Грузовик дальнего плавания. Как «Скания Украина» умудрилась в 2020-м выйти в прибыль, несмотря на произвол судебной ветви власти

14 января 2021, 17:40
Новости компаний
Скания Украина

Скания Украина

Бренду Scania в этом году 130 лет. В Украине грузовики данной марки появились с 1993 года и с тех пор стали неотъемлемым элементом колесной логистики множества украинских компаний. НВ поговорило с Хоканом Йюде, генеральным директором ООО «Скания Украина» о будущем отрасли, истории развития Scania в Украине и о том, как одно судебное решение может отправить инвестиционный имидж в нокаут.

 — Расскажите о результатах работы «Скания Украина» в 2020 году.

 — На результаты года повлиял COVID-кризис. Поскольку были приостановлены поставки комплектующих элементов от субподрядчиков, подобно многим другим производителям, наши заводы в Европе и других странах временно прекратили свою работу. Тем не менее Scania с ее гибкой системой производства одной из последних закрыла производства и первой возобновила их работу.

Видео дня

Что касается Украины, то в 2020-м продажи новых грузовиков Scania составили 373 единицы. Это позволило нам увеличить долю рынка до 27.4% среди европейских производителей (в 2019 году — 23,8%). Следует отметить, что речь идет о тяжелом сегменте автомобилей (общей массой свыше 16 тонн).

Скания Украина
Фото: Скания Украина

Мы также продали 215 подержанных грузовиков — это рекордное количество для нас с момента открытия Центра по продаже техники с пробегом в 2014 году. Существенно выросла доля самосвалов и другой техники для строительного сегмента. Это произошло, в основном, благодаря масштабным строительным проектам по всей стране в прошлом году.

Особенно гордимся тем, что увеличились поставки легендарных грузовиков Scania V8 — это премиум-сегмент с высоким уровнем комфорта. Мечта многих водителей по всему миру. В 2020-м мы поставили 7 таких грузовиков для 4 разных компаний. На первый взгляд, это немного, но в предыдущие периоды это могло быть 1−2 единицы в год.

Скания Украина
Фото: Скания Украина

Экологичные транспортные решения

— На какие продукты и виды услуг может рассчитывать украинский потребитель, обращаясь к Scania? Каковы их преимущества?

 — Scania в 2021 году отпразднует свое 130-летие. Компания специализируется на производстве грузовиков и автобусов общей массой свыше 16 тонн, а также судовых и промышленных двигателей. Благодаря своей модульности, а также специальным аналитическим системам, каждая спецификация автомобиля создаётся практически уникальной, чтобы максимально точно и экономично выполнять задачу клиента. Покупая грузовик Scania, клиент получает не только качественный продукт, но и решения, которые позволяют лучше эксплуатировать технику и увеличивать свою прибыльность.

Имея в своем распоряжении разветвленную сервисную сеть, финансирование и страхование от «Скания Кредит Украина», а также услуги по обучению водителей и систему управления автопарком, клиент получает не просто автомобиль, а комплексное транспортное решение для своего бизнеса.

Мы приложили максимум усилий, чтобы наладить удаленную работу офисных сотрудников и в то же время обеспечить работу всех сервисных станций в Украине на протяжении всего этого тяжелого года. Таким образом, у наших клиентов была возможность вовремя и в полном объеме получить все услуги на том уровне, какой они ожидают от Scania.

Невзирая на все трудности, 2020 год стал для нас одним из самых успешных по операционным показателям компании.

Скания Украина
Фото: Скания Украина

— Мировые автоконцерны серьезно взялись за производство транспорта, максимально безвредного для среды обитания. Этому, в частности, способствует план ЕС сократить к 2030 году выбросы CO2 на 55% (в сравнении с 1990-ми), а к 2050 — вовсе избавиться от эмиссии парниковых газов. Как Scania участвует в этом экологическом движении?

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

 — Нам здесь есть чем гордиться. В 2020-м мы представили грузовик с газовым двигателем на метане. Две такие машины мы поставили компании из Одессы.

На данный момент у Scania самый широкий выбор грузовиков на альтернативных к дизелю видах топлива. Для Украины наиболее приемлемым с точки зрения существующей инфраструктуры и доступных цен является сжатый газ (CNG). Такие двигатели чище дизельных аналогов, при этом основные характеристики ни в чем не уступают дизельным (а также имеют ряд других преимуществ).

— Что Scania может предложить в плане электротранспорта?

 — Спасибо за вопрос. Скажу, что в последние годы Scania много инвестирует в электрогрузовики, воплощая свою стратегию устойчивого развития и перехода транспортной системы на экологичные виды транспорта.

Скания Украина
Фото: Скания Украина

— И все же. Когда мы можем ожидать первый электрогрузовик Scania в Украине?

 — Действительно, в конце 2020-го Scania представила электрогрузовик для городских условий с запасом хода до 250 км на одном заряде. Компания инвестировала в открытие отдельной сборочной линии на шведском заводе в Седертелье. Инвестиции в завод батарей, что будет построен рядом, достигнут 1 млрд шведских крон (примерно 100 млн евро).

Что касается Украины, то, думаю, первые электрогрузовики следует ожидать не ранее 2024 года. Вопрос не в производстве машин, а в наличии инфраструктуры и соответствующей законодательной базы. В сравнении с другими странами Европы, в Украине это направление пока развивается слабо.

Скания Украина
Фото: Скания Украина

Инвестиции и кто мешает развитию украинского бизнеса

— По данным из открытых источников известно, что представительство Scania в Украине открыто в 1993 году, а уже через 5 лет появился официальный дистрибьютор «Скания Украина». Какой объем инвестиций Scania вложила с начала до 2020-го?

 — С 1997 года Scania уплатила в бюджет Украины 97.8 млн евро в виде налогов и инвестировала более 38.8 млн евро в строительство новых сервисных станций в Украине, создание рабочих мест, оборудование и обучение персонала.

Начиная с 1993 года, Scania инвестирует в создание и расширение сервисной сети, которая изначально покрывала все крупные города, а за последние несколько лет наши станции появились в Полтаве, Мукачево и Луцке. Сейчас сеть покрывает всю территорию Украины, и это рабочие места для около 300 человек. Половина дилерских центров принадлежат украинским партнерам, некоторые из которых успешно сотрудничают со Scania на протяжении более 20 лет.

Скания Украина
Фото: Скания Украина

— После того как Вы озвучили цифру в 38,8 млн евро инвестиций, сложно отказаться от вопроса, а насколько Украина в целом привлекательна для западных инвесторов? Что нужно для привлечения больших инвестиций?

 — С момента прихода в Украину и по сегодняшний день мы очень позитивно относимся к Украине и считаем, что украинский рынок грузовиков обладает значительным потенциалом для развития.

С одной стороны, нам удалось успешно начать и развить бизнес Scania в Украине, хотя стране пока не удалось реализовать свой огромный экономический потенциал.

С другой стороны, есть множество причин, почему Scania не спешит увеличивать инвестиции в Украине (как и другие западные инвесторы). На мой взгляд, главная причина — в стране отсутствует система правосудия.

У нас есть собственный «богатый» опыт вынужденного общения с судовой системой Украины. В первую очередь, это связано с компанией «Фирма Журавлына». Это наш бывший дилер, с которым Scania прекратила сотрудничество из-за того, что деятельность ее не соответствовала стандартам ведения бизнеса Scania CV AB и условиям договоров. В ответ экс-дилер подал безосновательный иск о взыскании с компании Scania якобы упущенной выгоды и вымышленного долга по уплате сервисного вознаграждения за предоставление дилерских услуг за период 2012—2017 гг. «Журавлына» просила суд взыскать со Scania сервисное вознаграждение по ставке, в несколько раз превышающую определенную договором и по контрактам, к заключению которых фирма не имела никакого отношения. Исковые требования о взыскании более 123 млн грн с иностранного инвестора основывались только на самостоятельно составленных компанией таблицах. Без всякого документального подтверждения. Проигнорировав все доводы Scania о безосновательности требований и фактическом отсутствии доказательств, судья Хозяйственного суда Киевской области Светлана Чонгова удовлетворила иск в полном объеме — взыскала с дистрибьютора Scania в пользу ООО «Фирма «Журавлына» средства в размере более 123 млн грн. Сейчас мы оспариваем это решение в апелляционном суде.

Скания Украина
Фото: Скания Украина

Подобные ситуации неприемлемы и являются красной карточкой для других инвесторов, которые предпочитают страны, где их инвестиции и активы защищены. Если существует угроза рэкета при поддержке коррупционной судовой системы, они не будут рисковать. Это подтверждают низкие объемы зарубежных инвестиций в Украину и ее низкий уровень экономического развития по сравнению с любой другой страной в Центральной и Восточной Европы.

— Необходимость каких реформ видится реальному бизнесу критической для успешного развития Украины?

 — Многое нужно сделать, начиная с гарантий независимости НБУ до принятия нового трудового законодательства с учетом всех современных требований, вместо ныне действующего еще с брежневских времен.

Но основной фокус должен быть на реформировании судебной системы. Ведь до тех пор, пока инвесторы не будут чувствовать себя защищенными, вряд ли можно рассчитывать на приток инвестиций в экономику страны.

Скания Украина
Фото: Скания Украина

Направление

— Последний вопрос. Каковы планы «Скания Украина» на ближайшее пятилетие?

 — Наша цель — идти в ногу со временем, предлагать лучшие решения нашим клиентам и партнерам, чтобы их бизнес был максимально прибыльным и устойчивым. В ближайшее время мы станем свидетелями полной трансформации транспортной системы — речь идет об ее электрификации и возможном появлении автономных беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования. Несмотря на все трудности, я оптимистично настроен в отношении Украины и дальнейшего успешного развития нашего бизнеса здесь.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X