Креативные офисы, нестандартные соцпакеты, время в подарок. Как ведущие компании мира мотивируют сотрудников

11 августа 2019, 10:00

Соревнуясь за креативных сотрудников, западные компании расширяют и без того немалый арсенал бонусов и поощрений. Медстраховкой здесь уже никого не удивишь, пишет журнал НВ

В осемь лет назад уроженец Киева Евгений Варавва получил работу в дублинском офисе одной из крупнейших технологических компаний мира - Google. Спустя шесть лет он покинул столицу Ирландии и перебрался уже в американский офис техногиганта.

Видео дня

«В обоих случаях компания помогла мне с оформлением документов, перевозом вещей и поиском жилья», — делится 29‑летний инженер надежности программного обеспечения.

Варавва рассказывает, что сотрудникам с семьями Google оплачивает релокацию партнера и детей, а также иммиграционные процедуры. И это далеко не все бонусы, которыми может похвастаться компания. Кроме социального и медицинского страхования, больничного и декретного отпуска сотрудники Google могут рассчитывать на спонсорскую помощь в обучении, бесплатное питание, а также услуги врачей, парикмахеров, массажистов и фитнес-тренеров прямо на территории офиса.

По мере роста своих финансовых возможностей различные поощрения вдобавок к зарплате стараются внедрять и другие западные компании. Например, в США расходы бизнеса на бонусы и льготы в среднем составляют 30 % от общей суммы компенсации, подсчитывают в Бюро трудовой статистики. Все потому, что в условиях высокой конкуренции за талантливые кадры социальный пакет стал не менее важным преимуществом, чем размер оклада, подчеркивают эксперты.

По данным опроса американского сайта поиска работы Glassdoor, около 60 % соискателей рассматривают бонусы и дополнительные льготы как второй по значимости после зарплаты фактор при трудоустройстве. А четверо из пяти работающих американцев признаются, что предпочтут новые бонусы простому повышению ставки.

Наиболее ценными дополнениями к зарплате жители США считают гибкий график, профессиональное развитие, возможность работать удаленно и льготы в сфере здравоохранения и спорта, дополняют в вашингтонской компании рыночных исследований Clutch. Такие преимущества улучшают качество жизни, физическое и психическое здоровье, а также убеждают сотрудников, что работодатель о них заботится, цитируют исследователи своих респондентов.

Поймав тренд времени, стремительно развивающиеся в последнее десятилетие интернет-гиганты задумались о комфорте офисных помещений и ввели моду на кабинеты с оригинальным дизайном, обилием зелени, а также игровые зоны и просторные кампусы с лужайками.

Некоторые американские компании предлагают сотрудникам и такие необычные бонусы, как оплачиваемое время на волонтерскую деятельность, посмертная компенсация семьям сотрудников, медстраховка для домашних животных и даже услуга заморозки яйцеклеток. Последнюю с недавних пор оплачивают своим специалистам технологические гиганты Apple, Facebook и Google. Процедуру, которая стоит в среднем более $ 10 тыс., компании позиционируют как более свободный подход к планированию семьи и карьеры.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

По словам Роберта Беднарского, директора Facebook по региону Центральной и Восточной Европы, практики корпоративной культуры меняются, и сопротивляться таким изменениям — значит вести заведомо проигрышную войну.

«Ожидания от работы со стороны следующего поколения диктуют новые стандарты, и наша задача — сделать рабочие места привлекательными, а значит, адаптивными, впечатляющими и вдохновляющими», — убежден он.

Кому обеды, а кому — велосипеды

В конце 2018 года компания Glassdoor опубликовала собственный рейтинг лучших работодателей. По итогам анализа 45 млн оставленных на ее сайте отзывов об организациях и исходя из результатов опроса соискателей, были названы самые заботливые компании.

В топ-10 вошли тяжеловесы бизнеса: на шестом месте оказалась социальная сеть для установления деловых контактов LinkedIn, на седьмом — Facebook, на восьмом — Google. Однако опередили их куда меньшие компании: первую строчку заняла консалтинговая фирма Bain & Company, за ней следовали провайдер облачной конференц-связи Zoom Video Communications, калифорнийская сеть закусочных In-N-Out Burger и провайдер облачного программного обеспечения для строительства Procore Technologies.

Работодателю необязательно тратить крупные суммы на меры корпоративной социальной ответственности (КСО) в отношении сотрудников, анализируют рейтинг эксперты. Чтобы персонал чувствовал заботу и поддержку на рабочем месте, руководству достаточно наладить обратную связь и внедрить недорогие, но нужные поощрения. Например, гибкий график, возможность работать из дому или приводить на работу домашних любимцев.

Среди прочих популярных, но более дорогих льгот для сотрудников — обучение, медицинское страхование, покупка абонементов в спортзал, оплата проезда, питания, скидки на покупку акций компании, участие в частных пенсионных программах и финансовая поддержка в декрете.

Тем не менее оплачиваемые отпуска остаются слабым местом многих американских компаний. Согласно исследованию, которое Glassdoor провела совместно с лондонской консалтинговой компанией Llewellyn Consulting, самыми щедрыми в предоставлении больничных, ежегодных и декретных отпусков являются предприятия Дании, Франции, Испании, Нидерландов и Швеции, а замыкают рейтинг из 15 участников Швейцария, Ирландия и США.

В большинстве американских штатов закон не обязывает компании оплачивать декрет, однако прогрессивные работодатели предоставляют отпуск молодым родителям и так добиваются сокращения текучести персонала. Например, после того, как компания Google в 2007 году увеличила декретные отпуска с 12 до 18 недель, число увольнений среди новоиспеченных матерей сократилось вдвое.

Чуть меньше — 16 недель выделяет молодым матерям Facebook, однако при этом предлагает еще и возмещение расходов на детские принадлежности и уход за детьми. А вот сервис потокового видео Netflix и вовсе не ограничивает срок отпуска для своих сотрудников. Компания оплачивает отпуск любой продолжительности с условием, что специалист успевает выполнять всю свою работу.

По данным исследования международной маркетинговой компании Fractl, предложение безлимитного отпуска способно склонить две трети опрошенных американцев проигнорировать вакансию с более высокой зарплатой, но без подобного бонуса. Тогда как бесплатное питание и напитки в офисе, а также регулярные корпоративные вечеринки мало влияют на решение о трудоустройстве.

Важно, чтобы предлагаемые бонусы соответствовали потребностям сотрудников, подчеркивает Татьяна Пашкина, HR-эксперт сайта поиска работы rabota.ua. Понимая это, многие западные и некоторые украинские работодатели внедряют так называемый кафетерий льгот. Работает он так: после года работы сотруднику начисляют бонусные баллы, которые тот может потратить на свое усмотрение — медстраховку, курс обучения, абонемент в спортзал или что‑то другое.

«Такой способ мотивации обеспечивает большую вовлеченность: сотрудники чувствуют, что работодатель понимает их потребности, — поясняет Пашкина. — В то же время компания знает, кому обеды, а кому — велосипеды, и не тратит деньги напрасно».

РАБОТАЙ НА ХОДУ: Рабочие столы с беговой дорожкой, установленные в чикагском офисе Google, помогают сотрудникам беречь здоровье от рисков сидячего образа жизни (Фото: AP)
РАБОТАЙ НА ХОДУ: Рабочие столы с беговой дорожкой, установленные в чикагском офисе Google, помогают сотрудникам беречь здоровье от рисков сидячего образа жизни / Фото: AP

Офис для души

С реди универсальных ценностей сотрудников, к которым нередко обращаются работодатели, — здоровье. Например, для борьбы с рисками сидячего образа жизни, к которым врачи относят сердечно-сосудистые заболевания, диабет и даже некоторые формы рака, компании дарят сотрудникам абонементы в спортзал, организовывают в офисах занятия фитнесом, устанавливают столы для работы стоя, мягкие диваны и гамаки.

Другие, зная о благотворном влиянии живой природы, солнечного света и свежего воздуха на самочувствие и продуктивность труда, не просто расставляют в офисах вазоны и используют во внутренней отделке натуральные материалы, а оборудуют под рабочие нужды прилегающие лужайки. Еще шире открывают двери офиса для живой природы компании, где можно приводить на работу домашних любимцев.

По подсчетам британского сайта поиска работы Reed.co.uk, 8 % сотрудников в Соединенном Королевстве имеют возможность прийти в офис с питомцем. Такая практика способствует рабочему процессу: как выяснили исследователи Центрального Мичиганского университета, собаки снижают уровень стресса среди офисных работников и создают атмосферу доверия.

Тем временем стимулировать творческие способности сотрудников помогает нестандартный дизайн интерьера. Яркий тому пример — фабрика идей Inventionland неподолеку от Питтсбурга в американском штате Пенсильвания. Здесь работают около двух сотен сотрудников креативной компании Davison Design & Development, которые превращают идеи своих клиентов в реальные продукты, и делают это продуктивно: каждый год компания регистрирует около 2 тыс. патентов.

В офисах IT-компаний происходит настоящий «плюшечный чемпионат», — Татьяна Пашкина, HR-эксперт сайта поиска работы rabota.ua

В помещении фабрики идей площадью 5,7 тыс. кв. м разместились тематические кабинеты, переговорные комнаты и лаборатории: для разработчиков автомобильных продуктов обустроена комната с гоночной трассой, создатели игр облюбовали потерпевший кораблекрушение пиратский корабль, а производители хендмейд-товаров трудятся в сказочном домике со стеганой крышей и огромными пуговицами на стенах. Всего в Inventionland 16 тематических зон. Помимо штатных сотрудников, сюда каждый год приезжают за вдохновением 15 тыс. студентов, дизайнеров, бизнесменов и инвесторов из США и других стран мира.

Тем временем в офисах Facebook можно встретить не только креативный дизайн, но и фанерные стены и потолки без отделки. Пространство должно помогать сотрудникам концентрироваться на главном, говорит Беднарский. К тому же такой дизайн соответствует принятому в компании тезису о том, что Facebook сформирован лишь на 1 % и всегда стремится к улучшениям.

«Facebook 15 лет, но мы хотим поддерживать атмосферу вызова и культуру стартапа, с которой начиналась компания в 2004 году», — заявляет топ-менеджер. Он подчеркивает: хотя для компании Цукерберга важно иметь офис, соответствующий ее ценностям, еще важнее — поддерживать корпоративную культуру, которая позволяет сотрудникам быть собой на рабочем месте и вдохновлять своими увлечениями окружающих.

«Главная предпосылка успешности коллектива — это чувство безопасности, когда каждый сотрудник знает, что его принимают, включая все его или ее особенности», — подтверждает Варавва из Google.

По результатам опроса миллениалов и представителей поколения Z, который в 2018 году провела международная аудиторская компания Deloitte, более половины рожденных после 1981 года сотрудников считают позитивную корпоративную культуру крайне важным фактором при выборе работы.

Важна для них и КСО-политика компании в широком смысле — включая заботу о нуждах общества и окружающей среды. Так, исследование американского PR-агентства Cone Communications подтверждает: три четверти миллениалов при смене места работы обращают внимание на социальные и экологические инициативы будущего работодателя.

БУДУЩЕЕ НАСТУПИЛО: Футуристическая архитектура и минималистичный дизайн штаб-квартиры Apple в калифорнийском Купертино призваны улучшить концентрацию и креативность сотрудников (Фото: AFP)
БУДУЩЕЕ НАСТУПИЛО: Футуристическая архитектура и минималистичный дизайн штаб-квартиры Apple в калифорнийском Купертино призваны улучшить концентрацию и креативность сотрудников / Фото: AFP

Сотрудник как личность

П ытаясь не отставать от западных соседей, украинские работодатели все чаще предлагают своим сотрудникам дополнительные бонусы и льготы, констатирует Пашкина из rabota.ua. На рынке труда стираются границы между странами, и украинские работодатели, не имея возможности превзойти европейских конкурентов по уровню зарплат, задумываются об альтернативных стимулах.

По данным опроса, который в 2018 году провела rabota.ua, наиболее распространенными льготами в Украине являются гибкий график работы и бесплатные горячие напитки. Около 15 % работодателей обеспечивают персонал медицинскими страховками; реже компании оплачивают обеды и покрывают транспортные расходы сотрудников, а самые заботливые даже приглашают в офис массажистов и организовывают занятия йогой.

«В офисах IT-компаний происходит настоящий „плюшечный чемпионат“: поле для гольфа, тренажеры, футбол, восемь видов соевого молока», — шутит Пашкина. Впрочем, модернизируют свои офисы не только IT-компании, но и другие фирмы с молодым персоналом, признает она.

Тем временем будущее направления эксперты видят в личностном подходе и поощрении разнообразия в корпоративной среде. Так, Беднарский подчеркивает: для Facebook важно, чтобы сотрудники могли свободно выражать свое мнение и чувствовали себя частью команды. Для этого компания поощряет их «проявлять на работе свое настоящее я».

Показать ещё новости
Радіо НВ
X