Приоткрытый рынок. Главные промахи открытого рынка газа и что с ними делать?
СПЕЦПРОЕКТ
Прошло уже десять месяцев с того момента, как в Украине начал действовать так называемый «открытый рынок» газа для населения. В теории открытый рынок должен был покончить с газовым рабством, стимулировать честную конкуренцию на рынке и борьбу за потребителя (а, значит, – качество сервиса). Однако на практике рынок оказался не настолько открытым, как было задумано.

Почему так произошло и кому это может быть выгодно – в публикации.
Как это должно работать
Как это должно работать
1 августа прошлого года право определять стоимость газа для населения перешло от государства к рынку. С этого момента под контролем остаётся только тариф на услуги операторов сетей и хранилищ, устанавливаемый Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), а также цена поставки поставщиком «последней надежды».

Предполагалось, что теперь на открытом рынке объемом более 25 миллиардов кубометров (промышленность, бытовые потребители, потребности оператора ГТС) – неограниченное количество игроков, работающих по определенной системе из нескольких уровней: оператор газотранспортной системы (ГТС) – обеспечивает транспортировку газа магистральными сетями. Именно от ООО «Оператор ГТС Украины» газ попадает к операторам газораспределительной сети (ГРС) – облгазам. Облгаз подключает «к трубе» и отключает от нее, следит за качеством, реагирует и устраняет аварии и пр., а уже обеспечением ресурса газа в трубе непосредственно для потребителя занимаются поставщики газа.
Одним из главных изменений непосредственно для бытового потребителя принято считать возможность выбора поставщика газа и упрощенную схему его смены: если раньше сменить поставщика было практически невозможно, то сейчас – от 3 дней до 3 недель. Возможностью выбрать себе другого поставщика газа только за первые полгода воспользовались более 600 тысяч человек (например, ГК «Нафтогаз Украины» как лидер рынка получила заявки и подключила к концу января около 500 тысяч клиентов), и желающих воспользоваться преимуществами свободного рынка газа становится всё больше.

Теоретически, открытие рынка газа для населения, относительно простая процедура смены поставщика газа и равные правила игры для всех субъектов рынка должны стимулировать конкуренцию и повысить качество услуг, предоставляемых населению. Более того, открытие рынка газа для населения привело к появлению новых предложений. Например – годовой тарифный план с фиксированной ценой на газ и возможностью оплачивать зафиксированный договором объём голубого топлива равными частями на протяжении года. Такое предложение своим клиентам ещё в прошлом году сделала Газопоставляющая компания «Нафтогаз Украины». Со временем эта модель легла в основу общерыночного решения для защиты потребителей от потенциальных ценовых скачков – с 1 мая 2021 года, согласно постановлению НКРЭКУ, все поставщики на рынке обязаны предложить своим клиентам годовые тарифные планы без права повышать цену на протяжении периода их действия.
Как «заработал» открытый рынок и почему всё пошло не так
Как «заработал» открытый рынок и почему всё пошло не так
Спустя пять месяцев после официального запуска открытого рынка, в январе 2021, на фоне протестов в регионах, из-за поднятия цен облгазсбытами, Кабмин принял решение с 1 февраля до 31 марта ограничить предельную цену на газ для населения на уровне 6,99 грн за кубометр (с учетом НДС).

Открытие рынка и сотни тысяч пользователей, сменивших поставщика, существенно ударили по игрокам, которые ранее пользовались, мягко говоря, монопольным положением.

Главный исполнительный директор – исполнительный директор по трансформации Группы Нафтогаз Отто Ватерландер отмечает: реальную монополию на рынке поставок газа в Украине удалось сформировать условной Группе РГК.
Отто Ватерландер
Цена [газа] регулировалась государством, и каждый регион имел одного поставщика. В 100% случаев это был областной газсбыт, созданный провайдером газовой сети. Поскольку цена регулировалась и Нафтогаз был обязан поставлять газ через эти компании, они пользовались этим положением для достижения критической рыночной власти – объясняет Ватерландер и добавляет: сформировавшаяся при ПСО монополия все еще влияет на людей.
Контекст
По данным из открытых источников, на данный момент крупнейшим игроком рынка газа является группа РГК из орбиты олигарха Дмитрия Фирташа, которая объединяет большинство облгазов и связанных с ними газсбытов. Распределением газа занимается, в частности, группа из 20 облгазов, работающих под брендом РГК. В декабре 2020 Антимонопольный комитет оштрафовал более чем на 381 миллион гривен 18 операторов газораспределительных сетей из Группы РГК за злоупотребление монопольным положением.
После того, как рынок официально открыли, действительно, компании активно включились в борьбу за потребителя. Правда, борьба бывает разной. Использование связки «газсбыт – облгаз» позволило региональным газсбытам останавливать переход клиента к другим поставщикам. В ход пошли манипуляции и угрозы.
Мы собрали ТОП-3 самых распространённых приёма монополистов в борьбе за клиентов на украинском газовом рынке
Мы собрали ТОП-3 самых распространённых приёма монополистов в борьбе за клиентов на украинском газовом рынке
1. «Не хочешь по-хорошему? Будет по по-плохому!» – принудительные отключения и запугивания клиентов связкой «газсбыт – облгаз».
Показательной в этом контексте является история газового конфликта в Лубнах, что на Полтавщине. Как пишет ГазПравда, связка из двух поставщиков газа и одного облгаза, зарегистрированных по одному и тому же адресу в этом небольшом городке, позволила практически терроризировать потребителя. Сергей Назаренко трижды подавал заявление-присоединение к газоснабжению от ГК «Нафтогаз Украины». Но вопреки его желанию поставщик Лубныгаз-Трейдинг дважды возвращал клиента к себе, а в результате – оператор АО Лубныгаз под надуманным предлогами отключил квартиру семьи Назаренко от газоснабжения. Таких историй много. Люди в соцсетях пишут, мол, страшно менять поставщика, ведь после ухода к другой компании от проверок облгаза отбоя не будет, нарушения найдут, штрафы начислят, а потом и вовсе могут газ отключить.

А вот ещё один метод манипуляции. В 2018 году большинство бытовых потребителей газа начали получать от своих газсбытов счета с доначислениями за предыдущий месяц и предупреждением о доначислении за три предыдущих года! Это так называемые «температурные коэффициенты». Операторы ГРС объясняли это тем, что температура окружающей среды непосредственно влияет на объем газа, который проходит через бытовой счетчик, и зимой счетчики фиксируют меньший объем газа, чем передан сетями. На основании этого сбыты увеличивали количество кубов в счёте, а значит – сумму платёжки. Но ведь расходы на приведение к стандартным условиям уже заложены в тарифы на распределение природного газа! То есть клиенты платили дважды! Наверное, такой метод дополнительного заработка показал себя хорошо. Так как после открытыя рынка газа насчитывание клиентам необоснованных объёмов и долгов – стало одним из самых эффективных методов удерживания клиентов сбытами. Не хочешь долг? Будешь с нами! Хочешь сменить поставщика? Ой, так у тебя тут долги оказывается!

2. «Шахер-махер»сокрытие и манипуляция с данными клиентов
Чтобы сменить поставщика, вам обязательно нужно указать ваш индивидуальный газовый номер – EІС-код (Energy Identification Code). Это как идентификационный газовый код вашей квартиры или дома. В основном информацию о нём клиенты берут с платёжек за доставку (распределение) газа, которые приходят от оператора ГРС (облгаза). С открытием рынка потребители стали замечать, что ЕІС-коды пропали с платежек. НКРЭКУ пришлось прописывать непосредственно в правилах, что облгазы обязаны указывать ЕІС-коды на постоянной основе. А в сентябре 2020 года сотни клиентов в Суммах получили счета с неправильными ЕIC-кодами, и соответственно – сменили поставщика не себе, а владельцу кода, напечатанного на счёте. Новый поставщик сопоставить ЕIС-код с адресом и именем владельца не может. Операторы ГРС – монопольно владеют такой информацией. На вопрос «Как же так произошло?», ответ у оператора ГРС был готов: «Ошиблась типография!». Кстати говоря, поставщики жалуются, что до сих пор в контакт-центры обращаются клиенты, которым выдали неправильный ЕІС-код.
3. «Втихаря»или возврат клиентов газсбытами без ведома и согласия потребителей
Если поставщик не может обеспечить газом своих клиентов, срабатывает механизм страховки – так называемый поставщик «последней надежды» (сокращённо ППН). Дальше механизм выглядит так: 1 – клиентов начинает обслуживать ППН, срок – 60 дней; 2 – за эти 60 дней клиент должен выбрать на рынке себе поставщика; 3 – написать заявление-присоединение, передать документы новой газовой компании; 4 – через несколько дней/недель эта компания принимает заявку и клиент с реестра ППН переходит на газоснабжение к рыночному поставщику. Но исторические поставщики, владея всей информацией о потребителях, часто не передав эту информацию ППН, забирают клиентов себе обратно – иногда даже десятками тысяч. Клиентов об этом не спрашивают, заявления на переход не собирают. А зачем? Ведь у монополистов свои правила открытого рынка газа. Такой возврат клиентов не только нарушает Правила газоснабжения, но и не позволяет потребителям воспользоваться преимуществами открытого рынка, к примеру, получить более выгодную цену на газ. Кроме того, аналогичная ситуации имеет место даже не с поставщиком «последней надежды»: в той же ситуации с Назаренко из Лубнов потребителя просто так вернул к себе бывший поставщик.
С момента открытия рынка вскрылась ещё одна проблема – государство до сих пор не знает, сколько газа потребляют граждане, чтобы построить адекватную систему защиты от скачков цен. Хотя эти данные накапливаются в базах данных операторов ГРС (облгазов).

Это не только лазейка, которой пользуются компании-монополисты, но и угроза национальной и экономической безопасности Украины: в случае кризиса определить потребность в дополнительных адресных газовых выплатах государство просто не сможет. Также государство несет риск того, что если вдруг по какой-то причине захочет поменять операторов собственных сетей (а большая часть газораспределительных сетей принадлежит государству), то вместе с уходом старого управляющего (действующего облгаза) уйдет и полностью вся информация о бытовых потребителях.
Что делать?
Что делать?
Антимонопольный комитет уже начал расследование в отношении газсбытов касательно злоупотребления монопольным положением и повышения цен. Ранее, в 2019 году, против компаний группы РГК уже было открыто дело. По подсчетам Министерства энергетики, региональные газсбыты в августе – декабре 2020 года получили дополнительно 8,4 млрд гривен переплаты за счет разницы между установленной для потребителя и рыночной ценой.

Однако внимания АМКУ и НКРЭКУ заслуживает другой важнейший вопрос – настоящее разделение облгазов.
Согласно европейскому и украинскому законодательству, владелец сети не может координировать свои действия с поставщиком. Например, независимого владельца сети интересует независимое измерение объемов и построение базы данных, которой на равных возможностях может воспользоваться любая компания, – отмечает Отто Ватерландер.
Однако в Украине, говорит исполнительный директор по трансформации Группы Нафтогаз, операторы сети фактически заставляли людей оставаться со своими предыдущими поставщиками, которые, собственно, были ними (операторами) созданы.
Операторы газовых сетей (облгазы) и газоснабжающие компании (газсбыты) до сих пор не разделены должным образом, – подчеркивает Ватерландер.
Как АМКУ, так и НКРЭКУ должны жестко пресекать все случаи, когда потребителю мешают сменить поставщика. На сегодня, к сожалению, ни единая из множества жалоб потребителей не была удовлетворена именно в этом вопросе. Решить ряд проблем рынка помогло бы создание датахаба – современного цифрового инструмента для решения множества проблем на рынке газа. Единый цифровой хаб должен обеспечить централизованное накопление и хранения данных о бытовом потреблении в разрезе EIC-кодов бытовых потребителей (текущие и исторические данные потребления, данные о счетчик и его показания, данные о присоединенных газовых приборах, данные об отключении потребителя и т.д.), благодаря чему последние получат гарантии: их данные о потреблении не будут потеряны или изменены с изменением поставщика. Игроки рынка, в свою очередь, получают единые правила игры, а государство сможет выявлять злоупотребления вроде несуществующих потребителей ("мертвых душ"). Единый датахаб – это также возможность цифровизовать расчеты за газ и возможность ещё более упростить процедуру смены поставщика потребителем.

Кроме того, создание датахаба является фактически частью обязательств Украины в рамках Меморандума с МВФ, Соглашения об ассоциации с ЕС и Договором об учреждении Энергетического сообщества. Руководитель дивизиона «Розничный бизнес» Группы Нафтогаз Максим Рабинович также отмечает, что датахаб может помочь в деле администрирования субсидий и льгот:
Максим Рабинович
Этот функционал не только защитит гарантированные в ЕС права потребителей, но и позволит построить системы защиты уязвимых потребителей: определение количества таких потребителей, расчет потребностей в природном газе, определение необходимого объема субсидий или одноразовой адресной помощи.
Важным вопросом в процессе создания датахаба является защита персональных данных потребителей. Ведь в 2018 году уже была попытка создать прототип датахаба. Но тогда она не увенчалась удачей именно из-за нерешённости вопроса защиты персональных данных.
Датахаб не создаёт проблемы или риски, связанные с доступом к данным клиентов, он как раз наоборот – регулирует этот вопрос. Поскольку речь идет о создании нескольких уровней доступа к персональной информации, и только определенные государственные органы смогут иметь доступ к данным клиентов с конкретной целью, – акцентирует Максим Рабинович.
Важно, что создание датахаба уже реализуется в рынке электроэнергии, и соответственно логично использовать его же для решения проблем газового рынка. Тем более, что ввиду скорой сертификации у Укрэнерго будут отсутствовать стимулы для манипуляции данными в пользу того или иного поставщика.

Однако сегодня датахаб, несмотря на, казалось бы, его очевидную необходимость, пока остается только проектом, а решение о создании единого датахаба не принято. В Группе Нафтогаз надеются, что запустить единый датахаб удастся до начала следующего года, однако украинский опыт показывает: принцип «ломать – не строить» с монополиями работает плохо, особенно когда речь идет о народных миллиардах, к которым так привыкли местные олигархи.
А что с ценами на газ для ОСМД и ТКЭ? Выдыхаем...
А что с ценами на газ для ОСМД и ТКЭ? Выдыхаем...
В мае 2021 была отменена модель возложения специальных обязанностей, согласно которой НАК поставлял газ для производителей тепловой и электрической энергии по цене, определенной Правительством Украины.

В качестве решения НАК «Нафтогаз Украины» разработала трехлетний договор на поставку газа для производителей тепла и горячей воды (ТКЭ и ОСМД), которую потребляют бытовые клиенты. Предприятия ТКЭ потребляют газ для производства тепла не только для нужд бытовых клиентов. К этим сетям подключены другие предприятия. Именно поэтому НАК «Нафтогаз Украины» на первый год трехлетнего контракта (12 месяцев) будет предоставлять газ по долгосрочной рыночной цене 7,42 грн в объеме, соответствующем историческому объему потребления ТКЭ для производства тепла и горячей воды непосредственно для нужд населения. Дополнительные объемы газа будут отпускаться по спотовой рыночной цене.

За разъяснениями НАК «Нафтогаз Украины» долгосрочная рыночная цена 7,42 грн соответствует средневзвешенной себестоимости добычи газа, учитывает инвестиционную составляющую и финансовые затраты. Фактически, НАК создает благоприятные условия для прохождения предприятиями ТКЭ переходного периода, в который хозяйствующие субъекты смогут сосредоточиться на вопросах модернизации оборудования, увеличения энергоэффективности технологических процессов, перехода на возобновляемые источники энергии (биомассу в частности).

Потребители централизованного отопления, при таком подходе, а не проигрывать бытовым потребителям, которые обогревают свои дома за счет индивидуальных систем. Фактически, будут обеспечены равные условия с точки зрения затрат домохозяйств на отопление.