Доверие — это основа любых отношений, — менеджер МХП об уроках пандемии для бизнеса и украинцев

19 мая 2020, 09:25
Позиция
Один из крупнейших агрохолдингов в Украине (Фото:МХП)

Один из крупнейших агрохолдингов в Украине (Фото:МХП)

Украинский бизнес, казалось бы, привык к нестабильности и внезапным изменениям в экономике. Впрочем, каждый новый вызов тестирует и предпринимателей, и население на стойкость. Сохранять холодную голову, не терять связи с партнерами и потребителями, удержать бизнес на плаву — задача не из легких, и для малых, и для крупных предприятий.

О том, как одни и другие могут работать вместе и поддерживать друг друга, важности формальных и неформальных правил, а также о помощи граждан поговорили с директором департамента материально-технического обеспечения «Мироновский хлебопродукт» (МХП) Дмитрием Пташником.

Видео дня

Дмитрий Пташник

Директор департамента материально-технического обеспечения «Мироновский хлебопродукт»

МХП — один из крупнейших агрохолдингов в Украине, который не может просто взять и остановить свою работу. Как изменилась работа вашего департамента за последние два месяца из-за введения карантина в Украине? С какими сложностями столкнулись?

 — Вся страна была к этой ситуации не готова. Пандемия распространялась быстро. Поэтому агрокомпании вынуждены были быстро подстраиваться под реалии. Надо было понять, как перекрыть зоны риска, прежде всего — по импортным товарам, которыми Украина, к сожалению, не обеспечена. Моей первой задачей было построить работу команды таким образом, чтобы мы контролировали не только собственные поставки, но и сотрудничество с нашими контрагентами. Главное было не допустить остановки производства на МХП.

Поэтому каждый менеджер по направлению находился с поставщиками в тесной коммуникации. Благодаря этому можно было контролировать запасы сырья и материалов не только на складах МХП, но и у поставщиков.

Вторая задача имела больше психологический характер. Рынок еще очень хорошо помнит ситуацию 2014−15 годов, поэтому большая часть переживаний касалась курса валюты, а не пандемии. Поэтому мы работали и над тем, чтобы удержать условия сотрудничества с нашими партнерами и не допустить увеличения себестоимости продукции.

Отношения с партнерами во время такой кризисной ситуации — что стало залогом их сохранения?

 — Прежде всего, основа этого была заложена еще в 2014−15 годах. Тогда ситуация была ощутимо хуже, чем сейчас. Многие компании, которые серьезно зависели от курса валют, не смогли удержаться на рынке. Те, кто выстоял, вынесли очень ценный опыт. И сейчас значительная часть отношений базируется именно на доверии. Доверие — это не просто отношения между компаниями, это их основа. И МХП сразу задекларировала: для тех компаний, которые зависят от цен на иностранное сырье, мы осуществляем соответствующий перерасчет. Поэтому наши партнеры защищены от валютных рисков.

Сейчас ситуация на валютных рынках несколько стабилизировалась. Но высокий уровень неуверенности в будущем остается. МХП всегда выполняет взятые на себя обязательства и обещания, а соответственно получает дивиденды от высокого уровня доверия. Но не все компании на рынке ведут себя так же. Кто-то не имеет такого опыта страхования риска, как партнеры МХП, поэтому стремятся переходить на стопроцентную предоплату.

«Партнерство — это не одномоментное дело»

Из-за введения ограничений, связанных с карантином, малый и средний украинский бизнес оказался на грани выживания. Как МХП может поддержать меньшие бизнесы в настоящее время, но так, чтобы это было партнерство, а не сугубо благотворительность?

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

 — Прежде всего нужно слышать друг друга. Не нужно использовать трудные времена для всей страны, чтобы получить быструю наживу. Мы не делим бизнес на малый, средний и большой. Это ключевой наш принцип: любая компания — наш партнер, который развивается с МХП и берет на себя определенные обязательства.

Прежде всего — это равное отношение ко всем. Мы прозрачны и требуем того же, как и соблюдения обязательств по контрактам. Мы открыты для новых решений и понятны в принятии собственных. Это ключевое, на чем стоит основывать партнерство.

Поэтому каждый случай обращения мы рассматривали индивидуально. В частности, во время пандемии. Те фирмы, которые хотели бы работать непрозрачно, скажем, через наличные средства, не нашли у нас поддержки. А тем, которые действительно хотели преодолеть последствия карантина и поддержать страну, мы, конечно же, помогали. У нас нулевая толерантность к коррупции, как относительно МХП, так и относительно повседневной деятельности предприятия.

Но партнерство — это не одномоментное дело, это долгосрочное сотрудничество. Когда один начинает выкручивать руки другому, это ситуация, когда компания просто теряет доверие.

Какие примеры такой помощи со стороны МХП меньшим бизнесам можете привести?

 — Я бы не назвал это помощью. Я бы назвал это взаимовыгодным сотрудничеством. Первый такой случай: текстильное производство, которое занимается пошивом спецодежды на рынке Украины. Они никогда не шили трехслойные маски. Но это наш партнер — и сразу, как мы обратились за помощью, когда цены на маски достигали 20−25 грн за штуку, мы наладили временное производство масок на их мощностях.

Главное то, что, понимая сложность ситуации, поставщик не накрутил цену до небес, а установил цену, исходя из стоимости материалов и работ. Так МХП получил средства индивидуальной защиты для своих работников, а поставщик — стабильный заказ для работы своего предприятия.

«Бизнес показал свою «профпригодность»

Говоря о доверии, какие ключевые правила сотрудничества в бизнесе вы бы сформулировали?

 — Прежде всего — это равное отношение ко всем. Мы прозрачны и требуем того же, как и соблюдения обязательств по контрактам. Мы открыты для новых решений и понятны в принятии собственных. Это ключевое, на чем стоит основывать партнерство.

Нельзя зацикливаться исключительно на прибыли или сверхприбыли, нужно строить и развивать компанию в будущем. Не забывая про безопасность производства, достойные условия труда работников и высокие стандарты качества. Потому что получить доверие достаточно сложно, но потерять его можно за одну минуту.

МХП активно помогает двум областям в борьбе с коронавирусом: Черкасской и Винницкой. Ваш департамент осуществлял закупку необходимых материалов, техники и тому подобное. Каким был самый большой вызов и каким был ответ на него в этом разрезе?

 — Это была неожиданная задача, конечно. Наибольшим вызовом было найти необходимое, в достаточно сжатые сроки. В то же время, на рынках бурлила тотальная спекуляция, на которую никто не реагировал. Для меня стало непредсказуемым то, что рынок не хотел общаться с компаниями, которые покупают товары по безналичному расчету и платят налоги в бюджет. Появились огромная «серая» ниша, которую при этом никто не контролировал.

На фоне всего этого, изменится ли после карантина доверие к национальному бизнесу?

 — Здесь надо понимать, что бизнес поддержал не государство в первую очередь, а именно граждан. Конечно, на уровне государства есть немало бюрократических преград, тогда как бизнес — более гибкий и мобильный, может быстрее выстраивать связи с гражданами.

Люди видят то, что хотят видеть. Уверен, что доверие людей к украинскому бизнесу возрастет. Как и понимание того, что крупный бизнес не обязательно означает нечестный капитал, но ответственность перед народом.

Какие уроки следует извлечь из пандемии и карантина?

 — Прежде всего, уроки стоит извлечь государству — в плане регуляторной политики. Понять важность результатов, а не процессов. Бизнес показал свою «профпригодность», что может быстро показывать результаты и адаптироваться к ситуации. Что он дает не просто зарплату и уверенность в завтрашнем дне, но и заботится о регионе и о его населении.

И в завершение тогда — как бы вы определили понятие доверия?

 — Знаете, я недавно прочитал книгу Стивена Кови «Скорость доверия». Наверное, каждая фраза оттуда может стать частью такого определения. Я бы сказал, что доверие — основа любых отношений. Это уверенность в людях и честность. Чем выше уровень доверия, ты больше ты получаешь дивидендов от него, чем ниже уровень доверия — тем больше ты платишь налог на него.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X