Новый рынок зашел не туда. Почему реагент AdBlue становится новым вызовом для АЗС в борьбе с фальсификатом и некачественным продуктом

2 июня 2021, 13:28
НВ Премиум
Автор: Артем Ильин

Украинские сети АЗС, руководствуясь вопросами борьбы за экологию, уже более двух лет развивают инфраструктуру для заправки реагента AdBlue. Но только сейчас рынок начал задумываться о качестве продукта, который предлагают владельцам дизельных авто.

Начиная с 2019 года, ряд сетей АЗС начали инвестиции в инфраструктуру для налива реагента AdBlue, который пользуется все большим спросом в Украине. Он используется в выхлопных системах дизельных автомобилей для снижения уровня вредных выбросов. Производство и фасовка этого продукта постепенно переносится в Украину, хотя еще совсем недавно 80−90% AdBlue импортировалось. Но только с приходом в этот рыночный сегмент крупных химических компаний возник вопрос качественных показателей реагента, без соблюдения которых сохраняется нанесение вреда окружающей среде и возникает риск выхода из строя дорогостоящих компонентов автомобилей.

Видео дня

НВ Бизнес разбирался в причинах сложившейся ситуации, структуре рынка и почему украинские водители и владельцы автомобилей боятся немецких полицейских сильнее чем технического контроля в Украине.

Кто и почему производит

«На этот продукт есть спрос. Поэтому мы в 2019 году начали устанавливать на АЗК сети специальное оборудование для налива AdBlue», — рассказывает НВ Бизнес Дмитрий Лёушкин, владелец сети АЗК Prime, которая ориентирована на обслуживание дальнобойщиков. Сейчас 24 из 58 АЗК сети и ее партнеров предоставляют такую услугу.

По данным журнала НефтеРынок, в 2020 году видимое потребление AdBlue в Украине увеличилось до 33,9 тыс. тонн. Причем наметилась тенденция к вытеснению импортного продукта.

«Например, компания ТИЗ-Карбогаз из Львовской области в прошлом году прекратила импорт польского реагента. В компании нам рассказали, что запустили производство и в 2020 изготовили 8−8.5 тыс. тонн продукции», — поясняет Евген Скрыбка, журналист НефтеРынок.

СПРАВКА Что такое AdBlue?

Это водный раствор карбамида (мочевины). С помощью специального оборудования его впрыскивают в выхлопную систему автомобилей, оснащенных дизельным двигателем. Реагент, проходя через катализатор SCR способствует разложению вредных выбросов оксидов азота (NOx) на азот и воду. Это позволяет существенно сократить выбросы вредных веществ в атмосферу. С 2017 года все новые дизельные автомобили должны быть оборудованы такими системами. То есть потребление реагента должно расти.

В США он известен как DEF или Diesel Exhaust Fluid, а в Европе, как правило, используется под названиями AUS32 или AdBlue.

Торговая марка AdBlue принадлежит Verband der Automobilindustrie e.V. (VDA, Немецкий союз автомобильной промышленности).

Так как торговая марка AdBlue имеет конкретного владельца, то на сайте VDA можно найти всех официальных производителей. В Украине до недавнего времени это была только одна компания — КроссХим Киев (Киевская область), которая является частью международного химического холдинга с несколькими производственными площадками. По оценкам НефтеРынка в прошлом году в Украине компания произвела 3,55 тыс. тонн реагента.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X