и рынком. Ставку сделали на внешнюю торговлю: постепенно доступ к ней открывали предпринимателям, выдавая соответствующие лицензии. В итоге, поначалу мотором роста КНР стал именно малый и средний бизнес. Прежде считающийся отсталым Китай окреп и встал на ноги, а ВВП продукт пошел в гору.
Амбиции росли, а для их реализации требовались значительные средства. Поэтому Пекин идет на рискованный шаг и создает свободные экономические зоны, куда могли заходить иностранные инвестиции, развивавшие крупные корпоративные проекты. Правительство решило сделать площадкой "рыночного эксперимента" прибрежные регионы.На протяжении всех 1980-х количество свободных экономических зон росло. Самой главной и известной из них стал Шэньчжэнь, а после и район Пудун (Шанхай). И если еще в начале десятилетия оба представляли собой пасторальные пейзажи с полями риса и рыбацкими деревушками, то в 1990-е Шэньчжэнь и Пудун вошли уже районами, застроенными престижными небоскребами, символами обновленного Китая.


Фото: генеральный директор CNBM
New Energy Engineering Co. Юнчжи Чен
Параллельно госпредприятия стали основным звеном корпоративных реформ в науке, образовании и социальной сфере. За 1980-е они также ощутимо изменились. Правительство намеревалось, сохраняя их в государственной собственности, сделать госпредприятия аналогом рыночных. Отличием было бы то, что вместо традиционного разнообразия акционеров и борьбы с другими фирмами, предприятия бы конкурировали между собой. В Поднебесной это было возможно благодаря децентрализации: регионы и даже районы внутри них зачастую конкурируют друг с другом.
Однако, массовый приход иностранного капитала в промышленность, недвижимость и сферу обслуживания начал вытеснять китайского производителя. Поэтому Пекин решает скорректировать модель экономического роста, чтобы вернуть баланс национального и зарубежного капиталов. С начала 1990-х и до сегодня Китай продолжает развивать рынок, проводя политику макрорегулирования и акционируя госпредприятия. Новый этап реформ начался уже в 2010-х.
Как организован государственный бизнес
В опреки опасениям о замедлении экономики Китая, в прошлом году государственные компании Поднебесной показали рекордные прибыли. Согласно данным Комитета по контролю и управлению государственным имуществом, доходы госкомпаний в прошлом году составили около 4,3 триллиона долларов США, на 10 процентов больше чем в 2017-м. Чистая прибыль, в свою очередь, выросла почти на 16 процентов. Пэнь Хуагуань, спикер Комитета, поясняет, что эти успехи можно объяснить среди прочего стабильным ростом китайского внутреннего рынка и поддержкой государства. Кроме того, говорит он, госкомпаниям пошло на пользу также сокращение расходов, а также введение государством новых методов управления эффективностью и риск-менеджмента.
CNBM, как одно из ключевых предприятий Китая, участвует в инновациях касательно реформы структуры госуправления. Например, в 2016 году группу включили в список пилотных предприятий по слияниям и поглощениям центральных предприятий — тогда прошла реорганизация и слияние с еще одной госкорпорацией. А в декабре 2018 года 11 госпредприятий, в том числе CNBM, вошли в список пилотных предприятий новой группы государственных инвестиционных компаний. Кроме того, группа CNBM уже вышла на первое место в мире по производству цемента, гипсокартона и стекловолокна.

Корпорация успешно осваивает и новые для себя рынки, уже став одним из мировых лидеров по производству оборудования для возобновляемой энергетики — ветряных лопастей и солнечных модулей. CNBM уже стала №1 в Азии и №3 в мире по производству ветряных лопастей. А вот в сфере солнечной энергетики у китайского гиганта есть активы и в Украине, в частности солнечные электростанции на юге страны суммарной мощностью 267 МВт.
В самой корпорации поясняют, что внутренняя реформа механизмов управления постоянно углубляется. Эффект, который правительство ожидает от государственного бизнеса – это "создание суперпозиции", как и повышение жизнеспособности и ускорение темпов развития компании. Хотя и так результаты уже впечатляют: по итогам 2017 года выручка корпорации составила 44,7 миллиарда долларов США, всего же активов в ее управлении — на 91 миллиард.
А управление всем этим и правда требует немалых ресурсов и грамотного подхода к его организации, чтобы не тормозить бизнес неповоротливостью бюрократической машини. Например, сейчас Группа CNBM состоит из 15 публичных компаний, 26 научно-исследовательских и проектных институтов, 33 национальных и промышленных центров контроля качества, 11 государственных лабораторий и технических центров, а также 19 комитетов по национальным стандартам. Госкорпорация ведет активную экспансию и за рубежом: CNBM представлена уже в 28 странах, в том числе и в Украине. Всего на нее работают порядка более 250 тысяч человек — это практически как население всего Тернополя или Луцка.

Фото: Завод CNBM по производству цемента в Ираке
Инвестиции в зеленую энергетику
К итайская госкомпания активно поддерживает технологии будущего, стремясь минимизировать воздействие индустрии на окружающую среду. Такие проекты компания поддерживает по всему миру. Например, в Португалии CNBM выиграла подряд на создание крупнейшей в стране солнечной электростанции мощностью в 221 МВт. Более того, корпорация договорилась, что там же построит еще 1 ГВт солнечный мощностей в ближайшие годы.
Речь идет не только об инфраструктурных проектах, но и о тех, который ближе к непосредственному потребителю. Так, в 2016 правительство Великобритании поддержало сделку на 3 миллиарда долларов между CNBM и британскими компаниями WElink и Your Housing Group. Благодаря ней на протяжении пяти лет союз фирм создаст до 25 тысяч новых домов, которые уже будут оборудованы солнечными батареями.
Сотрудничает китайская госкорпорация и с немецкой индустрией. Например, в 2017 году CNBM подписала 1,6-миллиардный контракт с производителем модулей для солнечной энергетики Avancis из Германии. Вместе они построят в Китае крупнейший завод страны по производству тонкопленочных PV-модулей. "Амбиции программ солнечной энергетики в Китае поражают", — отметил тогда Оливер Джаст, СЕО немецкой компании.
Большие виды у CNBM и на Африку. В прошлом году китайская госкомпания вложила полмиллиарда долларов, чтобы создать в Замбии индустриальный парк. На его основе организуют производственные мощности для выпуска стройматериалов и оборудования для зеленой энергетики. Кроме того, госкорпорация ведет переговоры с правительством Эфиопии, где также готова инвестировать в солнечную энергетику для обеспечения электроэнергией дефицитных районов страны.
"В нашем бизнесе мы переходим от подрядов просто на инженерные и строительные работы к предоставлению еще и управленческих услуг после построения заводов. У нас уже немало данных благодаря нашему опыту, что помогает нам становится лучше, а также урезать расходы", — комментирует The South China Morning Post секретарь наблюдательного совета компании Чень Женьли. В Африке и на Ближнем Востоке, где зачастую не хватает менеджеров-специалистов, компаний направляет своих управленцев для передачи опыта и оперативного контроля.

Фото: Линия CNBM по производству цемента в Эфиопии
Китайская госкорпорация в Украине
Э кономику Украины оживят именно китайские инвестиции. Такие мысли не раз озвучивали в правительстве, в частности руководитель Минэкономики Степан Кубив. С его словами сложно поспорить, ведь китайские компании готовы вливать значительные деньги для развития на территории Украины. "Китай — стратегический партнер Украины, наша общая торговля продолжает расти. Киев и Пекин договорились, что ее оборот достигнет 10 миллиардов долларов в месяц", — заявлял в начале нынешнего года министр, приводя статистику за 2018 год: 8,8 миллиарда долларов взаимной торговли за 11 месяцев против 7,7 миллиарда за весь 2017 год.
В ноябре прошлого года Кубив во время визита в Китай для участия в экспортной выставке China International Import Expo 2018 призвал Поднебесную начать переговоры о создании совместной зоны свободной торговли. "Китай имеет большой интерес к украинскому рынку. Однако пока это только намерения. Для их реализации еще необходимо решить ряд вопросов, сделать много работы. Самое главное - обеспечить безопасность инвестиций", — отмечает посол Китайской Народной Республики в Украине Ду Вей. В конце апреля министр Кубив вновь посетит Китай — для участия во втором Форуме "Один пояс — один путь".
Глобальному бизнесу важно отвечать потребностям других стран. В CNBM, к примеру, говорят, что прилагают максимальные усилия, чтобы учитывать специфику региона. В Украине китайская госкорпорация принимает активное участие в "Ассоциации украинско-китайского сотрудничества", созданной для партнерства организаций двух стран. И речь идет не только об экономике и финансах, но и образовании, науке, культуре и спорте.
"Работа в составе ассоциации, местное представительство, контакты с местными и государственными органами власти однозначно повышают понимание специфики культуры местного населения и особенностей ведения бизнеса. Как результат, компания проявляет гибкость и адаптируется, что в долгосрочной перспективе приносит лидирующие позиции на международном рынке", — говорят в корпорации СNBM.
CNBM начала осваиваться на украинском рынке в начале десятилетия, вложив в Украину около миллиарда долларов США в инвестициях и торговом финансировании. Тогда китайская госкорпорация поставляла оборудование для солнечных электростанций для небезызвестной компании Activ Solar. Впоследствии у Activ Solar начались финансовые проблемы, она осталась должна китайской госкорпорации сотни миллионов долларов. В результате CNBM забрала все солнечные электростанции Activ Solar в счет погашения долга.

Изучая китайскую модель ведения бизнеса и управления крупными организациями, можно вынести немало полезных уроков. Тем более что за опытом украинскому бизнесу и правительству ехать далеко не придется — компании из Поднебесной уже здесь и готовы продолжать развивать отношения не на словах, а на деле. Конечно, стоит помнить, насколько важно для Китая доверие — а на языке госуправления это значит реформы, защиту инвестиций и прав собственности, и, само собой, честных и справедливых правил игры для всех.
"Приобретение контроля над указанными активами было осуществлено в обмен на погашение невозвратной и безгарантийной задолженности на эту сумму по товарным операциям по поставке оборудования. Нам пришлось юридическим путем защищать наши интересы и в результате мы забрали эти станции в счет погашения долгов", — пояснил генеральный директор одной из структур китайской корпорации, CNBM New Energy Engineering Co. Юнчжи Чен.
В 2016 году тариф для украинских солнечных электростанций CNBM был снижен, компания заявила решительный протест, и ситуация до сих пор не разрешена. Председатель правления CNBM International Цзиньсон Чжан отреагировал на возникающие проблемы так: "Нас беспокоит непоследовательность украинских политиков в отношении возобновляемой энергии. Если политика сохранится и будет стабильной, естественно, мы будем инвестировать в разы больше. Если же мы пострадаем из-за обмана, то инвесторов не будет в принципе".
В итоге CNBM успешно эксплуатирует свои солнечные электростанции суммарной мощностью 267 МВт в Одесской и Николаевской области и обеспечивают население электроэнергией. В компании подсчитали, что в 2018 году они обеспечили "светом" 70 тысяч домохозяйств в Украине. Важно то, что это экологически чистая энергия: солнечные электростанции сократили более 300 тысяч тонн выбросов углекислого газа в атмосферу, сделав свой вклад в сохранение природы и чистоту воздуха.
В 2016 году CNBM и украинское Минэнергетики подписали Меморандум о сотрудничестве. Украинское правительство пообещало защищать права инвесторов и помогать работе китайских компаний, которые вкладывают в украинскую энергетику. Тогда речь шла о вливания в модернизацию оборудования в сфере на общую сумму около двух миллиардов долларов. "Это новый шаг, который выведет наши страны на новый уровень сотрудничества", - подчеркнул тогда Цзиньсон Чжан, глава правления CNBM International Corporation. Он заверил Киев, что китайская госкорпорация имеет и опыт, и ресурсы, чтобы модернизировать энергетический сектор Украины.
Китайская госкорпорация — еще и крупный налогоплательщик. За прошедший год ее десять электростанций заплатили более 426 миллионов налогов. Для сравнения, "Киевэнерго", которая обеспечивает электроэнергией столицу, перечислила в бюджет 642 миллиона налогов. Параллельно CNBM поддерживает энергоэффективные и социальные проекты в регионе: ставит энергосберегающие окна и двери в школах и детских садиках, строит детские площадки и ремонтирует дороги. Компания понимает, насколько важна для иностранного бизнеса в Украине социальная ответственность, поэтому собирается и дальше активно участвовать в решении проблем регионов, в которых расположены 10 СЭС группы.

Фото: Завод CNBM по производству клинкера и цемента в Нигерии
Социальные проекты СNBM в Украине:
- Одесская область - Рени:
- замена оконных и дверных блоков на энергосберегающие в детском дошкольном заведении "Ягодка";
- установка энергосберегающих окон в здании общеобразовательной школы-лицея №6,
- строительство детских спортивных площадок (г. Рени); - Одесская область - Килия:
- поставка энергоэффективного водяного насоса для коммунального предприятия "Свитло"
- строительство детских спортивных площадок. - Одесская область – Арциз:
- строительство детских площадок
- ремонт системы отопления в Павловке

посетил солнечную электростанцию CNBM в Николаевской области
- Одесская область – Старокозачье:
- замена окна на энергосберегающие
- строительство детских площадок - Николаевская область – Вознесенск:
- установка энергосберегающих окон в Таборовке - Николаевская область – Березанка
- ремонт дорог,
- установка энергосберегающих окон
- ремонт школы
- оборудование тротуаров для Дома творчества школьников

С Китаем по пути
"К лючевым вопросом реформирования в Украине должно стать создание независимых, не коррумпированных судебных органов. Без справедливого правосудия и прозрачного механизма защиты инвестиций дальнейший рост привлекательности страны для внешнего инвестора практически невозможен", — отвечают в СNBM на вопрос о том, какие изменения прежде всего хотели бы видеть в Украине.
Кроме того, говорят там, для повышения конкурентоспособности базовой реформой должна стать реформа системы образования. "Это повысит не только международную ценность локального персонала, но и даст существенные конкурентные преимущества местным компаниям", — поясняют в госкорпорации из Поднебесной.
И не забывают об одном из главных проектов Пекина последнего времени — концепции "Один пояс, один путь", которая должна связать Европу и Азию активными экономическими коридорами. Поэтому, советуют в CNBM, реформа транспортной инфраструктуры может сделать Украину важным центром торговли между Дальним Востоком и Западом, а значит — и значительно ускорить экономический рост страны.

Фото: Завод CNBM по производству цемента в Индонезии
О важности участия в "Одном поясе, одном пути" говорит и министр экономики Кубив. Эта инициатива возрождает и переосмысляет древний Шелковый путь — нынче Китай стремится создавать новые механизмы регионального экономического партнерства, укреплять культурные связи, как и поддерживать устойчивое развитие. По официальным данным Пекина, "Один пояс, один путь" охватывает большую часть Евразии, как "новые экономики", так и развитые страны. Этот проект охватывет территории с богатыми залежами ресурсов, 63 % населения планеты. Предположительный экономический масштаб составляет не менее 21 триллиона долларов.
Так или иначе, как пишет гарвардский профессор Нил Фергюсон, не стоит упрощать и делить мир на "рыночных капиталистов" и "государственных капиталистов". "На самом деле", - пишет он, "большинство стран где-то между этими полюсами". "Экономическая борьба нашего времени — это не противостояние китайского госкапитализма и американского рыночного капитализма, с Европой где-то посередине. Это вызов для всех трех регионов: найти правильный баланс между экономическими институтами, которые генерируют доходы, и политическими, которые их регулируют и распределяют".
Изучая китайскую модель ведения бизнеса и управления крупными организациями, можно вынести немало полезных уроков. Тем более что за опытом украинскому бизнесу и правительству ехать далеко не придется — компании из Поднебесной уже здесь и готовы продолжать развивать отношения не на словах, а на деле. Конечно, стоит помнить, насколько важно для Китая доверие — а на языке госуправления это значит реформы, защиту инвестиций и прав собственности, и, само собой, честных и справедливых правил игры для всех.