Sharing economy в Украине: такси может стать флагманом нового тренда экономики

17 января 2020, 09:55
Спецпроект
Новый тренд — экономика совместного потребления (Фото:depositphotos)

Новый тренд — экономика совместного потребления (Фото:depositphotos)

Покупка жилья, автомобиля, техники, книг — все эти привычные атрибуты экономического благополучия в последнее время перестают быть таковыми. В новом тысячелетии «прийти к успеху» все реже означает «обладать».

Напротив: изменения в технологиях и экономическом укладе делают совместное пользование и отказ от собственности выгодным и популярным. Не остается в стороне от мировых трендов и Украина.

Видео дня

«Пользуйся, когда нужно» можно назвать одним из слоганов sharing economy, экономики совместного потребления. Упрощенно говоря, эта концепция подразумевает, что вместо покупки автомобилей, домов или квартир, велосипедов, техники и других товаров их можно взять в аренду. Совместное потребление растет из того, что в мире масса мало используемых активов, которые зачастую сконцентрированы в руках небольшого числа людей. Например, согласно эксперту по транспорту Полу Бартнеру, автомобиль проводит 95% времени на парковке.

Sharing is caring — делиться значит заботиться.

Оказалось, что делиться «простаивающими» объектами выгодно: это подстегивает экономический рост, превращает неиспользуемые предметы в генератор прибыли и снимает затраты на вложение. Кроме того, совместное пользование налаживает новые связи между людьми.

Впрочем, речь не только о новых возникающих сообществах. Экономика реагирует на новый тренд с не меньшим энтузиазмом: объем рынка совместного потребления еще в 2014-м году составлял 15 миллиардов долларов, в 2025, по прогнозам PWC, он взлетит до 335 миллиардов долларов, больше, чем в 22 раза. Конечно, совместное потребление — не новинка для человечества, но именно бурное развитие цифровых технологий делает его по-настоящему массовым и удобным. Ведь, например, найти необходимый объект гораздо проще с помощью приложения в смартфоне, а не листая объявления в прессе.

Sharing economy как возможность для государства и бизнеса

«Термин sharing economy, как правило, связывают с использованием компьютерных платформ, в частности таких, как мобильные приложения для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг. Это позволяет отказаться от услуг традиционных плановых корпораций. А сама модель отличается существенно меньшими эксплуатационными расходами по сравнению с традиционными схемами реализации бизнеса», — поясняет украинский экономист Вадим Швед. Он напоминает, что это явление в экономике еще называют уберизацией — по имени одного из флагманов совместного потребления, сервиса для связи водителей и пассажиров Uber.

По мнению ученого, сегодня одна из наиболее актуальных задач — изучить, насколько нынешние европейские и национальные законы отвечают принципам экономики совместного пользования. «В странах, где законодательство не в полной мере защищает потребителей в новых экономических реалиях, законодатели должны действовать достаточно активно, чтобы обеспечить пользователям соответствующие гарантии», — добавляет Швед.

depositphotos
Фото: depositphotos

Попытки же запретить или ограничить сервисы sharing economy часто приводят к обратным эффектам. Красноречив пример Турции: запретив Uber, страна столкнулась со взрывным ростом такси-нелегалов. По информации местной газеты Hurriyet, в Стамбуле при около 17 тысячах лицензированных таксомоторов подпольно перевозят пассажиров еще около пяти тысяч автомобилей. Отрезание Uber от рынка привело и к серьезному удорожанию выхода на рынок: за год цена разрешения в виде специального номерного знака такси взлетела на 55%, достигая отметок в 350 тысяч долларов, отмечает Bloomberg.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В Украине же делаются шаги в направлении либерализации. В Верховную Раду уже подан законопроект с предложением новых правил для сферы такси. Их разрабатывали созданные под эгидой Офиса эффективного регулирования BRDO с участием игроков рынка. Среди прочего, авторы документа предлагают значительно упростить доступ к профессии: отказаться от сложного лицензирования, а также требования регистрироваться как ФЛП и вести отчетность, заменив их удобным разовым патентом за небольшую сумму на год или месяц. Так, к примеру, многие шоферы смогут сделать официальное «таксование» своим дополнительным заработком, скажем, подвозить людей по пути на работу или домой.

«Неофициально рынок такси дает работу более 200 тысячам украинцев. Прежде всего, мы хотим вывести их из тени, а двигаться дальше можно будет тогда, когда большая часть рынка заработает по правилам», — рассказывает инициатор законопроекта, народный депутат (СН) Владимир Крейденко. Легализацию хотят сделать максимально простой, для этого достаточно будет приобрести так называемый токен — право заниматься таксомотором. Его стоимость, говорит Крейденко, будет на уровне одной минимальной зарплаты, а в первые два года и вовсе 2500 гривен.

Законопроект призван наладить сотрудничество между перевозчиками и государством.

Речь идет в первую очередь о доверии: власть облегчает «белый» выход на рынок, минимизируя коррупционную составляющую, ожидая от шоферов повышения качества сервиса и защиту прав пассажиров.

«Нашему бизнесу приходится сложнее, чем западному. Мы не доверяем друг другу. А доверие — фундамент экономики совместного потребления. Мы почти не ищем новые формы сотрудничества. Без этого на глобальном рынке делать нечего. Кроме того, нам стоит научиться предоставлять сервис… Но технически Украина уже готова к экономике совместного потребления — развитие технологий отвечает мировому уровню», — отмечает один из апологетов sharing economy в Украине, CEO и основатель сети бизнес-пространств Creative States Илья Кенигштейн.

Показать ещё новости
Радіо NV
X