«В Украину пришел «черный лебедь». Интервью генерального директора Nestle в Украине и Молдове

4 июля 2020, 09:46
НВ Премиум

Алессандро Дзанелли о реформах в Украине, влиянии коронавируса на бизнес, экспорте и возможной продаже продукции Starbucks.

Генеральный директор компании Nestle в Украине и Молдове Алессандро Дзанелли начал работать в Украине как раз перед выборами президента — в марте прошлого года. За почти полтора года своей деятельности топ-менеджер одной из крупнейших мировых FMCG-компаний воочию увидел, как в Украине меняются правительства, как работают государственные органы и действительно ли проводятся реформы. В интервью НВ Бизнес он рассказал о том, как оценивает работу правительства, когда в Украину пришел «Черный лебедь» и как компания боролась с коронавирусом, который обнаружили на одном из украинских предприятий компании.

Видео дня

Вы возглавили украинский офис компании в прошлом году — в период больших изменений, выборов нового президента Украины. Заметили ли разницу в работе с государственными органами с этого времени? Как оцениваете работу правительства?

С марта прошлого года я действительно возглавляю Nestle в Украине и Молдове, как раз с момента окончания президентской гонки и начала новой эры. За первые четыре месяца моей работы в стране трижды прошли выборы — два тура президентских и парламентские. Это был позитивный момент, эйфория и ускорение сближения с Европой, изменений в лучшую сторону, лучшего будущего и экономической стабильности.

Шестнадцать месяцев моего пребывания в Украине я бы разделил на две части. Первая часть — волна событий, которые происходили до конца прошлого года. Это был период позитивного настроя, роста, интенсивности в плоскости бизнеса и экономики. Время турборежима, появления огромного количества инициатив, а также динамичное их внедрение и изменения. Экономические показатели были неплохими: производство росло, гривна укрепилась, инфляция оставалась невысокой, а уровень безработицы снизился. Обнадеживающим был тот факт, что это был результат четко сформулированной стратегии и решимости: сильная гривна стала результатом политики Национального банка. Благодаря ей снизился уровень инфляции, увеличился объем производства, который повлек за собой рост количества рабочих мест и снижение безработицы.

К концу прошлого года положительный импульс стал падать и с начала этого года наблюдается иная ситуация — Украина вошла в период нестабильности. Говоря экономическим языком, в Украину пришел «черный лебедь». Это было вызвано пандемией коронавируса и замедлением необходимых реформ. С марта в Украине новый премьер-министр и правительство.

Как оцениваете реформы, которые проводятся в Украине последний год?

Правительство и парламент делают правильные шаги. Проведение заявленных реформ позволит провести необходимые трансформации, которые высвободят потенциал нации. Прогресс уже заметен. Это касается принятия земельной реформы даже со всеми правками. Закон о банках позволил Международному валютному фонду предоставить Украине поддержку.

Нас в Nestle радует открытость правительства и президента. Турборежим активизировал деятельность и высвободил возможности для бизнеса. То, как до сих пор осуществлялось управление чрезвычайной ситуацией, связанной с COVID-19, явно вызывало сбои в бизнесе, но помогло сосредоточиться на безопасности в качестве приоритета. Сейчас нам необходимо сфокусироваться на перезапуске, а для этого, мне кажется, сейчас правительству необходимо возобновить конструктивный диалог с бизнесом.

О необходимых реформах

Какие изменения в работе бизнеса вам необходимы?

Они касаются прозрачной налоговой политики, верховенства закона, обеспечения правопорядка, борьбы с теневой экономикой и защиты прав собственности. Необходимость внедрения реформ, стимулирующих гармонизацию украинского законодательства с законодательством ЕС. Местное регулирование более строгое и не всегда согласовано с законодательством Европейского Союза.

Что касается следующих шагов ближайшего времени, действия правительства должны быть направлены на перезапуск экономики. Приоритетом должна стать поддержка малого и среднего бизнеса.

Многие предприятия закрываются ввиду больших затрат и отсутствия доходов. Поддерживая малый и средний бизнес, стимулируем инновации, предпринимательство и сохраняем рабочие места.

Экономисты говорят, что Украина уже столкнулась с первыми признаками экономического кризиса. Ощутили ли падение продаж? Если да, то как сильно они снизились?

В момент кризиса приоритетом для Nestle стала безопасность наших сотрудников. Важно было убедиться в стабильности поставок продукции потребителям и гарантировать бесперебойную работу бизнеса, что стало второй строкой в списке наших приоритетов. Мы мобилизовали силы в поддержку украинского общества в борьбе с пандемией.

Почему я рассказываю обо всем этом? Мы продаем продукты питания. И по определению наши товары являются продукцией повышенного спроса. Во время карантина магазины продуктов питания не закрывались. Но ситуация в разных товарных группах отличается. Например, кондитерская отрасль больше всего пострадала из-за коронавируса, падение продаж исчисляется двухзначным значением. Многие украинцы стали готовить дома, большое внимание уделяют натуральным продуктам. Их продажи растут. Продукция для детей и домашних животных пользуются повышенным спросом. Такая же тенденция характерна для бизнесов какао и готовых завтраков. Суммарно у нашей компании наблюдается позитивный тренд.

На фабрике Волыньхолдинг, которая входит в состав Nestle, было зафиксировано несколько случаев заболевания COVID-19. Какие меры предпринимала компания, чтобы не допустить распространения коронавируса?

Как только в Украину пришел коронавирус, мы ввели дополнительные меры безопасности. Они касаются мониторинга температуры сотрудников, дезинфекции помещений и производственных мощностей, необходимости придерживаться социальной дистанции, носить маски и очки. На Волынской фабрике у нас много работников и мне бы очень хотелось, чтобы у нас не было заболевших. Но, к сожалению, избежать заболевания не удалось.

У нас зафиксировано восемь случаев заболевания, шесть сотрудников выздоровели, двое — получают необходимое лечение. Благодаря нашей системе контроля, мы быстро обнаружили, с кем контактировали заболевшие, и изолировали их на две недели. Все они прошли тестирование.

Мы смогли избежать массового распространения COVID-19 благодаря созданному плану. Подготовили план реагирования, в котором было четко прописано, что необходимо делать в случае обнаружения заболевших. Я бы советовал всем компаниям разработать такой план. Сейчас часть наших офисных сотрудников работают удаленно, но это не отразилось на эффективности работы компании. В разработку такой системы компания инвестировала ранее, поэтому переход к работе вне офиса прошел безболезненно.

О конкуренции с Roshen

Одна из фабрик, которая принадлежит Nestle, это Львовская кондитерская фабрика Свиточ — прямой конкурент корпорации Roshen. Чувствовали ли давление на бизнес в то время, когда президентом Украины был Петр Порошенко?

Показать ещё новости
Радіо НВ
X