Как большие данные строят связи между бизнесом и покупателями

29 октября 2020, 12:47
Новости компаний
Использование Big Data в последние годы стало трендом не только в IT-сфере (Фото:Vodafone)

Использование Big Data в последние годы стало трендом не только в IT-сфере (Фото:Vodafone)

Использование Big Data — «больших данных» — в последние годы стало трендом не только в IT-сфере. К помощи огромных массивов информации обращаются и бизнесы, которые хотят лучше понять рынок, географию или своих клиентов.

«Поставщиком» Big Data в таком случае может выступать мобильный оператор. Поясняем, как это работает, на примере совместного проекта Vodafone Украина и Мироновского хлебопродукта (МХП).

Ритейл все чаще использует преимущества дата-аналитики. В мире есть немало кейсов, которые показывают, как сети магазинов или кафе получают из больших данных ценные инсайты. Недавнее исследование Forbes показало, что популярный бренд кофеен Starbucks за 2016−2019 год увеличил свою прибыль на 26% — во многом благодаря big data.

Последнюю Starbucks использовал для анализа локаций, демографии, покупательского поведения, трендов и прочего — чтобы прогнозировать успех и результативность своих новых точек в разных уголках мира. Таким образом компания управляет рисками и избегает открытия заведений в потенциально неприбыльных местах.

Vodafone
Фото: Vodafone

Аналогичным путем идет и агрохолдинг МХП, известный своим инновационным подходом. Анонсировав постепенный переход к идее «кулинарной компании» и открывая новые магазины и торговые точки, агрогигант активно использует цифровую аналитику. В некоторых из этих успешных проектов он сотрудничает с мобильным оператором Vodafone Украина.

Как это работает

Компания начала использовать big data в коммерции в конце 2019 года, говорит Константин Вербато, руководитель направления внедрения проектов по диджитализации в коммерции и маркетинге агрохолдинга МХП.

Константин Вербато

руководитель направления внедрения проектов по диджитализации в коммерции и маркетинге агрохолдинга МХП

На основе больших данных в холдинге сделали несколько выводов, в частности то, что поиск локаций для новых магазинов М’ясомаркет без надежной аналитики — неэффективно. «Поэтому мы приняли решение искать места для новых торговых точек при помощи big data от Vodafone. В частности, речь идет о тепловых картах, которые достаточно четко показывают эффективные и неэффективные зоны и так далее. У нас для поиска локации много внутренних критериев — значительная часть из них получена из анализа деятельности уже существующих торговых точек», — рассказывает Вербато.

Тепловые карты — это хороший способ визуализировать данные в пространстве, а не просто в виде цифр в строках и колонках. «Для построения аналитических отчетов и моделей мы используем информацию об использовании нашими абонентами мобильной связи, например, какие у них могут быть интересы, где больше всего может жить абонентов или работать, в каких местах наиболее плотный автомобильный трафик», — говорит Илья Ганчев, Corporate Sales Expert (BigData) компании Vodafone Украина.

Популярные у пользователей оператора места и схемы их передвижения показываются на тепловой карте — так можно увидеть, где и в какое время суток бывает больше или меньше людей. Само собой, все данные обезличены: речь идет только о статистике, а не отслеживания маршрута того или иного абонента.

МХП
Фото: МХП

От карты — к магазинам и клиентам

В МХП же по опыту своих магазинов бренда «Наша Ряба» выяснили, что успешно работающие точки находятся с определенными локациями. «И в них должны продаваться определенные продукты», — продолжает Вербато. «А менее успешные магазины, соответственно, оказались в других местах». На основе этого и сделанной Vodafone тепловой карты, агрохолдинг определил, в каких локациях стоит открывать новый магазин в том или ином городе.

Так, на карты наносили не только текущие розничные точки, но и потенциальные локации, подобранные с учетом критериев компании. «Кроме того, мы видим не только подходящие зоны, но и объекты, расположенные рядом с ней», — говорит представитель МХП.

Впервые этот подход компания использовала в Ковеле, где открылся первый М’ясомаркет. Впрочем, потребность в аналитике возникает не только из стратегии холдинга — так как бренд работает по франшизе, предложения от партнеров могут появляться «вне плана». «Только тепловой картой, конечно, не стоит ограничиваться: нужно выехать на место и оценить обстановку. Но такие карты служат надежным подтверждением трафика в конкретном месте», — добавляет Вербато.

МХП
Фото: МХП

Работа с данными помогает определять и целевую аудиторию — а это помогает принимать решения и касательно дизайна торговых точек, и ассортимента. Те же тепловые карты могут показать и перемещения отдельного сегмента покупателей: например, где и когда чаще всего бывают 18−30-летние пользователи, или же абоненты старше 60 лет.

Кроме того, мобильный оператор помогает и непосредственно связаться с определенными группами покупателей. Инструментом в этом случае выступает таргетированная рассылка. Данные в этом случае тоже обезличены, подчеркивает Вербато, компания просто описывает профиль целевого покупателя — и по нему оператор формирует пул рассылки для нужной локации. Кроме того, холдинг может указать и время отправки сообщения — на основании собственной информации о пиковой нагрузке.

«На сегодня мы имеем за плечами сотни реализованных проектов, большое количество компаний уже не представляют без нас запуск своих рекламных и аналитических активностей, а такие компании как МХП и вовсе создают с нами новейшие решения для своих внутренних заказчиков и совместно выводят свой бизнес на еще более профессиональный уровень», — добавляет представитель Vodafone Украина.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X