Реформа рынка такси: Чему стоит научиться Украине у соседей

14 июля 2020, 09:53
Спецпроект
Реформа рынка такси (Фото:Depositphotos)

Реформа рынка такси (Фото:Depositphotos)

Цифровые технологии и экономика совместного потребления меняют многие привычные нам сферы жизни. Возможности для работы онлайн, мобильный банкинг и райдшеринг, совместные поездки уже никого не удивляют. Зачастую государство не поспевает за темпами диджитализации, из-за чего существующие правила отстают от реалий. Как, например, с рынком такси, реформа которого в Украине давно назрела.

Появление мобильных приложений для поиска поездок еще несколько лет назад произвело революцию в сфере городского транспорта. За прошедшее с тех пор время многие страны внесли те или иные изменения в законодательство, которые бы отвечали духу времени, и в то же время позволяли государству защищать интересы и экономики, и пассажиров.

Видео дня

3−4 года назад в Центрально-Восточной Европе началась волна реформ рынка такси. В каком-то смысле регион стал лидером в Европе, потому что взялся за дело раньше «старой Европы». Первыми — еще в 2017 году — оказались страны Балтии, известные своей любовью к цифровым технологиям. За ними переосмыслили регулирование перевозок Хорватия, Словакия и Чехия, несколько позже — Польша и Румыния.

Что изменилось на рынке такси?

Одной из задач реформ во всех этих странах был пересмотр многих устаревших норм и адаптация законодательства к современным технологическим реалиям.

Во-первых, во многих странах региона существовало понятие минимальной и максимальной цены поездки в такси. С приходом цифровых приложений это потеряло необходимость — пользователь сразу видел стоимость на экране.

Еще одним потерявшим свое значение требованием были специальные экзамены для шоферов. Исторически они стали достаточно сложными: требовалось едва ли не идеальное знание карты города, а также многих законов в сфере — от трудового до административного законодательства.

«Сейчас все понимают, что в эпоху GPS и смартфонов эти требования не дают ничего безопасности пассажиров и качеству услуг», — говорит Марк Борис Андpиянич, директор по связям с органами государственной власти в странах Центральной и Восточной Европы компании Uber. Поэтому, поясняет он, эти барьеры также сняли, оставив только медицинские проверки и вопрос наличия судимостей.

Цифровые возможности отправляют в прошлое еще один водительский девайс — таксометры. Их обязательное наличие появилось в законах, когда смартфонов еще не было. Сейчас, с приходом «цифры», они попросту не нужны. Реформы сняли еще одно ограничение — прежде городские власти в странах региона, как правило, могли выставлять лимит на количество такси-лицензий. Неудивительно, что это вело к монополизации.

Проведенные в странах Центрально-Восточной Европы реформы во многом изменили правила игры на рынке, осовременив и упростив его. При этом не забыты были и темы безопасности и прозрачности доходов. «В итоге сфера, которая была зарегулирована, стала одной из самых либеральных. По итогу реформ растет и удовлетворенность пассажиров, и качество услуг, и доходы таксистов. С политической точки зрения эти реформы также стали успехом. Например, в Хорватии, где реформа рынка такси в регионе прошла одной из первых, граждане назвали именно ее одним из главных достижений правительства», — рассказывает Андриянич.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

depositphotos
Фото: depositphotos

Какую реформу готовят в Украине

Украинский рынок такси, по оценкам Офиса эффективного регулирования BRDO, составляет около 40 миллиардов гривен. 98% его участников — из 220 тысяч — работают неофициально: это как лишает государство налогов, так и повышает риски для пассажиров. При этом, по данным КМИС, 84% украинцев поддерживает присутствие на рынке перевозок мобильных приложений.

Совместно с бизнес-сектором был разработан целый пакет изменений в законы Украины, которые должны сделать рынок такси прозрачным, безопасным и эффективным. При его подготовке авторы использовали лучшие наработки и опыт стран-соседей. Среди прочего, предлагается разграничить поездки на такси и перевозки автомобилями на заказ. В последнюю категорию и должны попасть машины, которые находятся с помощью мобильных приложений.

Для легальной работы как «автомобильный перевозчик на заказ» потребуется получить электронное разрешение. Никаких сложностей с этим не предвидится: цена годового разрешения на такие перевозки составит одну минимальную зарплату (МЗП), а для электрокаров — и вовсе половину. Месячное разрешение будет стоить 1/12 от МЗП плюс 5 процентов. Шоферам нужно иметь медицинскую справку и не иметь судимостей. Поездки должны быть застрахованы. Существующие сейчас требования о лицензии на перевозки и регистрации как физическое лицо — предприниматель устраняются. Роль налога выполняет плата за разрешение.

Кроме того, вместо ныне обязательного лицензирования Укртрансбезопасностью будет создан Реестр перевозчиков и Реестр информационных служб (например, приложений для поиска поездок). Присмотр со стороны государства останется в виде проверок, организованных как «контрольная закупка» для гарантии качества и соблюдения законодательства.

Будущее реформ

Оцифровывая транспорт, страна получает ценные данные для транспортного моделирования. Например, Uber Movement уже открывает данные о средних скоростях по времени дня и дню недели на всех улицах Киева. Такие данные используются для улучшения дорожной инфраструктуры.

«Мы, как бизнес, заинтересованы в прозрачном и адекватном регулировании. Мы не хотим работать на рынке, где нет правил, которые отвечают здравому смыслу. Это попросту угроза для наших инвестиций в украинский рынок», — комментирует Георгий Соколянский, который отвечает за развитие Uber в странах Центральной и Восточной Европы. Кроме того, говорит он, диджитализация рынка такси открывает новые возможности и меняет города.

«Оцифровывая транспорт, страна получает ценные данные для транспортного моделирования. Например, Uber Movement уже открывает данные о средних скоростях по времени дня и дню недели на всех улицах Киева. Такие данные используются для улучшения дорожной инфраструктуры», — рассказывает Соколянский. Таким образом, городской трафик разгружается, что положительно влияет на окружающую среду. К тому же, сервисы поиска поездок сейчас активно стимулируют и использование электрокаров.

«Как только люди видят, что услуги такси становятся качественнее и доступнее, то никакого желания возвращаться к прежним условиям нет. Практика показывает: выигрывают все», — добавляет Андриянич. Кроме того, добавляет он, грамотная регуляция рынка открывает путь к стабильности, повышенной безопасности пассажиров и новым инвестициям. По опыту реформ в Европе, говорит Андриянич, видно, что даже оппоненты реформ со временем начинают пользоваться их преимуществами.

«Я помню, как раньше пользовался такси. Это было дорого, непредсказуемо и неудобно. Например, такси из Борисполя на столичный вокзал как-то стоило мне 100 долларов. Поэтому я с нетерпением жду реформу этого рынка. Идея сервисов типа Uber, Uklon или Bolt в том, что любой может заниматься перевозками пассажиров, даже в свободное время. Но это все требует регулирования, так как государству нужен контроль за безопасностью и налогообложением. Время полного саморегулирования подошло к концу», — резюмирует Соколянский.

Показать ещё новости
Радіо NV
X